![]() |
| ![]() |
|
Статья: Контроль расходов отменили, но не до конца ("Налоги и налогообложение", 2004, N 7)
"Налоги и налогообложение", N 7, 2004
КОНТРОЛЬ РАСХОДОВ ОТМЕНИЛИ, НО НЕ ДО КОНЦА
В августе 2003 г. из текста Налогового кодекса были исключены ст.ст.86.1, 86.2 и 86.3, определяющие порядок проведения налогового контроля за расходами физического лица. Контролировать расходы больше не будем - сказали представители исполнительной власти и депутаты. Так ли это? Отменить контроль за расходами наша налоговая администрация мечтала давно. Практически как только внесенные в Налоговый кодекс в июле 1999 г. дополнительные статьи заработали и в налоговые органы стали поступать первые сведения о расходах граждан на приобретение недвижимого имущества, автомобилей, акций ОАО, государственных и муниципальных ценных бумаг, сберегательных сертификатов, культурных ценностей и золота в слитках, сразу послышалось, что такой контроль неэффективен, формален и вообще тормозит развитие экономики. Не будем вдаваться в подробности и выяснять сейчас, насколько эти слова соответствовали истине. Конечно, объем информации, подлежащей обработке, был достаточно велик. Да и со стороны организаций, нотариусов, банков выходило "много лишней писанины". За прошедшие четыре года процедура контроля за расходами так и не была должным образом автоматизирована. А перебирать руками все поступающие справки - не хватит персонала всей налоговой инспекции. Заметим, что во многих экономически развитых странах механизмы контроля расходов существуют и их эффективность никто не оспаривает. Но там они полностью автоматизированы. Впрочем, как и проведение камеральной проверки. Налоговый инспектор привлекается только в том случае, если программой выявлена неустранимая обычным путем ошибка. В нашем случае проблема, как всегда, была решена радикальным способом. В июле приняли Федеральный закон N 104-ФЗ, и уже с 10 августа 2003 г. в Налоговом кодексе стало на три статьи меньше. Все! С этого момента налоговые органы больше не контролируют расходы физических лиц! Минуточку... Давайте еще раз посмотрим текст Налогового кодекса. Обратим внимание на ст.31, в которой перечислены права налоговых органов. В действующем по сей день п.10 этой статьи налоговым органам предоставлено право "контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам". Вот так! И никто этого права не отменял. Конечно же, такая ситуация возникла по недосмотру законодателя, но закон есть закон! Раз предоставлено право, то изволь им пользоваться. Итак, контроль за расходами физических лиц формально никто не отменял. Из текста Налогового кодекса исчезли три статьи, на основании которых контроль проводился ранее, но в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. не сказано об отмене самой возможности подобного контроля. Тем более, что в настоящее время за налоговыми органами по-прежнему сохранено право контролировать расходы физических лиц.
Что мы имеем на сегодняшний день? На основании действующего законодательства налоговые органы по-прежнему обладают правом контроля расходов граждан. При этом процедура подобного контроля в Налоговом кодексе теперь не прописана. Но в нем нет и указания, что контроль за расходами физических лиц должен проводиться в соответствии с нормами Кодекса. При таком условии возможно два пути решения. В первом случае в ближайшее время в Налоговый кодекс должна быть внесена поправка, исключающая норму п.10 ст.31, а до этого момента представители налоговых инспекций должны дать нам с вами честное джентльменское обязательство не пользоваться оставшимися в их распоряжении возможностями. Во втором случае, спустя некоторое время, налоговые органы могут получить внутриведомственную инструкцию, разъясняющую новую процедуру контроля расходов физических лиц. Привлекать представителей магазинов, в которых была сделана дорогая покупка, или нотариусов, зарегистрировавших сделку, за несвоевременное извещение налоговых органов о "крупных расходах" гражданина должностные лица налоговых инспекций и раньше не особо стремились. Получить необходимую информацию о крупных тратах гражданина они могут и сейчас, на основании п.10 ст.31 НК РФ. Урегулированной законом отдельной процедуры для этого и не требуется. А доказать на основании полученных сведений факт совершения налогоплательщиком одного из налоговых и административных правонарушений - это уже дело техники. Извещать же налогоплательщика о способах получения информации о его расходах совершенно излишне, так что можно смело поставить на подобной инструкции гриф "для служебного пользования".
А.П.Зрелов Налоговый юрист, преподаватель, юридический консультант ЗАО "ЭкООнис", научный консультант Творческой ассоциации "Foros" Подписано в печать 30.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |