Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Меняются сведения... ("Все о налогах", 2004, N 7)



"Все о налогах", N 7, 2004

МЕНЯЮТСЯ СВЕДЕНИЯ...

Поход в налоговую инспекцию нельзя назвать делом приятным.

А с тех пор, как Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 установлено, что 1 июля 2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц стало Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, встречаться с работниками налоговой инспекции приходится чаще.

Все бы ничего, но чтение закона никак не является сильной стороной столь "могущественного ведомства". Да и сами нормы законов и иных нормативных актов, увы, далеки от совершенства.

Рассмотрим простой пример. В организации поменялся генеральный директор. Решение о смене генерального директора принято собранием учредителей. Что же дальше? Надо поменять банковскую карточку. Но банки, ссылаясь на п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 23.12.2003, далее - Закон о государственной регистрации), требуют представить документ, свидетельствующий о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о произошедших изменениях.

В соответствии с пп."л" п.1 ст.5 Закона о государственной регистрации в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Поход в налоговую инспекцию неизбежен, так как юридическое лицо не может существовать без действующего расчетного счета. Правда, руководствуясь п.1 ст.9 Закона о государственной регистрации, возможно направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, но тогда организация потеряет большое количество времени.

Вполне оправданно, что новый генеральный директор организации сам не подает сведения о своем назначении, а его интересы представляют по доверенности. Гражданский кодекс РФ читают все. Согласно п.5 ст.185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Казалось, все ясно и просто, но у налоговой инспекции и по этому поводу есть свое мнение.

Налоговые инспекции Центрального округа г. Москвы в ряде случаев не принимают" доверенность от юридического лица за подписью нового генерального директора, а требуют доверенность от него же, но как от физического лица, в нотариальной форме. Специалисты налоговых инспекций обосновывают свою позицию тем, что пока сведения о новом руководителе организации не внесены в ЕГРЮЛ, генеральным директором он не является.

Но если ИМНС занимает такую позицию, то следует ли из этого, что и сведения в ЕГРЮЛ не изменились до момента внесения налоговой инспекцией соответствующих изменений? Мы бы ответили на этот вопрос положительно, полагая, что буквальная формулировка Закона "с момента внесения изменений" не позволяет регистрирующему органу (ИМНС) требовать представления уведомления в течение 3 дней (с момента принятия решения) о смене генерального директора предприятия. Документы не принимают, и доверенное лицо вынуждено возвратиться ни с чем.

Хорошо, если у организации есть грамотный юрист или оно обратилось за помощью в специализированную фирму, занимающуюся регистрацией. Разговор с начальником регистрационного отдела или начальником налоговой инспекции со ссылкой на ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> (в ред. от 21.03.2002) обычно решает вопрос в пользу организации, но часто неискушенные в вопросах регистрации предприниматели вынуждены идти на поводу требований налоговых инспекций.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

Время идет, и тут организацию поджидает еще одна "ловушка". Согласно п.5 ст.5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Принимая во внимание "пропускную способность" инспекций МНС по ЦАО г. Москвы (на примере ИМНС N 10), которые за день работы Отдела регистрации и учета плательщиков принимают 10 - 20 человек, мы считаем данный срок абсолютно нереальным.

Выясняя вопросы по представленной доверенности, занимая по ночам очереди в налоговую инспекцию, организация часто пропускает 3-дневный срок, указанный в п.5 ст.5 Закона о государственной регистрации. Налоговая инспекция считает, что 3-дневный срок истекает с момента принятия организацией решения об избрании нового генерального директора.

Формулировка Закона о государственной регистрации не позволяет конкретно определить срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть уведомлен о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Часто пропуск организацией срока предоставления документов как раз и обусловлен тем, что прочтение данной нормы Закона допускает ее двоякое толкование.

По нашему мнению, п.5 ст.5 Закона о государственной регистрации "с момента изменения указанных сведений" допускает ее двоякое толкование.

В данном случае возникает вопрос: что считать моментом изменения сведений, содержащихся в государственном реестре?

Полагаем, что применительно к отношениям, связанным с обязательностью уведомления регистрирующего органа о смене лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, моментом изменения таких сведений будут являться внесение регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ о смене руководителя хозяйствующего субъекта и выдача соответствующего свидетельства после направления юридическим лицом в регистрирующий орган заявления по форме Р14001.

Косвенное подтверждение приведенного довода - тот факт, что формулировки "момент изменения указанных сведений" (содержащаяся в Законе о государственной регистрации) и "момент принятия решения" (что было бы более логичным для установления срока уведомления регистрирующего органа) не являются тождественными и не допускают одинакового толкования.

Таким образом, наличие в Законе о государственной регистрации формулировки "с момента изменения указанных сведений" нельзя однозначно трактовать как обязанность хозяйствующего субъекта уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента принятия решения о смене постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, так как в данном случае сведения в реестре (ЕГРЮЛ) еще не изменились.

Считаем, что при буквальном понимании и исполнении нормы п.5 ст.5 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган должен быть уведомлен в течение 3 дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ и выдачи соответствующего свидетельства юридическому лицу, несмотря на всю абсурдность данной ситуации.

Мнение налоговой инспекции изменить достаточно сложно, и добропорядочных предпринимателей ждет новый сюрприз. При получении документов доверенному лицу сообщают, что генеральный директор должен лично явиться к руководителю налоговой инспекции и получить на руки постановление о возбуждении дела в связи с совершенным административным правонарушением.

Согласно п.3 ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Если с момента принятия решения об избрании генерального директора до момента предоставления документов в налоговую инспекцию прошло больше трех рабочих дней, то налоговая инспекция считает, что организация должна оплатить штраф в размере 5000 руб. Причем альтернативные способы наказания за совершенное, по мнению налоговой инспекции, административное правонарушение (в виде, например, предупреждения) руководители ИМНС, как правило, не применяют.

Выбор у организации небольшой: или оплатить штраф, или отстаивать свою точку зрения перед руководителем налоговой инспекции (как показывает практика, безрезультатно, так как УМНС России по г. Москве придерживается аналогичного мнения), а потом в суде. В последнем случае следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Самое обидное, что позиция налоговой инспекции по данному вопросу является практически беспроигрышной, поскольку предпринимателям (юридическим лицам) проще заплатить штраф, чем в течение нескольких месяцев доказывать свою правоту в судебных инстанциях.

М.Ю.Заикин

Заместитель генерального директора

ООО "ЯНС-Аудит"

Е.А.Дуженкова

Адвокат

Московской адвокатской палаты

Подписано в печать

25.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О развитии в России системы рентных платежей за пользование природными ресурсами (Начало) ("Все о налогах", 2004, N 7) >
Вопрос: ...Переведенный на уплату ЕНВД ПБОЮЛ оказывает услуги в трех муниципальных образованиях субъекта РФ, в одном из которых услуги он оказывет самостоятельно, а в других - с привлечением наемных работников, в том числе предпринимателей. Как определить величину физического показателя базовой доходности в целях ЕНВД? Уплачивают ли ЕНВД предприниматели, оказывающие услуги от имени данного ПБОЮЛ? ("Все о налогах", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.