Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые правила налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков ("Все о налогах", 2004, N 7)



"Все о налогах", N 7, 2004

НОВЫЕ ПРАВИЛА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В целях совершенствования налогового администрирования МНС России утвердило новый порядок работы с крупнейшими налогоплательщиками-организациями (Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@). Ранее действовавший порядок (утв. Приказом МНС России от 10.08.2001 N БГ-3-08/279) изначально был рассчитан только на год, но фактически просуществовал до настоящего времени, претерпев лишь незначительные изменения. Новые критерии отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков имеют принципиальные отличия от прежних правил, поэтому действовавшие ранее Приказы МНС России по данному вопросу (от 10.08.2001 N БГ-3-08/279; от 06.03.2002 N БГ-3-30/117, от 14.06.2002 N БГ-3-07/302 и от 16.12.2003 N БГ-3-30/690) признаны утратившими силу.

Существенным изменениям подверглись как сами критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших, так и процедуры их постановки на учет и проведение налоговых проверок их деятельности.

Особенности учета крупнейших налогоплательщиков

Начиная с 2004 г. налоговые органы отказались от администрирования крупнейших налогоплательщиков на уровне округа. Сохранены федеральный и региональный уровни администрирования.

При этом администрирование (а значит, и проведение налоговых проверок) организаций - крупнейших налогоплательщиков теперь должны осуществлять:

- на федеральном уровне - специализированные по отраслевому принципу межрегиональные инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

- на региональном уровне - межрайонные инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, функционирующие в структуре управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

Исключение из общего правила предусмотрено для организаций, управляющих недвижимым имуществом или предоставляющих коммунальные услуги. Эти организации подлежат налоговому администрированию в налоговом органе по месту своего нахождения.

Специализированные межрегиональные инспекции МНС России подчиняются непосредственно МНС России. Межрегиональные инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной отрасли хозяйственной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Состав и компетенция межрегиональных инспекций МНС России

по крупнейшим налогоплательщикам <*>

(по состоянию на 1 мая 2004 г.)

     
   ——————————T——————————————————————————————————————————————————————¬
   |    N    |                        Сфера                         |
   |инспекции|                                                      |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    1    |Разведка, добыча, переработка, транспортировка и      |
   |         |реализация нефти и нефтепродуктов; предоставление     |
   |         |услуг по добыче нефти; оптовая торговля               |
   |         |нефтепродуктами; транспортирование по трубопроводам   |
   |         |нефтепродуктов                                        |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    2    |Разведка, добыча, переработка, транспортировка и      |
   |         |реализация природного газа; предоставление услуг по   |
   |         |добыче, переработке, транспортировке; оптовая торговля|
   |         |газом и общестроительные работы по прокладке          |
   |         |магистральных и газораспределительных трубопроводов   |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    3    |Производство и оборот этилового спирта из всех видов  |
   |         |сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной       |
   |         |продукции                                             |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    4    |Электроэнергетика, в том числе производство, передача,|
   |         |распределение, реализация и диспетчеризация           |
   |         |электрической и тепловой энергии                      |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    5    |Производство и реализация продукции металлургической  |
   |         |промышленности; добыча металлических руд              |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    6    |Оказание транспортных услуг                           |
   +—————————+——————————————————————————————————————————————————————+
   |    7    |Оказание услуг связи, реализация и (или)              |
   |         |предоставление в пользование технических средств,     |
   |         |обеспечивающих оказание услуг связи                   |
   L—————————+———————————————————————————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Источники: Постановление Правительства РФ от 06.01.1998 N 9 "Об образовании специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками"; Приказы МНС России от 03.09.2001 N БГ-3-34/329; от 29.06.2001 N БГ-3-20/202; от 14.02.2003 N БГ-3-15/66; от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (официально опубликованы не были); Приказ МНС России от 24.12.1999 N АП-3-26/413 "Об утверждении Положения о Межрегиональной государственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг".

Организации, отнесенные к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию:

- в специализированной по отраслевому принципу межрайонной инспекции МНС России;

- в налоговом органе по месту нахождения организации (при отсутствии межрайонной специализированной налоговой инспекции).

Специализированные межрайонные ИМНС России подчиняются непосредственно УМНС России по субъекту Российской Федерации и МНС России <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Временное положение об инспекции МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками и создании инспекций МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками утверждено Приказом МНС России от 28.01.2000 N АП-3-10/27.

Главными задачами инспекции является контроль:

за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах, правильностью их исчисления;

за полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других платежей, установленных:

- законодательством Российской Федерации;

- законодательством субъекта Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

- осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации;

- имеющих на территории данного субъекта Российской Федерации обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Организации, подлежащие налоговому администрированию на региональном уровне, но расположенные в субъектах Российской Федерации, на территории которых не предусмотрено создание межрайонных инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, подлежат налоговому администрированию:

- в специализированной по отраслевому принципу межрайонной инспекции МНС России;

- в налоговом органе по месту нахождения организации (при отсутствии специализированной межрайонной инспекции).

Правила определения крупнейшего налогоплательщика

Отнесение налогоплательщика к категории крупнейших производится в соответствии с критериями, утвержденными Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@. Эти критерии включают не только показатели финансово-экономической деятельности в бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, но и отношения взаимозависимости между организациями. Это означает, что в случае если два и более юридических лица будут признаны взаимозависимыми по основному виду их деятельности в порядке, регламентированном в ст.20 НК РФ, то эти налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших на основе суммарного размера показателей их бухгалтерской отчетности.

Организация может быть отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков на основании показателей финансово-экономической деятельности за любой отчетный год начиная с 2000 г. (табл. 2, 3).

Таблица 2

Особенности отнесения налогоплательщика

к категории крупнейших на основании

показателей бухгалтерской отчетности

     
   ——————————————————T—————————————————————————————————————————————————T———————————————————————————————————————————¬
   |   Основной вид  | Подлежит учету и контролю на федеральном уровне |         Подлежит учету и контролю         |
   |   деятельности  |                                                 |           на региональном уровне          |
   |   организации   +————————————————T———————————————————T————————————+—————————————————T————————————T————————————+
   |                 | Суммарный объем|  Суммарный объем  |   Активы   | Суммарный объем |  Суммарный |   Активы   |
   |                 |   начислений   |      выручки      |            |    начислений   |    объем   |            |
   |                 |   федеральных  |                   |            |   федеральных   |   выручки  |            |
   |                 |налогов и сборов|                   |            | налогов и сборов|            |            |
   +—————————————————+————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |Любой            |Свыше           |Не имеет значения  |Не имеет    |От 75 млн руб.   |Не имеет    |Не имеет    |
   |                 |1 млрд руб.     |                   |значения    |до 1 млрд руб.   |значения    |значения    |
   |                 +————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |                 |Не имеет        |Свыше 10 млрд руб. |То же       |Не менее         |От 1 до     |То же       |
   |                 |значения        |                   |            |50 млн руб.      |10 млрд руб.|            |
   |                 +————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |                 |То же           |Не имеет значения  |Свыше       |Не менее         |Не имеет    |От 1 до     |
