![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Иностранные работники: что нужно знать бухгалтеру и руководителю ("Консультант", 2004, N 14)
"Консультант", N 14, 2004
ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ И РУКОВОДИТЕЛЮ
На вопросы корреспондента журнала "Консультант" отвечает заместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД России, полковник милиции Михаил Владимирович Кравченко.
- Каковы функции Федеральной миграционной службы МВД России в отношении работодателей, привлекающих иностранных граждан для трудовой деятельности? - В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 15.05.2002 N 445, одной из основных задач Службы являются разработка и применение в пределах своей компетенции мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации. Основными функциями Службы являются: - организация, оформление и выдача в установленном порядке разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников), а также разрешений на работу (подтверждений) иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации; - проведение в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями федеральных органов исполнительной власти проверок (контроля) организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. В 2003 г. ФМС МВД России и подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации выдано работодателям 24,5 тыс. разрешений, привлечено 378 тыс. иностранных работников.
В I квартале 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года таких разрешений выдано на 30% больше. В стране сегодня насчитывается свыше 40 тыс. юридических и физических лиц, получивших разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В течение I квартала проверено свыше 120 тыс. объектов, выявлено 50 тыс. работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу, свыше 160 тыс. иностранных граждан привлечено к административной ответственности, депортировано 1,3 тыс. иностранных граждан. По результатам проверок отказано в выдаче разрешений 168 работодателям. - Что должна предпринять организация для найма на работу иностранных граждан? Каким образом должны быть оформлены на предприятии иностранные работники, чтобы у работодателя не возникло проблем с проверяющими? - Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п.4 ст.13) установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) (организации и физические лица) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Во избежание проблем с проверяющими по поводу законности привлечения и использования труда иностранных работников работодателю необходимо иметь выданное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформить в установленном порядке (в рамках полученного работодателем разрешения) персональные разрешения на работу для каждого привлекаемого им иностранного работника. Кроме того, работодателю необходимо соблюдать условия, предусмотренные заключенным с иностранным работником трудовым или гражданско-правовым договором. Должны быть созданы жилищно-бытовые, социальные и производственные условия, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации. Иностранные работники должны работать по специальности, на объекте и территории, указанных в разрешениях работодателю и разрешении на работу. - Михаил Владимирович, как будет функционировать система "одного окна", которая, как было ранее заявлено, позволит сократить временные затраты работодателей на оформление документов? Какие документы работодатель сможет оформлять через это "окно"? - Должен заметить, что и сам вопрос, и его решение для нас являются на сегодня весьма актуальными, требующими глубокого изучения и оперативного практического внедрения. Не секрет, что работодателю для привлечения иностранной рабочей силы, т.е. для того, чтобы получить персональные разрешения на работу каждому иностранному работнику, приходится затрачивать до трех и более месяцев. Сложившаяся в настоящее время система получения работодателем разрешительных документов представляет собой процесс, состоящий из пяти этапов: - I этап - получение работодателем в территориальном центре занятости населения заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников для последующего его представления в территориальный орган Минтруда России по вопросам труда и занятости населения. Срок - до семи рабочих дней; - II этап - получение на основе заключения центра занятости заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников в территориальном органе Минтруда России по вопросам труда и занятости населения. Срок - 14 рабочих дней; - III этап - рассмотрение заявительных документов на выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников (разрешения работодателю) в ФМС МВД России при привлечении граждан государств с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию или при привлечении граждан государств - участников СНГ в подразделении по делам миграции МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения - 30 - 45 дней; - IV этап - получение в подразделении по делам миграции персональных разрешений на работу для каждого привлекаемого работодателем иностранного работника в рамках выданного ему разрешения работодателю. Срок - до 30 дней; - V этап - оформление в паспортно-визовом подразделении органа внутренних дел приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности (для граждан государств с визовым режимом въезда). Срок - до 20 рабочих дней. В целях минимизации бюрократических барьеров в части условий и процедуры привлечения иностранных работников и сокращения до минимума временных затрат работодателем на получение необходимых разрешительных документов в настоящее время прорабатывается вопрос о проведении на базе ряда подразделений по делам миграции эксперимента по организации выдачи работодателям разрешительных документов по принципу "одного окна". Суть эксперимента будет заключаться в следующем. Работодатель, сдав в подразделение по делам миграции заявительные документы на получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений на работу для привлекаемых им иностранных работников, сможет получить их в том же подразделении не позднее 60 дней со дня регистрации поданных им документов с одновременным оформлением приглашения на въезд иностранных граждан, привлекаемых из государств с визовым порядком въезда. Для этого ФМС предстоит провести соответствующую подготовку, выполнить большой объем организационных мероприятий, в т.