![]() |
| ![]() |
|
Статья: Возможности и правовые проблемы проведения финансового оздоровления в рамках процедуры банкротства ("Налоги и налогообложение", 2004, N 7)
"Налоги и налогообложение", N 7, 2004
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
Приоритет именно финансового оздоровления неплатежеспособного должника, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, понимают и власть в целом, и законодатель. Тщательный и скрупулезный сбор, обобщение и изучение опыта финансового оздоровления, опыта решения связанных с реализацией данной процедуры банкротства проблем стало важнейшим направлением в развитии законодательства о несостоятельности (банкротстве). В процессе практического применения положений и норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. стала понятна необходимость продолжения разработки новой концепции государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Стало очевидно, что такая концепция должна была предусматривать усиление влияния государственных и властных органов на процессы, происходящие в экономике страны, в основном за счет более эффективной организации и использования цивилизованных гражданско-правовых форм регулирования рыночных отношений. Эти механизмы банкротства и финансового оздоровления должны были стать важным инструментом реализации государственной промышленной политики, предоставляющим возможность проводить по инициативе и с непосредственным участием государства реструктуризацию отдельных предприятий, комплексную реструктуризацию групп предприятий, принимать различные меры по финансовому оздоровлению вне зависимости от формы собственности предприятий и организаций. Обеспечение государственных интересов, в том числе и в судебных процедурах банкротства предприятий - должников, являлось важнейшей задачей развития всего законодательства о несостоятельности (банкротстве). Необходимо было предоставить государству возможность равноправного участия в процедурах банкротства. Анализ и обобщение практики применения норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) в области санации и финансового оздоровления предприятий показал правильность направления работы всех участвующих в этом процессе структур. Вместе с тем необходимо было изменить приоритеты этого направления - главным должно было стать не само по себе восстановление платежеспособности должника, так как этого можно достичь в процессе реализации процедуры внешнего управления, а удовлетворение требований кредиторов. Условием такого удовлетворения являлось предоставление возможности не только самому должнику, но и иным лицам погасить задолженность должника. В настоящее время именно в этом сущность и назначение процедуры финансового оздоровления. Необходимо отметить, что разработка и изменение действующих нормативных актов в целях, о которых говорилось выше, начались задолго до внесения законодателем соответствующих изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве). В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года". Этим нормативным актом был утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженностей по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное Постановление Правительства РФ предусматривало рассрочку по оплате задолженностей, а частично и их списание. Оно вписывается в рамки процедуры финансового оздоровления, так как эта процедура регламентирует новые сроки денежных выплат кредиторам, а также наличие тех или иных способов обеспечения выплаты таких задолженностей. В 2001 г. Правительство РФ объявило о предоставлении организациям и предприятиям возможности реструктуризации имеющихся у них задолженностей. Для принятия участия в реструктуризации необходимо было подать в территориальную налоговую инспекцию соответствующую заявку с предполагаемым графиком погашения задолженностей. Составляя такой график, организация должна была разделить свой долг на части и уплачивать его равномерно в течение нескольких лет. Если же должник не вносил своевременно все текущие налоговые платежи, соответствующие компетентные органы могли лишить его права на реструктуризацию.