   |                 |                |                   |10 млрд руб.|50 млн руб.      |значения    |10 млрд руб.|
   +—————————————————+————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |В сфере оказания |Свыше           |То же              |Не имеет    |Критерии не      |То же       |Не имеет    |
   |услуг связи, а   |300 млн руб.    |                   |значения    |установлены <***>|            |значения    |
   |также по         |                |                   |            |                 |            |            |
   |реализации и     |                |                   |            |                 |            |            |
   |(или)            |                |                   |            |                 |            |            |
   |предоставлению в |                |                   |            |                 |            |            |
   |пользование      |                |                   |            |                 |            |            |
   |технических      |                |                   |            |                 |            |            |
   |средств,         |                |                   |            |                 |            |            |
   |обеспечивающих   |                |                   |            |                 |            |            |
   |оказание услуг   |                |                   |            |                 |            |            |
   |связи            |                |                   |            |                 |            |            |
   +—————————————————+————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |В сфере оказания |Свыше           |        —"—        |То же       |Свыше            |     —"—    |То же       |
   |транспортных     |50 млн руб.     |                   |            |30 млн руб.      |            |            |
   |услуг            |                |                   |            |                 |            |            |
   +—————————————————+————————————————+———————————————————+————————————+—————————————————+————————————+————————————+
   |Осуществление    |Свыше           |Не имеет значения  |Не имеет    |           Критерии не определены          |
   |поставок табачных|1 млрд руб.     |                   |значения    |                                           |
   |изделий          +————————————————+———————————————————+————————————+———————————————————————————————————————————+
   |юридическим лицам|Не имеет        |Свыше              |То же       |                   То же                   |
   |и индивидуальным |значения        |4 млрд руб.        |            |                                           |
   |предпринимателям +————————————————+———————————————————+————————————+———————————————————————————————————————————+
   |в соответствии с |То же           |Доля выручки от    |     —"—    |                    —"—                    |
   |действующим      |                |реализации табачных|            |                                           |
   |гражданским      |                |изделий,           |            |                                           |
   |законодательством|                |произведенных одной|            |                                           |
   |                 |                |из организаций,    |            |                                           |
   |                 |                |отнесенной к       |            |                                           |
   |                 |                |категории          |            |                                           |
   |                 |                |крупнейших         |            |                                           |
   |                 |                |налогоплательщиков,|            |                                           |
   |                 |                |составляет более   |            |                                           |
   |                 |                |30%                |            |                                           |
   L—————————————————+————————————————+———————————————————+————————————+————————————————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<***> Представляется возможным предположить, что в данном случае применяются универсальные критерии (т.е. крупнейшими признаются организации, выплачивающие от 75 млн руб. налоговых платежей).

Таблица 3

Особенности отнесения организаций

по производству и обороту этилового спирта,

спиртосодержащей и табачной продукции

к крупнейшим налогоплательщикам на основании

показателей бухгалтерской отчетности

     
   —————————————————————————————T————————————————————————————————————————————————————————¬
   |  Основной вид деятельности |     Подлежит учету и контролю на федеральном уровне    |
   |                            +————————————————T———————————————————T———————————————————+
   |                            | Суммарный объем|Объем произведенной|     Суммарная     |
   |                            |   начислений   |  (для продавца —  |  производственная |
   |                            |   федеральных  |   реализованной)  |      мощность     |
   |                            |налогов и сборов|     продукции     |                   |
   +————————————————————————————+————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |Производство спирта         |Свыше           |Не имеет значения  |Не имеет значения  |
   |этилового из пищевого сырья,|500 млн руб.    |                   |                   |
   |спирта этилового            +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |ректификованного из пищевого|Не имеет        |В пересчете на     |То же              |
   |сырья, спиртосодержащей     |значения        |безводный этиловый |                   |
   |продукции, в том числе      |                |спирт свыше        |                   |
   |денатурированных,           |                |1 млн декалитров   |                   |
   |алкогольной продукции       +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |                            |То же           |Не имеет значения  |В пересчете на     |
   |                            |                |                   |безводный этиловый |
   |                            |                |                   |спирт свыше        |
   |                            |                |                   |1,2 млн декалитров |
   +————————————————————————————+————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |Производство спирта         |       —"—      |В пересчете на     |Не имеет значения  |
   |этилового технического,     |                |безводный этиловый |                   |
   |спирта этилового            |                |спирт свыше        |                   |
   |ректификованного            |                |300 тыс. декалитров|                   |
   |технического, спирта        +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |этилового синтетического    |       —"—      |Не имеет значения  |В пересчете на     |
   |сырца, спирта этилового     |                |                   |безводный этиловый |
   |синтетического              |                |                   |спирт свыше        |
   |ректификованного, спирта    |                |                   |500 тыс. декалитров|
   |этилового синтетического    |                |                   |                   |
   |технического,               |                |                   |                   |
   |спиртосодержащей непищевой  |                |                   |                   |
   |продукции, в том числе      |                |                   |                   |
   |денатурированных            |                |                   |                   |
   +————————————————————————————+————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |Наличие лицензии на закупку,|Свыше           |Не имеет значения  |Не имеет значения  |
   |хранение и поставку         |500 млн руб.    |                   |                   |
   |алкогольной и               +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |спиртосодержащей продукции  |Не имеет        |В пересчете на     |То же              |
   |(формулировка, используемая |значения        |безводный этиловый |                   |
   |в нормативном акте,         |                |спирт свыше        |                   |
   |позволяет отнести к данной  |                |1 млн декалитров   |                   |
   |группе любую организацию,   +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |имеющую одну из указанных   |То же           |Доля реализации    |        —"—        |
   |лицензий, вне зависимости от|                |продукции,         |                   |
   |характера фактической       |                |произведенной одной|                   |
   |деятельности)               |                |из организаций,    |                   |
   |                            |                |отнесенной к       |                   |
   |                            |                |категории          |                   |
   |                            |                |крупнейших         |                   |
   |                            |                |налогоплательщиков,|                   |
   |                            |                |составляет более   |                   |
   |                            |                |40%                |                   |
   +————————————————————————————+————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |Производство табачной       |Свыше           |Не имеет значения  |        —"—        |
   |продукции                   |1 млрд руб.     |                   |                   |
   |                            +————————————————+———————————————————+———————————————————+
   |                            |Не имеет        |Свыше 8 млрд штук  |        —"—        |
   |                            |значения        |курительных изделий|                   |
   L————————————————————————————+————————————————+———————————————————+————————————————————
   

К таким показателям относятся:

- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов;

- суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов;

- размер активов;

- объем произведенной или реализованной продукции.

Предельный размер показателей финансово-экономической деятельности может различаться в зависимости от сферы деятельности организации.

Особые требования к их размеру предусмотрены для организаций, осуществляющих:

- производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

- услуг связи (в том числе по предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи);

- транспортных услуг.

Хотя для отнесения налогоплательщика к числу крупнейших достаточно превышения размера любого из указанных выше критериев, основное внимание следует уделять именно размеру федеральных налоговых начислений.

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов определяется с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0%, согласно данным налоговой отчетности.

Суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг рассчитывается по данным строки 010 формы N 2 годовой бухгалтерской отчетности, размер операционных доходов указывается в строках 060 - 070.

Размер активов соответствует сумме внеоборотных и оборотных активов, отраженных в строке 300 формы N 1 годовой бухгалтерской отчетности.

Показатели объема произведенной продукции, а также суммарной производственной мощности по выпуску продукции имеют значение при отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков организации, осуществляющей производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.

Объем произведенной продукции рассчитывается в суммарном годовом объеме на основании данных:

- для производителей этилового спирта и алкогольной продукции - графы 6 Приложений N N 1 и 3 Декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- для производителей табачной продукции - графы 1 разд.3 унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1.

Объем реализации алкогольной продукции определяется на основании данных графы 9 Приложения N 5 Декларации об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Суммарная производственная мощность по выпуску алкогольной продукции определяется по данным графы 1 унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения N БМ.

Если организация перестает соответствовать установленным критериям, исключение ее из состава крупнейших налогоплательщиков возможно только через три календарных года.

А.П.Зрелов

Налоговый юрист

Подписано в печать

25.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость ("Все о налогах", 2004, N 7) >
Вопрос: Организация просит разъяснить, что является номером грузовой таможенной декларации, который нужно указать в счете-фактуре при реализации товаров, полученных по импорту. ("Московский налоговый курьер", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.