Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Водный туризм: организация и учет ("Аудит и налогообложение", 2004, N 7)



"Аудит и налогообложение", N 7, 2004

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ: ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕТ

Многие туристские компании организуют в летние дни экскурсии с использованием катеров и яхт. Данный вид услуг не только очень популярен и приносит немалую прибыль, но и сопряжен с определенными трудностями. Рассмотрим наиболее сложные вопросы, касающиеся организации, правовых основ и бухгалтерского учета таких услуг.

Лицензирование деятельности

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом подлежат обязательному лицензированию на основании п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 N 345 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте".

Лицензирующим органом является Минтранс России. Он же утвердил форму лицензии, которая выдается сроком на пять лет.

Суммы лицензионных сборов, уплачиваемые при оформлении лицензии, относятся предприятием в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов". Они погашаются равномерно в течение срока действия лицензии путем списания в дебет счетов учета расходов.

Для того чтобы получить лицензию, организация должна иметь транспортное средство, которое может как принадлежать ей на правах собственности, так и находиться у нее на условиях аренды или лизинга. Кроме того, для стоянки и причаливания судов, посадки и высадки пассажиров используются собственные или арендованные сооружения (причалы, понтоны и т.д.).

Страхование пассажиров

При перевозках туристов внутренним водным транспортом по внутригородским и пригородным направлениям можно не осуществлять личное страхование пассажиров (п.1 Указа Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров").

Если же проводятся междугородные экскурсии или туры, то страхование на время поездки обязательно. Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки).

Оплата экскурсий

При получении от туристов (физических лиц) платы за поездки наличными деньгами организация обязана применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

В подтверждение заключения договора о перевозке по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам пассажирам должны выдаваться билеты на поездку по определенному маршруту согласно п.2 ст.97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ.

Вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров. Если такой билет или путевка оформляются на утвержденных бланках строгой отчетности, то ККТ можно не применять.

Сезонность

Отличительной особенностью организации водного туризма является сезонность. Сезон работы катеров и яхт на воде ограничен периодом навигации.

В большинстве регионов России соответствующие фирмы предлагают туристам водные прогулки с апреля по октябрь. Зимой же эти фирмы занимаются либо подготовкой к предстоящему сезону, либо не работают вовсе. Тем не менее сдавать отчетность и платить налоги, например налог на имущество, приходится и в нерабочие кварталы. Кроме того, в этот период фирмы несут определенные расходы, которые не покрываются выручкой.

В межнавигационном периоде амортизация на средства водного транспорта не начисляется. Годовую норму амортизационных отчислений следует равномерно распределить на все месяцы навигации.

Расходы, связанные с подготовительными работами в связи с их сезонным характером, согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует относить в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов".

Сроки списания расходов будущих периодов организации определяют самостоятельно. Обычно произведенные расходы списываются по мере реализации услуг в дебет счетов учета затрат. Объем списания в этом случае может быть пропорционален объему реализации за данный отчетный период.

Расходы будущих периодов также списываются равномерно в течение рабочих кварталов.

Турфирмы могут создавать целый ряд резервов. Так, можно создавать резервы на подготовительные работы в связи с их сезонным характером, которые учитываются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Однако у организаций водного транспорта именно в I квартале отчетного года деятельность не осуществляется, следовательно, отсутствует и источник для создания резерва.

Если в нерабочих кварталах деятельность по подготовке к навигационному сезону не осуществляется, то прямых расходов у организации нет. Косвенные расходы (оплата труда администрации, офисные расходы и т.д.) учитываются на счетах 25 Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". В конце нерабочего периода такие расходы должны списываться либо в дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", либо распределяться между видами производства на счете 20 "Основное производство".

При первом способе учета списать расходы в дебет счета 90 можно только тогда, когда есть выручка. Когда реализации нет, общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся прямо в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

При втором способе учета все расходы списываются на счет затрат на производство, но включить их в себестоимость продаж можно будет только в следующем отчетном периоде, когда организация получит выручку. До этого момента такие расходы числятся на дебете счета 20 и считаются "незавершенкой".

С точки зрения налогообложения прибыли прямые расходы (заработная плата плавсостава, расходы на техобслуживание катеров и т.д.) в нерабочих периодах прибыль не уменьшают согласно п.2 ст.318 НК РФ. Косвенные расходы можно принимать для уменьшения налогооблагаемой прибыли в полном объеме в том отчетном периоде, когда они были произведены, если эти затраты обоснованы и необходимы для осуществления предпринимательской деятельности (п.1 ст.252 НК РФ). Естественно, что в I квартале при отсутствии реализации будет получен убыток.

Пример. ООО "Турэкспресс" в I квартале 2004 г. не осуществляло хозяйственной деятельности в силу сезонности предоставляемых услуг, и, следовательно, выручка от реализации экскурсионных услуг отсутствовала. Суда были спущены на воду 15 апреля 2004 г. Зарплата аппарата управления, ЕСН и страховые взносы - 45 000 руб., расходы на содержание офиса - 30 000 руб., прочие расходы - 5000 руб.

Подготовка судов к рабочему сезону (прямые затраты) обошлась предприятию в 50 000 руб.

Остаточная стоимость имущества ООО на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2004 г. - 500 000 руб.

В учете ООО "Турэкспресс" необходимо отразить следующие проводки:

     
   ————T—————————————————————————T——————————————————————T———————————¬
   | N | Содержание хозяйственной|Корреспонденция счетов|Сумма, руб.|
   |п/п|         операции        +————————T—————————————+           |
   |   |                         |   Дт   |      Кт     |           |
   +———+—————————————————————————+————————+—————————————+———————————+
   | 1 |Расходы по подготовке    |   97   |   60 (76)   |   50 000  |
   |   |катеров к спуску на воду |        |             |           |
   +———+—————————————————————————+————————+—————————————+———————————+
   | 2 |Отражены                 |   26   | 70 (69, 68, |   80 000  |
   |   |общехозяйственные расходы|        |   76, 60)   |(45 000 +  |
   |   |                         |        |             |30 000 +   |
   |   |                         |        |             |5000)      |
   +———+—————————————————————————+————————+—————————————+———————————+
   | 3 |Списаны общехозяйственные|   99   |      26     |   80 000  |
   |   |расходы на убытки        |        |             |           |
   +———+—————————————————————————+————————+—————————————+———————————+
   | 4 |Начислен авансовый платеж|   91   |      68     |    2 750  |
   |   |по налогу на имущество за|        |с/сч "Расчеты|    <*>    |
   |   |I квартал                |        |  по налогу  |           |
   |   |                         |        |на имущество"|           |
   +———+—————————————————————————+————————+—————————————+———————————+
   | 5 |Списана сумма налога на  |   99   |      91     |    2 750  |
   |   |имущество на убытки      |        |             |           |
   L———+—————————————————————————+————————+—————————————+————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Авансовый платеж по налогу на имущество:

(500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000) : 4 х 2,2% : 4 = 2750 руб.

Таким образом, убыток за I квартал 2004 г. составил:

80 000 + 2750 = 82 750 руб.

Учет основных средств

Катера, лодки и яхты в большинстве случаев соответствуют критериям отнесения имущества к основным средствам, так как почти всегда их стоимость превышает 10 000 руб. Следовательно, для целей бухгалтерского и налогового учета согласно ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и части второй НК РФ они относятся к амортизируемым основным средствам. Их приобретение, износ и выбытие отражаются в учете в общеустановленном порядке. Большинство туристских и прогулочных судов Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых а амортизационные группы" относятся к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Гребные суда амортизируются в течение 3 - 5 лет (третья группа), а мощные водоизмещающие пассажирские суда - от 20 до 30 лет (восьмая и девятая группы).

Если организация имеет на балансе причальные сооружения, то их тоже нужно относить к основным средствам. Срок их полезного использования составляет 20 - 30 лет (восьмая и девятая группы).

Особенности налогообложения

В том случае если реализация услуг носит сезонный характер, предприятие может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов.

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст.64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 утвержден Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения, согласно которому, если организация осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в районах с ограниченными сроками навигации, то она может получить отсрочку по уплате налогов в бюджет.

Транспортный налог

Теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки и другие средства водного транспорта являются объектами обложения транспортным налогом (п.1 ст.358 НК РФ).

Весельные и моторные лодки с мощностью двигателя менее 5 л. с. этим налогом не облагаются.

Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" установлены следующие ставки:

     
   ——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   |      Объект налогообложения     |    Налоговая ставка, руб.    |
   |                                 +——————————————T———————————————+
   |                                 | До 100 л. с. |Свыше 100 л. с.|
   |                                 |(до 73,55 кВт)|     (свыше    |
   |                                 | включительно |   73,55 кВт)  |
   +—————————————————————————————————+——————————————+———————————————+
   |Катера, моторные лодки и другие  |       20     |       30      |
   |водные транспортные средства с   |              |               |
   |мощностью двигателя (с каждой    |              |               |
   |лошадиной силы)                  |              |               |
   +—————————————————————————————————+——————————————+———————————————+
   |Яхты и другие парусно—моторные   |       35     |       60      |
   |суда с мощностью двигателя (с    |              |               |
   |каждой лошадиной силы)           |              |               |
   +—————————————————————————————————+——————————————+———————————————+
   |Гидроциклы с мощностью двигателя |       35     |       50      |
   |(с каждой лошадиной силы)        |              |               |
   +—————————————————————————————————+——————————————+———————————————+
   |Другие водные и воздушные        |      200     |               |
   |транспортные средства, не имеющие|              |               |
   |двигателей (с единицы            |              |               |
   |транспортного средства)          |              |               |
   L—————————————————————————————————+——————————————+————————————————
   

Пример. ООО "Турэкспресс" имеет на балансе следующие зарегистрированные транспортные средства по состоянию на 1 апреля 2004 г.:

- катера с мощностью двигателя 70 л. с. - 2;

- каютный катер с мощностью двигателя 150 л. с. - 1;

- парусно-моторная яхта с мощностью двигателя 220 л. с. - 1;

- гидроцикл с мощностью двигателя 110 л. с. - 1.

В бухгалтерском учете ООО "Турэкспресс" будут сделаны следующие проводки по начислению транспортного налога:

     
   ————T——————————————————————T——————————————————————T——————————————¬
   | N |      Содержание      |Корреспонденция счетов|  Сумма, руб. |
   |п/п|хозяйственной операции+————————T—————————————+              |
   |   |                      |   Дт   |      Кт     |              |
   +———+——————————————————————+————————+—————————————+——————————————+
   | 1 |Начислен транспортный |   20   | 68, субсчет |     7 300    |
   |   |налог по катерам      |        | "Расчеты по |(70 л. с. х   |
   |   |                      |        |транспортному|20 руб/л. с. х|
   |   |                      |        |   налогу"   |2 +           |
   |   |                      |        |             |150 л. с. х   |
   |   |                      |        |             |30 руб/л. с.) |
   +———+——————————————————————+————————+—————————————+——————————————+
   | 2 |Начислен транспортный |   20   | 68, субсчет |    13 200    |
   |   |налог по яхте         |        | "Расчеты по |(220 л. с. х  |
   |   |                      |        |транспортному|60 руб/л. с.) |
   |   |                      |        |   налогу"   |              |
   +———+——————————————————————+————————+—————————————+——————————————+
   | 3 |Начислен транспортный |   20   | 68, субсчет |     5 500    |
   |   |налог по гидроциклу   |        | "Расчеты по |(110 л. с. х  |
   |   |                      |        |транспортному|50 руб/л. с.) |
   |   |                      |        |   налогу"   |              |
   L———+——————————————————————+————————+—————————————+———————————————
   

Для целей налогообложения прибыли сумма исчисленного транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп.1 п.1 ст.264 НК РФ. При признании расходов по методу начисления датой осуществления расходов в виде налогов (авансовых платежей) признается дата их начисления (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ).

Л.Меньшова

Аудитор

ООО "АФ МКПЦ"

Подписано в печать

30.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Может ли быть приостановлено проведение выездной налоговой проверки? ("Налоги и налогообложение", 2004, N 7) >
Статья: Обложение НДС турпутевок ("Аудит и налогообложение", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.