Вместе с тем предлагаемая Правительством РФ процедура реструктуризации задолженностей носила и принудительный характер. Налогоплательщик, который имел задолженность перед федеральным бюджетом, но заявку на реструктуризацию не подал, мог быть в судебном порядке привлечен к ответственности. Если через два года после начала реструктуризации организация погашала половину своей задолженности перед федеральным бюджетом и при этом исправно выплачивала текущие налоги, то списывалась половина долга по пеням и штрафам. А если в течение четырех лет задолженность по налогам выплачивалась полностью, то организация полностью освобождалась от уплаты пеней и штрафов. Из рассмотренного примера видно, что процедуру финансового оздоровления можно вполне обоснованно считать ключевой во всем процессе реализации процедур банкротства, применяемых к организациям-должникам. Если в отношении должника возбуждено дело о банкротстве и если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника восстанавливается, а требования кредиторов удовлетворяются, арбитражный суд, рассматривающий данное дело о банкротстве, вправе прекратить это дело. Если же реализация процедуры финансового оздоровления не достигла поставленных перед ней законодателем целей, если требования кредиторов должника не удовлетворены и платежеспособность не восстановлена, в отношении должника вводится внешнее управление. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. также предусмотрено, что в случае, когда решение о введении процедуры внешнего управления не принято, арбитражный суд вправе, минуя процедуру внешнего управления, объявить неплатежеспособного должника банкротом и открыть в отношении него конкурсное производство. Практика применения процедуры финансового оздоровления, механизмов данной процедуры и анализ результатов такого применения показал необходимость присутствия такой процедуры в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). И хотя процедура финансового оздоровления не является обязательной в процессе рассмотрения дела о банкротстве должника, так как окончательное решение о согласии на реструктуризацию задолженностей перед кредиторами принимается самими кредиторами, само наличие возможности для такой реструктуризации является, безусловно, важным. Фактическая реализация процедуры финансового оздоровления в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) началась в 2002 г. 20 июня 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Данный нормативный акт установил правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Рассматриваемый Закон дал вполне четкие определения таким понятиям, как реструктуризация долгов, программа финансового оздоровления, соглашение о реструктуризации долгов и другим. Реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Программа финансового оздоровления является комплексом мер, направленных на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния. Соглашение о реструктуризации долгов - это соглашение между кредиторами и должником, устанавливающее порядок и условия проведения реструктуризации долгов. Законодатель, учитывая имеющую место властную политику, направленную на усиление роли государственных органов в процессе реализации процедур банкротства, включил в рассматриваемый Закон положения о том, что методические указания по расчету показателей финансового состояния должника, учитываемые при определении условий реструктуризации долгов, разрабатывает федеральная комиссия по финансовому оздоровлению, а утверждает Правительство Российской Федерации. В таком же порядке вводятся в действие варианты реструктуризации долгов, предлагаемые в зависимости от показателей финансового состояния должника, рассчитанных в соответствии с методикой расчета указанных показателей. Немногим ранее, 30 января 2002 г., Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Этим Постановлением были утверждены: - Методика по расчету показателей финансового состояния должника, - Базовые условия реструктуризации долгов. Постановление определило, что в зависимости от группы финансовой устойчивости должника межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определяет для должника соответствующий вариант реструктуризации долгов. В отличие от действовавших до принятия рассматриваемого Закона нормативных актов Федеральный закон N 83-ФЗ расширил границы реструктуризации долгов. Закон определил, что реструктуризация долгов может предусматривать полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление рассрочек и отсрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также полное списание сумм основного долга и начисленных процентов. Появилась и граница срока, на который могло заключаться соглашение о реструктуризации долгов. Этот срок не мог быть менее пяти лет при отсрочке долга и четырех лет при рассрочке долга. Размер платы за отсроченную или рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливалась в размере 0,5% годовых. Проанализировав Федеральный закон N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", можно сделать некоторые обобщения. Во-первых, финансовое оздоровление есть мораторий на исполнение должником своих финансовых обязательств в общем порядке. С момента введения финансового оздоровления все финансовые обязательства исполняются в специальном порядке. Во-вторых, мораторий на исполнение должником своих финансовых обязательств в общем порядке должен способствовать достижению основной цели процедуры финансового оздоровления - удовлетворению требований кредиторов. В-третьих, мораторий не является абсолютным и действует избирательно и в определенных временных границах. Принятый 26 октября 2002 г. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ учел практику решения основных проблем, которые возникали в ходе применения процедуры финансового оздоровления должников, а также мнения ученых - юристов. Новый Закон распространил возможность применения этой процедуры на весьма широкий круг лиц. Теперь процедура финансового оздоровления может быть введена в отношении любых лиц, которые могут быть признаны банкротами, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Надо полагать, что процедура финансового оздоровления в отношении некоммерческих организаций, за исключением потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, а также в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может быть применена после введения в действие соответствующих изменений, подлежащих внесению в федеральные нормативные акты.
К.В.Волнухин Аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин ВГНА МНС России Подписано в печать 30.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |