![]() |
| ![]() |
|
Статья: Единый социальный в 2005 году ("Аудит и налогообложение", 2004, N 7)
"Аудит и налогообложение", N 7, 2004
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ В 2005 ГОДУ
В 2002 г. началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она основана на новом законодательстве, которое включает Федеральные законы: от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), а также на внесенных изменениях в гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ (Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ). В п.2 ст.5 Закона N 173-ФЗ говорится, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой части, страховой части и накопительной части. Порядок финансирования этих частей, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Законом N 167-ФЗ. Согласно п.3 ст.6 данного Закона установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счет застрахованного лица. Размер базовой части трудовой пенсии установлен п.1 ст.14 Закона N 173-ФЗ в размере 450 руб. в месяц. Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц. Обязательным страховом обеспечением по обязательному пенсионному Страхованию являются согласно ст.9 Закона N 167-ФЗ страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости. В п.3 ст.9 определены источники финансирования частей трудовой пенсии: "Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица". Статья 10 Закона N 167-ФЗ увязывает уплату страховых взносов с гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ: 1) суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете;
2) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл.24 НК РФ. На основании ст.22 Закона N 167-ФЗ для лиц 1967 года рождения и моложе применяются определенные ставки: так, до 100 тыс. руб. финансирование страховой и накопительной частей осуществляется в размере соответственно 8% и 6%. Статья 33 этого Закона ввела переходные положения, согласно которым размеры на 2002 - 2005 гг. составляют также в сумме 14%, но их соотношение по годам иное: 2002 и 2003 гг. - 11% и 3%; 2004 г. - 10% и 4%; 2005 г. - 9% и 5%, а далее - в соответствии со ст.22 Закона N 167-ФЗ. Аналогичная ситуация и при начислении страховых взносов при базе, превышающей 100 тыс. руб. Определение ставок, уплачиваемых в федеральный бюджет и бюджет ПФР, производится согласно п.3 ст.9 Закона N 167-ФЗ, где говорится: "Финансирование выплат базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица". На первый взгляд кажется, что рассмотренная выше пенсионная система создает определенные предпосылки для пенсионного обеспечении граждан среднего и младшего возрастов. Однако для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения это весьма сомнительно.
Пример. Рассчитаем, какую сумму при выходе на пенсию получит женщина 40 лет, то есть 1964 года рождения, за счет накопительной части трудовой пенсии Допустим, что ее доходы, облагаемые ЕСН, составляют 10 тыс. руб. в месяц. Соответственно, отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии составят 200 руб. в месяц (10 тыс. руб. х 2%). До выхода на пенсию в возрасте 55 лет в накопительной части окажется: 200 руб. к 12 мес. х 5 лет = 36 тыс. руб. Средний срок жизни женщины в России 74 года. Определим, какую часть пенсии за счет накопительной части в течение последующих 19 лет будет составлять ежемесячная сумма. Она составит: 36 тыс. руб. : 19 лет : 12 мес. ~= 160 руб. При этом мы исходим из того, что рост доходов и инфляция будут идти одинаковыми темпами. Даже если предположить, что инвестиционный доход составит 10% в год, что маловероятно, то и при данном условии (с учетом сложных процентов) за счет накопительной части можно будет получить сумму порядка 200 руб. в месяц. Очевидно, что эта величина никоим образом не позволит решить проблему получения достойной пенсии даже с учетом базовой и страховой ее частей. Поэтому совершенно непонятно, зачем вводилась накопительная часть для указанных выше категорий мужчин и женщин.
Учитывая сложившуюся ситуацию, а также ряд других обстоятельств, Правительство РФ вышло с проектом внесения существенных изменений в действующую систему пенсионного обеспечения. Эти изменения касаются следующих моментов. В накопительную часть работодатели будут делать отчисления только для лиц 1967 года рождения и моложе. У мужчин и женщин 1966 года рождения и старше в накопительную часть отчисления начиная с 2005 г. делаться не будут. Что касается тех средств, которые уже попали на их накопительные счета, то, вероятно, они будут переданы в страховую часть. Для данной части работников остается, таким образом, прежний режим расчета пенсии: базовая плюс страховая части пенсии. Что касается лиц 1967 года рождения и моложе, то для них предусмотрены следующие изменения. В 2005 - 2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть - 4% от базы для начисления взносов. Начиная с 2008 г. в страховую часть работодатели будут перечислять 8%, а в накопительную - 6%. При этом общий размер отчислений в Пенсионный фонд в размере 14% не меняется. Кроме того, в добровольном порядке работники за счет собственных средств могут перечислять в накопительную часть 4% от своих доходов. Для тех, кто будет перечислять собственные средства, предполагается ввести два поощрения: во-первых, передаваемые средства не будут облагаться налогом на доходы физических лиц; во-вторых, бюджет будет дополнительно вкладывать в накопительную часть еще 2% (но не менее 2 тыс. руб. в год).
Пример. Допустим, женщина 35 лет, то есть 1970 года рождения, делает отчисления в накопительную часть в размере 6%. Ее облагаемые доходы в месяц составляют 10 тыс. руб. Расчет начнем с 2005 г. (без учета сумм, уплаченных в 2002 - 2004 гг.). Тогда за 20-летний период работы в накопительной части (с условием, что она доплачивает 4% за счет собственных доходов) окажется 6% за счет работодателя или: 600 руб. х 20 лет х 2 мес. - 144 тыс. руб. Та же сумма (в размере 6%) образуется за счет собственных средств и доплаты из бюджета, то есть - 144 тыс. руб. В целом в накопительной части окажется 288 тыс. руб. Исходя из среднего срока жизни женщин (74 года), в последующие 19 лет пенсия за счет накопительной части составит: 288 тыс. руб. : 19 лет : 12 мес. = 1260 руб. При этом будем исходить из того, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счет инвестиционных доходов, хотя бы в размере 10%. С учетом этих обстоятельств за счет накопительной части пенсия может составить 1400 руб. Допустим, что такая же часть пенсии будет получена за счет страховой части (на это будет влиять еще и общий стаж работы). Кроме того, предположим, что базовая часть пенсии к 2025 году (момент выхода на пенсию) составит 1 тыс. руб. Тогда общий размер пенсии в месяц будет равен: 1400 руб. + 1400 руб. + 1000 руб. = 3800 руб. Реальный доход в месяц за минусом налога на доходы (при условии сохранения ставки 13% и без учета стандартных вычетов) составит 8700 руб. Тогда размер пенсии к среднемесячному доходу будет равен (3800 руб. : 8700 руб.) примерно 44%.
Если в странах с развитой рыночной экономикой размер пенсии составляет примерно 70% от доходов, то у нас, по словам министра финансов Алексея Кудрина, ставится задача добиться пенсии в размере 40 - 50%, а в более отдаленной перспективе 60% от доходов. Одной из причин ухода в серые или черные схемы выплат заработной платы является достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на доходы. С учетом ставок ЕСН (35,6%), налога на доходы физических лиц (13%), страхования от несчастных случаев эта нагрузка достигает 50%. Достаточно долго ведутся дебаты и по поводу резкого снижения величины ЕСН. Какова же оптимальная величина ЕСН? Вот что говорит Алексей Кудрин: "Я считаю, что существенного увеличения легализации бизнеса, даже если бы мы снизили ЕСН до 20%, быстро бы не произошло. Основная легализация уже прошла. Для многих малых предприятий или тех, кто работает по серым схемам, показалось бы недостаточно и такого снижения". Поэтому правительство в своем проекте остановилось на цифре 26%, в том числе в Фонд социального страхования - 3,2% (действующая в настоящее время ставка - 4%), в Фонд обязательного медицинского страхования - 2,8% (3,6%), в федеральный бюджет - 6% (14%), без изменений остается ставка отчислений в Пенсионный фонд - 14%. Известно, что отчисления в федеральный бюджет в составе ЕСН позволяют осуществлять обеспечение граждан страны, находящихся в настоящее время на пенсии. Приведет ли это к ухудшению жизни пенсионеров? Ведь достаточно резкое снижение уровня отчислений в федеральный бюджет с 14 до 6% грозит по крайне мере торможением уровня повышения размера пенсий, а возможно, и замораживанием их размера, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции. Для того чтобы не допустить этого, правительство предполагает использовать накопившийся профицит бюджета. Предполагается, что в 2005 г. федеральный бюджет будет дотировать Пенсионный фонд в размере 167 млрд руб. В ближайшие годы такая дотация может вырасти до 360 млрд руб. В результате снижения ЕСН предприятия и организации получат порядка 280 млрд руб., которые могут быть инвестированы в экономику. Еще одно предложение правительства - это повышение уровня доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения. Известно, что в настоящее время достаточно много предприятий, особенно в легкой, пищевой и ряде других отраслей народного хозяйства, не имеют доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения. Предлагаемая и действующая градации таковы:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | Действующая градация | Предлагаемая градация с 2005 г.| +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |До 100 тыс. руб. — 35,6% | | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |От 100 до 300 тыс. руб. — 20% |До 300 тыс. руб. — 26% | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |От 300 до 600 тыс. руб. — 10% |От 300 до 600 тыс. руб. — 10% | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Свыше 600 тыс. руб. — 2% |Свыше 600 тыс. руб. — 2% | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— Предлагаемая градация; проще: она состоит из трех позиций вместо четырех в действующей системе. Что касается доходов от 300 до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб., та в этих позициях ничего не меняется, изменения происходят только при уровне доходов до 300 тыс. руб. Сравнительный анализ действующей и предлагаемой градаций позволяет сделать следующий вывод: - до уровня доходов в 260 тыс. руб. предприятие получает выгоду от применения новой шкалы. Так, если доходы 100 тыс. руб., то в действующей системе отчисления составит 35,6 тыс. руб., в предлагаемой - 26 тыс. руб., эффект - 9,6 тыс. руб.; при доходах в 200 тыс. руб. эффект - 3,6 тыс. руб. (35,6 тыс. руб. + 20 тыс. руб. - 52 тыс. руб.); - если доходы превышает 260 тыс. руб., то предприятие получает убыток от применения новой шкалы. Так, при 300 тыс. руб. дохода в действующей системе необходимо уплатить: 35,6 тыс. руб. + 40 тыс. руб. = 75,6 тыс. руб. В предлагаемой градации уплата составит: 300 тыс. руб. х 26% = 78 тыс. руб. Убыток от применения новой шкалы равен 2,4 тыс. руб. Таким образом, предлагаемая градация ориентирована на категорию работников, получающих ежемесячные доходы в размере 10 - 20 тыс. руб. Как известно, для организаций действующая система ограничивает доступ к регрессивной системе путем обязательного достижения в среднем на одного работника дохода не менее 2500 руб. (без учета наиболее высокооплачиваемых работников). С 2005 г. это ограничение доступа к регрессивной шкале предполагается снять. Таковы основные изменения, вносимые в действующую систему ЕСН. Однако они носят характер проекта. Поэтому необходимо следить за тем, какие изменениями произойдут после принятия Государственной Думой данного законопроекта.
Ю.Донин Налоговый консультант Подписано в печать 30.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |