Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Иностранные работники: что нужно знать бухгалтеру и руководителю ("Консультант", 2004, N 14)



"Консультант", N 14, 2004

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ И РУКОВОДИТЕЛЮ

На вопросы корреспондента журнала "Консультант" отвечает заместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД России, полковник милиции Михаил Владимирович Кравченко.

- Каковы функции Федеральной миграционной службы МВД России в отношении работодателей, привлекающих иностранных граждан для трудовой деятельности?

- В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 15.05.2002 N 445, одной из основных задач Службы являются разработка и применение в пределах своей компетенции мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации.

Основными функциями Службы являются:

- организация, оформление и выдача в установленном порядке разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников), а также разрешений на работу (подтверждений) иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации;

- проведение в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями федеральных органов исполнительной власти проверок (контроля) организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации.

В 2003 г. ФМС МВД России и подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации выдано работодателям 24,5 тыс. разрешений, привлечено 378 тыс. иностранных работников.

В I квартале 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года таких разрешений выдано на 30% больше.

В стране сегодня насчитывается свыше 40 тыс. юридических и физических лиц, получивших разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В течение I квартала проверено свыше 120 тыс. объектов, выявлено 50 тыс. работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу, свыше 160 тыс. иностранных граждан привлечено к административной ответственности, депортировано 1,3 тыс. иностранных граждан. По результатам проверок отказано в выдаче разрешений 168 работодателям.

- Что должна предпринять организация для найма на работу иностранных граждан? Каким образом должны быть оформлены на предприятии иностранные работники, чтобы у работодателя не возникло проблем с проверяющими?

- Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п.4 ст.13) установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) (организации и физические лица) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Во избежание проблем с проверяющими по поводу законности привлечения и использования труда иностранных работников работодателю необходимо иметь выданное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформить в установленном порядке (в рамках полученного работодателем разрешения) персональные разрешения на работу для каждого привлекаемого им иностранного работника.

Кроме того, работодателю необходимо соблюдать условия, предусмотренные заключенным с иностранным работником трудовым или гражданско-правовым договором. Должны быть созданы жилищно-бытовые, социальные и производственные условия, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации.

Иностранные работники должны работать по специальности, на объекте и территории, указанных в разрешениях работодателю и разрешении на работу.

- Михаил Владимирович, как будет функционировать система "одного окна", которая, как было ранее заявлено, позволит сократить временные затраты работодателей на оформление документов? Какие документы работодатель сможет оформлять через это "окно"?

- Должен заметить, что и сам вопрос, и его решение для нас являются на сегодня весьма актуальными, требующими глубокого изучения и оперативного практического внедрения.

Не секрет, что работодателю для привлечения иностранной рабочей силы, т.е. для того, чтобы получить персональные разрешения на работу каждому иностранному работнику, приходится затрачивать до трех и более месяцев.

Сложившаяся в настоящее время система получения работодателем разрешительных документов представляет собой процесс, состоящий из пяти этапов:

- I этап - получение работодателем в территориальном центре занятости населения заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников для последующего его представления в территориальный орган Минтруда России по вопросам труда и занятости населения. Срок - до семи рабочих дней;

- II этап - получение на основе заключения центра занятости заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников в территориальном органе Минтруда России по вопросам труда и занятости населения. Срок - 14 рабочих дней;

- III этап - рассмотрение заявительных документов на выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников (разрешения работодателю) в ФМС МВД России при привлечении граждан государств с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию или при привлечении граждан государств - участников СНГ в подразделении по делам миграции МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения - 30 - 45 дней;

- IV этап - получение в подразделении по делам миграции персональных разрешений на работу для каждого привлекаемого работодателем иностранного работника в рамках выданного ему разрешения работодателю. Срок - до 30 дней;

- V этап - оформление в паспортно-визовом подразделении органа внутренних дел приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности (для граждан государств с визовым режимом въезда). Срок - до 20 рабочих дней.

В целях минимизации бюрократических барьеров в части условий и процедуры привлечения иностранных работников и сокращения до минимума временных затрат работодателем на получение необходимых разрешительных документов в настоящее время прорабатывается вопрос о проведении на базе ряда подразделений по делам миграции эксперимента по организации выдачи работодателям разрешительных документов по принципу "одного окна".

Суть эксперимента будет заключаться в следующем. Работодатель, сдав в подразделение по делам миграции заявительные документы на получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений на работу для привлекаемых им иностранных работников, сможет получить их в том же подразделении не позднее 60 дней со дня регистрации поданных им документов с одновременным оформлением приглашения на въезд иностранных граждан, привлекаемых из государств с визовым порядком въезда.

Для этого ФМС предстоит провести соответствующую подготовку, выполнить большой объем организационных мероприятий, в т.ч. в рамках проводимой административной реформы.

- Кто на сегодняшний момент имеет право прийти с проверкой на предприятие, использующее труд иностранных граждан? По каким критериям осуществляется выборка организаций для проверки?

- Пунктом 1 ст.32 Закона N 115-ФЗ определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Сегодня с органами внутренних дел при осуществлении названных контрольных функций активно взаимодействуют федеральные органы по труду и занятости, налоговые органы, работники государственного санитарно-эпидемиологического надзора, местных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Проверка работодателей осуществляется в основном на плановой основе, но не реже одного раза в год подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ во взаимодействии с вышеназванными федеральными и местными органами исполнительной власти.

Проводятся также и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, письмам граждан и заинтересованных органов исполнительной власти на противозаконную деятельность работодателей, связанную с привлечением иностранных работников.

- Каким категориям иностранных граждан не требуется разрешения на работу в РФ? Всем ли гражданам государств СНГ требуется разрешение на работу в РФ или есть исключения?

- Пунктом 4 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) временно проживающих в Российской Федерации;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" имеют равные с гражданами Российской Федерации права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России.

На всех остальных граждан государств - участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности.

- Кто несет ответственность за отсутствие у иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории РФ, соответствующего разрешения - работник или работодатель?

- КоАП РФ в ст.18.10 предусмотрена ответственность работодателя и иностранного работника за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Одним из видов нарушения названных правил является использование работодателем труда иностранного работника без разрешения на работу.

- На данный момент в Государственной Думе находится проект федерального закона о внесении изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ. Будет ли изменена ответственность работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу?

- В настоящее время принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Данным проектом, в частности, предполагается усиление административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, предусмотренной ст.18.10 КоАП РФ.

В настоящее время Кодексом установлены следующие размеры штрафа:

- для работодателя - от 10 до 20 МРОТ;

- для иностранного гражданина - от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Предусматривается увеличить размер штрафа и установить соответственно для граждан от 10 до 20 МРОТ, для должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ, для юридических лиц - от 100 до 3000 МРОТ.

- Михаил Владимирович, ответьте, пожалуйста, на несколько практических вопросов. Может ли иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность на территории РФ как индивидуальный предприниматель, а не как наемный работник?

- Действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:

- разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;

- свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- разрешение на работу.

- Головной офис иностранной организации находится за границей, а в России расположено представительство. Руководитель организации - иностранный гражданин. Необходимо ли получать на него разрешение на работу в РФ, если на рабочем месте в России он находится всего несколько раз в году в течение одной-двух недель?

- Законом N 115-ФЗ для всех категорий иностранных граждан (за исключением предусмотренных п.4 ст.13 Закона N 115-ФЗ и граждан Республики Беларусь) установлен разрешительный порядок осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности.

В связи с этим работники, в т.ч. руководители представительств иностранных организаций, обязаны получить в установленном порядке разрешения на работу.

Как правило, руководителем такого представительства является специально уполномоченный работник головной организации. Для него получение разрешения на работу обязательно.

В случае если руководителем представительства является руководитель головной иностранной организации, он также должен получить разрешение на работу.

Руководителю головной иностранной организации, не являющемуся руководителем своего представительства в Российской Федерации (при краткосрочных командировках в представительство с целью контроля и ревизии, для совершения деловых сделок и т.д.), получение разрешения на работу не требуется.

- В заключение расскажите, пожалуйста, о проекте Миграционного кодекса, готовящемся в МВД России. Что явилось предпосылкой для разработки данного документа?

- Для России вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Для реализации прав мигрантов принят ряд законодательных и подзаконных актов. Существующее в настоящее время законодательство, непосредственно или опосредованно воздействующее на правоотношения в сфере миграционных процессов, насчитывает более десятка законов, несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений, свыше 100 указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств.

Практика их применения показывает, что ряд нормативных актов в существующей миграционной ситуации утратил свою значимость, некоторые из них противоречат друг другу, существуют пробелы в законодательстве, затрудняющие регулирование миграционных процессов. В этой связи назрела необходимость в систематизации всего миграционного массива законодательных и подзаконных актов.

В феврале 2004 г. этот вопрос обсуждался в Федеральной миграционной службе МВД России на расширенном заседании, в котором приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, ведущие научные работники в области миграции, представители общественных организаций.

На заседании были высказаны различные точки зрения о целесообразности разработки Миграционного кодекса. Однако все участники сошлись во мнении о необходимости кодификации миграционного законодательства.

Следует пояснить, что кодификация законодательства заключается в качественной переработке действующих правовых норм, устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, восполнении пробелов и отмене устаревших норм. Результатом кодификации является издание нового сводного акта, например кодекса, который заменит ранее действовавшие акты по соответствующему вопросу.

Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности и в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований.

Работа по кодификации миграционного законодательства должна проводиться в два этапа. На первом этапе на основе анализа всего миграционного законодательства, обобщив практику его применения и предложения по его совершенствованию, а также изучив зарубежный опыт, потребуется разработать концепцию кодификации законодательства. Второй этап - собственно разработка кодифицированного законодательного акта, будь то Миграционный кодекс или иные законодательные акты.

По времени это составит два-три года. Так что работа только начинается.

Подписано в печать

02.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03 ("Финансы", 2004, N 7) >
Статья: Учет договоров инвестирования при строительстве жилья ("Консультант", 2004, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.