ч. в рамках проводимой административной реформы. - Кто на сегодняшний момент имеет право прийти с проверкой на предприятие, использующее труд иностранных граждан? По каким критериям осуществляется выборка организаций для проверки? - Пунктом 1 ст.32 Закона N 115-ФЗ определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Сегодня с органами внутренних дел при осуществлении названных контрольных функций активно взаимодействуют федеральные органы по труду и занятости, налоговые органы, работники государственного санитарно-эпидемиологического надзора, местных органов исполнительной власти субъектов РФ. Проверка работодателей осуществляется в основном на плановой основе, но не реже одного раза в год подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ во взаимодействии с вышеназванными федеральными и местными органами исполнительной власти. Проводятся также и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, письмам граждан и заинтересованных органов исполнительной власти на противозаконную деятельность работодателей, связанную с привлечением иностранных работников. - Каким категориям иностранных граждан не требуется разрешения на работу в РФ? Всем ли гражданам государств СНГ требуется разрешение на работу в РФ или есть исключения? - Пунктом 4 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) временно проживающих в Российской Федерации; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях). Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" имеют равные с гражданами Российской Федерации права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России. На всех остальных граждан государств - участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности. - Кто несет ответственность за отсутствие у иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории РФ, соответствующего разрешения - работник или работодатель? - КоАП РФ в ст.18.10 предусмотрена ответственность работодателя и иностранного работника за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Одним из видов нарушения названных правил является использование работодателем труда иностранного работника без разрешения на работу. - На данный момент в Государственной Думе находится проект федерального закона о внесении изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ. Будет ли изменена ответственность работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу? - В настоящее время принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Данным проектом, в частности, предполагается усиление административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, предусмотренной ст.18.10 КоАП РФ. В настоящее время Кодексом установлены следующие размеры штрафа: - для работодателя - от 10 до 20 МРОТ; - для иностранного гражданина - от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Предусматривается увеличить размер штрафа и установить соответственно для граждан от 10 до 20 МРОТ, для должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ, для юридических лиц - от 100 до 3000 МРОТ. - Михаил Владимирович, ответьте, пожалуйста, на несколько практических вопросов. Может ли иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность на территории РФ как индивидуальный предприниматель, а не как наемный работник? - Действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке: - разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации; - свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; - разрешение на работу. - Головной офис иностранной организации находится за границей, а в России расположено представительство. Руководитель организации - иностранный гражданин. Необходимо ли получать на него разрешение на работу в РФ, если на рабочем месте в России он находится всего несколько раз в году в течение одной-двух недель? - Законом N 115-ФЗ для всех категорий иностранных граждан (за исключением предусмотренных п.4 ст.13 Закона N 115-ФЗ и граждан Республики Беларусь) установлен разрешительный порядок осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности. В связи с этим работники, в т.ч. руководители представительств иностранных организаций, обязаны получить в установленном порядке разрешения на работу. Как правило, руководителем такого представительства является специально уполномоченный работник головной организации. Для него получение разрешения на работу обязательно. В случае если руководителем представительства является руководитель головной иностранной организации, он также должен получить разрешение на работу. Руководителю головной иностранной организации, не являющемуся руководителем своего представительства в Российской Федерации (при краткосрочных командировках в представительство с целью контроля и ревизии, для совершения деловых сделок и т.д.), получение разрешения на работу не требуется. - В заключение расскажите, пожалуйста, о проекте Миграционного кодекса, готовящемся в МВД России. Что явилось предпосылкой для разработки данного документа? - Для России вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Для реализации прав мигрантов принят ряд законодательных и подзаконных актов. Существующее в настоящее время законодательство, непосредственно или опосредованно воздействующее на правоотношения в сфере миграционных процессов, насчитывает более десятка законов, несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений, свыше 100 указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств. Практика их применения показывает, что ряд нормативных актов в существующей миграционной ситуации утратил свою значимость, некоторые из них противоречат друг другу, существуют пробелы в законодательстве, затрудняющие регулирование миграционных процессов. В этой связи назрела необходимость в систематизации всего миграционного массива законодательных и подзаконных актов. В феврале 2004 г. этот вопрос обсуждался в Федеральной миграционной службе МВД России на расширенном заседании, в котором приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, ведущие научные работники в области миграции, представители общественных организаций. На заседании были высказаны различные точки зрения о целесообразности разработки Миграционного кодекса. Однако все участники сошлись во мнении о необходимости кодификации миграционного законодательства. Следует пояснить, что кодификация законодательства заключается в качественной переработке действующих правовых норм, устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, восполнении пробелов и отмене устаревших норм. Результатом кодификации является издание нового сводного акта, например кодекса, который заменит ранее действовавшие акты по соответствующему вопросу. Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности и в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований. Работа по кодификации миграционного законодательства должна проводиться в два этапа. На первом этапе на основе анализа всего миграционного законодательства, обобщив практику его применения и предложения по его совершенствованию, а также изучив зарубежный опыт, потребуется разработать концепцию кодификации законодательства. Второй этап - собственно разработка кодифицированного законодательного акта, будь то Миграционный кодекс или иные законодательные акты. По времени это составит два-три года. Так что работа только начинается.
Подписано в печать 02.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |