![]() |
| ![]() |
|
Статья: Административное расследование нарушений (Начало) ("Аудит и налогообложение", 2004, N 7)
"Аудит и налогообложение", 2004, N 7
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ
Автор данной статьи проанализировал материалы 250 судебных споров, тем или иным образом касающихся проведения административного расследования органами налоговой администрации и ставших предметом разбирательства арбитражных судов различного уровня в период с 19 декабря 2002 г. по 23 декабря 2003 г.
Административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.26.1 КоАП РФ, в случае если выяснение указанных обстоятельств возможно только посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Административное расследование представляет собой систему правоохранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как административное правонарушение. Правовой режим административного законодательства, в котором проводится административное расследование, не только регламентирует саму процедуру проведения такого расследования, но и производит корректировку цели и задач подобной деятельности, состав субъектов и объектов расследования применительно к административной проблематике. Проведение административного расследования предполагает реализацию логически взаимосвязанной совокупности мер поискового, аналитического, процессуального характера, осуществляемых в правовом режиме административного законодательства, с помощью которых соответствующие органы исполнительной власти получают и исследуют недостающую информацию о степени виновности лица в совершении административного правонарушения, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность по данному делу, характере и размере причиненного ущерба, наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. При проведении административного расследования представляется возможным проведение проверки и дополнительного изучения информации, свидетельствующей о событии административного правонарушения и лице, его совершившим, но так как проведение административного расследования поставлено в зависимость от наличия события административного правонарушения, указанные мероприятия не могут быть отнесены к группе оснований для инициирования процедуры такого расследования. Стадия проведения административного расследования наступает после возбуждения дела об административном правонарушении и до момента составления протокола об этом правонарушении. В отношении фактов, требующих проведения административного расследования, дело об административном правонарушении на основании п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Возможность проведения административного расследования в случаях выявления административного правонарушения в области налогов и сборов подтверждена в ч.1 ст.28.7 КоАП РФ. Состав административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг приведен в гл.15 КоАП РФ. Критериев для дальнейшего разграничения этих видов административных правонарушений законодатель не устанавливает, что, на мой взгляд, является существенным недостатком структурного построения указанной главы. Одним из последствий этого следует признать необоснованное создание предпосылок для вариабельного определения состава административных правонарушений, относимых к области налогов и сборов.
Состав административных правонарушений в области налогов и сборов дополнительно разъяснен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, в котором говорится: "Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст.ст.15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП". Следовательно, административными правонарушениями в сфере налогов и сборов являются: 1) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3); 2) нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4); 3) нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5); 4) непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6); 5) нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7); 6) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.15.8); 7) неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9); 8) грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11). Следует отметить, что все административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ, в отличие от налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ, не являются длящимися: каждое из них имеет конкретную дату его совершения. Тем не менее существуют и альтернативные точки зрения относительно состава административных правонарушений в области налогов и сборов. Определенные споры вызывает отнесение к числу административных правонарушений в области налогов и сборов фактов грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, предусмотренных в ст.15.11 КоАП РФ. Объектом этого правонарушения весьма оправданно называют порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. Однако в названии гл.15 КоАП РФ законодатель предусмотрел только три разновидности административных правонарушений. Следовательно, состав правонарушений ст.15.11 КоАП РФ должен быть отнесен либо к группе административных правонарушений в области финансов, либо в области налогов и сборов, либо рынка ценных бумаг. Одним из аргументов отнесения состава правонарушений ст.15.11 КоАП РФ к группе административных правонарушений в области налогов и сборов является разъяснение понятия "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности". Под этим деянием законодатель понимает, в том числе, и искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%. Таким образом, на основании буквального толкования ч.1 ст.28.7 КоАП РФ можно сделать предварительный вывод, что решение о проведении административного расследования административного правонарушения в области налогов и сборов может быть принято в случае выявления признаков любого противоправного деяния, указанного в ст.ст.15.3 - 15.9 или ст.15.11 КоАП РФ. Однако следует учесть и вопрос практической целесообразности проведения административного расследования в отношении всей совокупности названных в КоАП РФ административных правонарушений в области налогов и сборов. Как показывает практика деятельности налоговых органов в 2002 - 2003 гг., лишь в 8,5% случаев расследование проводилось по выявленным фактам административных правонарушений в сфере налогов и сборов. Около 85% административных расследований были обусловлены выявлением фактов совершения административного правонарушения путем продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин. Ответственность за такое правонарушение определена в ст.14.5 КоАП РФ. Еще в 6,5% случаев причиной проведения административного расследования стало выявление административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.14.16 и 15.13 КоАП РФ. Указанные нормы предусматривают привлечение к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта. При этом стоит обратить внимание, что административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.14.16 и 15.13 КоАП РФ, хоть и посвящены нарушениям законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, не отнесены ст.ст.23.5 и 28.3 КоАП РФ к компетенции налоговых органов. Должностные лица налоговых органов не имеют права составлять протоколы по данным административным правонарушениям, а значит, не могут и инициировать проведение административного расследования по выявленным фактам таких нарушений. На основании п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3 - 15.9, 15.11, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.ст.19.6, 19.7 КоАП РФ. Кроме этого, в ч.1 ст.28.3 КоАП РФ отдельно указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Таким образом, на основании ст.28.3 и ч.1 ст.23.5 КоАП РФ налоговые органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях также по ст.ст.14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ. В соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ по всем вышеуказанным видам административных правонарушений налоговые органы вправе принять решение о проведении административного расследования. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 КоАП РФ (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды), на основании абз.4 ст.28.3 КоАП РФ вправе также составлять и должностные лица государственных внебюджетных фондов. По мнению представителей этих фондов, факты, указывающие на совершение административного правонарушения, могут быть выявлены должностным лицом исполнительного органа фонда как в ходе камеральной, так и в ходе выездной проверки. Необходимо отметить, что предоставление должностным лицам государственных внебюджетных фондов права составлять протоколы об административных правонарушениях не вполне согласуется с положением ст.9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". В отношении плательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ. Отметим также, что ссылка законодателя в ч.4 ст.28.3 КоАП РФ на то, что протоколы вправе составлять только должностные лица, входящие в перечень, установленный соответствующим федеральным органом власти, касается только административных правонарушений, перечисленных в ч.2 и 3 этой статьи. Таким образом, ограничения, предусмотренные п.4 ст.28.3 КоАП РФ, не могут распространяться на должностных лиц, составляющих протокол об административном правонарушении на основании ч.1 ст.28.3 и соответствующих норм гл.23 КоАП РФ. В результате на основании ст.23.5 КоАП РФ правом принимать решений о проведении административного расследования при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных ст.ст.14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ, а также составлять по ним протоколы об административном правонарушении обладают только: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах. Таким образом, согласно ч.2 ст.28.7 КоАП РФ решение о проведении административного расследования по всем нарушениям в области налогов и сборов вправе принимать только должностные лица налоговых органов, а в отношении нарушений, связанных с перечислением сумм иных взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды - и должностные лица государственных внебюджетных фондов. Как правило, инициатором проведения административного расследовании является территориальная налоговая инспекция МНС России (68%), чуть менее трети случаев составляют дела, по которым административное расследование проводилось межрайонной ИМНС (27%), в 5% случаев решение о проведении административного расследования принималось должностными лицами УМНС. В настоящее время реальной возможностью принимать решение о проведении административном расследовании в системе налоговых органов обладают должностные лица: - отдела выездных проверок подоходного налога; - отдела выездных проверок юридических лиц; - отдела камерального контроля юридических лиц; - отдела налогообложения доходов физических лиц; - отдела проверок юридических лиц (для инспекций с численностью до 150 человек); - отдела регистрации и учета налогоплательщиков; - отдела урегулирования задолженности; - отдела налогообложения юридических лиц (для инспекций с численностью до 60 человек); - отдела контроля налогообложения физических лиц (для инспекций с численностью до 60 человек); - отдела работы с налогоплательщиками (для инспекций с численностью до 60 человек); - руководитель и заместители руководителя налоговых инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня; - руководитель и заместители руководителя Управления МНС России; - должностные лица юридического отдела межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу; - должностные лица отдела проверок юридических лиц межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу; - руководитель и заместители руководителя межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу; - министр Российской Федерации по налогам и сборам и его заместители. Обязанность по оказанию помощи в проведении административного расследования включает контроль за соблюдением действующего законодательства об административных правонарушениях, сроков и процедуры рассмотрения материалов о привлечении к административной ответственности, подготовку документов и предъявление исков в суды по фактам выявленных нарушений, представление интересов инспекции по доверенности в судах и других органах. В настоящее время указанная функция возложена в первую очередь на сотрудников юридических отделов территориальных налоговых инспекций, УМНС России, межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу. Для территориальных налоговых инспекций с численностью менее 100 человек реализацию этой функции обеспечивают сотрудники отдела общего обеспечения, в соответствии с их должностной компетенцией. В структуре МНС России решение этих задач было отнесено к профессиональным обязанностям должностных лиц Департамента организации налогового контроля. Учитывая, что в соответствии с положениями ч.1 ст.26.9 КоАП процессуальные действия по делу об административном правонарушении, кроме лица осуществляющего производство по делу, может совершать по его поручению иное должностное лицо территориального органа, для расследования таких дел может создаваться группа для проведения административного расследования. В состав группы включаются кроме сотрудников отделов налоговых проверок специалисты, оказывающие помощь при проведении исследований вещественных доказательств, дающие консультации по вопросам, входящим в их компетенцию. На практике достаточно типична ситуация, когда определение о проведении административного расследования выносится безосновательно, исключительно для изменения подведомственности дела и передачи его для рассмотрения не мировому судье, а в районный суд. При этом в рамках административного расследования никаких процессуальных действий не совершается, и в этот же день составляется протокол об административном правонарушении. Вместе с тем судья районного суда, получив материалы дела, по которому административное расследование фактически не проводилось, не вправе прекратить по нему производство, так как в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ никаких правовых оснований для этого у него не имеется. Единственное, что он может сделать - это вынести определение о передаче данного дела мировому судье по подведомственности. Таким образом, каких-либо негативных правовых последствий для представителей государственной власти за допущенные нарушения не наступает. Сравнительно незначительное количество опубликованных в открытых источниках отчетов о практической деятельности органов налоговой администрации по проведению административного расследования в сфере налогов и сборов, к сожалению, не позволяют определить достоверные тенденции о целесообразности проведения данной процедуры в отношении конкретных видов административных правонарушений. Но это не значит, что поставленный вопрос на сегодняшний день неразрешим. Сравнительный анализ ст.ст.5.3 - 15.11 гл.15 КоАП и гл.16 НК РФ показывает, что выбор процессуальных норм, в соответствии с которыми должно быть разрешено дело, в ряде случаев зависит лишь от того, кто является субъектом ответственности. Так, решение о проведении экспертизы, назначение которой в отношении административного правонарушения в области налогов и сборов является основанием для административного расследования, как правило, принимается в случае выявления налоговых правонарушений, предусмотренных ст.122 НК РФ <1>. Данная статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога. Случаи назначения экспертизы по фактам иных налоговых правонарушений единичны, что не позволяет сделать вывод о закономерности назначения экспертного исследования в их отношении. В свою очередь действующая редакция КоАП РФ не содержит сходного со ст.122 НК РФ состава административного правонарушения. ————————————————————————————————<1> Постановления Федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 16.06.2003 N А26-3488/02-02-03/137; Уральского округа от 07.04.2003 N Ф09-939/03-АК; Западно-Сибирского округа от 05.12.2001 N Ф04/3720-608/А75-2001; Восточно-Сибирского округа от 05.04.2001 N А19-7808/00-18-Ф02-630/01-С1.
Выявленная тенденция позволяет обоснованно предположить, что проведение экспертизы является нехарактерным основанием для назначения административного расследования по факту совершения административного правонарушения в сфере налогов и сборов. Как уже отмечалось выше, причиной проведения административного расследования могут стать и иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, К таким действиям при практически любых обстоятельствах необходимо относить направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст.26.9 КоАП РФ, а также истребование сведений на основании ст.26.10 КоАП РФ. Согласно п.2 ст.86 НК РФ по мотивированному запросу налоговых органов банки обязаны в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней выдать им справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Как правило, подобные запросы налоговые органы направляют в случае выявления фактов: - нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст.ст.116, 117 НК РФ); - нарушения налогоплательщиком срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ); - непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ); - нарушения банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ) <2>. ————————————————————————————————<2> Постановления Федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 19.06.2000 N А56-2347/00; от 16.01.2002 N А42-5278/01-15; от 17.07.2001 N А56-9382/01; N А56-11450/01; Московского округа от 24.04.2001 N КА-А40/1795-01; Уральского округа от 05.02.2001 N Ф09-82/2001АК.
Кроме этого, направление запроса может быть обусловлено необходимостью проверки обстоятельств, связанных с процессом прохождения на территории России денежных средств на счет банка <3>. По результатам направления такого запроса могут быть подтверждены или опровергнуты факты: - грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ); - неуплаты или неполной уплаты сумм налога (ст.122 НК РФ). ————————————————————————————————<3> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.01.2002 N КА-А40/8104-О1.
За исключением упоминаемой ранее ст.122 НК РФ все приведенные налоговые правонарушения имеют свои аналоги в гл.15 КоАП РФ. Так, при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе, ответственность за которое предусмотрена в ст.ст.116 и 117 НК РФ, - это ст.15.3 КоАП РФ; за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации виновное лицо может быть привлечено как по ст.118 НК РФ, так и по ст.15.4 КоАП РФ; непредставление налоговому органу сведении, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность по ст.126 НК РФ или по ст.15.6 КоАП РФ; за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику ответственность устанавливает не только ст.132 НК РФ, но и ст.15.7 КоАП РФ; в случае же грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, результатом которых стало нарушение правил учета объектов налогообложения, подобные действия могут быть квалифицированы по ст.120 НК РФ или по ст.15.11 КоАП РФ. Из изложенного следует, что проведение административного расследования может быть вызвано необходимостью направления на основании ст.26.9 КоАП РФ запроса по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, ответственность за совершение которых предусмотрена в том числе ст.ст.15.3, 15.4, 15.6, 15.7 или 15.11 КоАП РФ. В свою очередь процессуальное действие в форме истребования, как правило, производится в случае выявления фактов: - непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ) <4>; - непредставления налоговой декларации (ст.119 НК РФ или ст.15.5 КоАП РФ) <5>; - грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ или ст.15.11 КоАП РФ) <6>; ————————————————————————————————<4> Постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 20.01.2004 N А82-66/2003-А/2; Северо-Кавказского округа от 25.12.2003 N Ф08-4428/2003-1803А; Уральского округа от 25.12.2003 N Ф09-4505/03-АК; Центрального округа от 25.12.2003 N А54-2482/03-СЗ; Северо-Западного округа от 05.12.2003 N А56-36851/02; Восточно-Сибирского округа от 17.12.2003 N А33-6217/03-СЗс-Ф02-4415/03-С1. <5> Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2003 N A56-29845/03; от 22.10.2003 N А26-2883/03-212. <6> Постановления Федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 20.10.2003 N А42-1263/03-29; Западно-Сибирского округа от 27.08.2003 N Ф04/4294-791/А70-2003.
Как показывают результаты проведенного исследования, помимо уже упоминавшихся видов административных правонарушений, процедура истребования, а вместе с ней и административное расследование могут быть проведены при выявлении признаков правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ. Таким образом, основываясь на результатах анализа практики современной контрольно-проверочной деятельности органов налоговой администрации, представляется возможным сделать вывод о целесообразности постановки вопроса о проведении административного расследования в случае выявления признаков административных правонарушений, предусмотренных в действующих редакциях ст.ст.15.3 - 15.7 и 15.11 КоАП РФ. Административное расследование в области налогов и сборов является разновидностью административного расследования, предусмотренного действующим КоАП РФ в качестве факультативной стадии производства по делам об административных правонарушениях. Являясь одной из разновидностей расследования, административное расследование в области налогов и сборов становится предметом изучения не только административного права, но и комплексной общей теории расследования. Главным отличительным признаком, позволяющим выделить административное расследование в области налогов и сборов из общей совокупности расследований, является особый правовой режим расследования и специфический состав объектов его проведения. Правовой режим административного расследования в области налогов и сборов должен органически сочетать требования сразу трех научно-правовых направлений: налогового права, административного права и криминалистической теории. Налоговое право определяет процедуру и особенности реализации правоотношений в налоговой сфере. Административное право вводит критерии выявления административных проступков в этой сфере, а также нормативным образом регламентирует проведение административного расследования. Решение же конкретных задач административного расследования достигается путем применения методик, являющихся предметом разработки и изучения криминалистической теории. При выявлении признаков административного правонарушения в сфере налогов и сборов административное расследование должно быть назначено только в случае отсутствия или необходимости уточнения сведений об отдельных обстоятельствах дела. При этом должностные лица, инициировавшие расследование, должны указать те объективные основания, вследствие которых необходимая информация может быть получена только посредством процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат. Исходя из содержания ст.26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении путем административного расследования, прежде всего являются: 1) установление характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением; 2) определение виновности лица в совершении административного правонарушения; 3) обстоятельства, смягчающее административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 4) причины и условия совершения административного правонарушения. Задачей административного расследования ни при каких обстоятельствах не может быть поиск события административного правонарушения. При этом при назначении административного расследования факты, указывающие на событие такого правонарушения, должны быть подвергнуты дополнительной проверке. В равной степени сказанное относится и к установлению и проверке обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Выяснение данных о лице, совершившим противоправные действия (бездействие) в области налогов и сборов, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, необходимо производить в порядке, предусмотренном ч.4 ст.26.4 КоАП РФ, и лишь при невозможности получить достоверную информацию указанным способом должен решаться вопрос о назначении административного расследования. Обоснованные сомнения своей правомерности вызывает и такая причина назначения административного расследования, как необходимость принудительного доставления лица для участия в процедуре оформления протокола об административном правонарушении. Решение о проведении административного расследования может быть принято в случае, если после выявления административного правонарушения для выяснения обстоятельств административного правонарушения требуется: - проведение экспертизы (ст.26.4 КоАП РФ); - направление поручения по делу об административном правонарушении (ст.26.9 КоАП РФ); - направление запроса по делу об административном правонарушении (ст.26.9 КоАП РФ); - истребование сведений (ст.26.10 КоАП РФ). Решение о проведении административного расследования также может быть принято, если в силу объективных обстоятельств в течение двух дней с момента выявления административного правонарушения не представляется возможным завершить проведение процессуальных действий, предусмотренных ст.26, или реализовать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст.ст.27.8, 27.10, 27.11, а также ст.28.5 КоАП РФ. Административное расследование не может проводиться в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении или нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении. Административное расследование по нарушениям ст.15.3, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ допустимо проводить уже по итогам налогового контроля в форме учета налогоплательщиков. Результаты камеральной проверки позволяют провести административное расследование по выявленным фактам нарушения ст.ст.15.4 - 15.6 КоАП РФ. При этом административное расследование по ст.15.5, ч.1 ст.15.6, ст.15.11 КоАП РФ обычно назначается по результатам проведения выездной налоговой проверки. Проведение экспертизы является нехарактерным основанием для назначения административного расследования по факту совершения административного правонарушения в сфере налогов и сборов. Необходимость проведения экспертизы по факту нарушения законодательства о налогах и сборах, как правило, возникает в случае выявления неуплаты или неполной уплаты сумм налога. Действующий КоАП РФ не предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за подобное нарушение. По этой причине необходимость проведения экспертизы по факту административного правонарушения в области налогов и сборов допустима, но маловероятна. При выявлении признаков административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.15.3, 15.4, 15.6, 15.7 или 15.11 КоАП РФ, решается вопрос о необходимости процедуры направления запроса в порядке ст.26.9 КоАП РФ. Информация об обстоятельствах административного правонарушения, в частности, анализируется на предмет необходимости направлений запроса в банк для получения справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Направление запроса может быть обусловлено и необходимостью проверки обстоятельств, связанных с процессом прохождения на территории России денежных средств на счет банка. Необходимость проведения истребования, как основание для проведения расследования, обычно рассматривается при выявлении нарушений ст.ст.15.5, 15.6, 15.11 КоАП РФ. Принятие решения о проведении административного расследования оформляется должностным лицом налогового органа в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Составление иных документов, например протокола об административном правонарушении, на данном этапе административного расследования действующим законодательством не предусмотрено.
(Окончание см. "Аудит и налогообложение", 2004, N 8)
А.Зрелов Налоговый юрист Подписано в печать 30.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |