Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: "Непутевые" листы ("Практическая бухгалтерия", 2004, N 7)



"Практическая бухгалтерия", N 7, 2004

"НЕПУТЕВЫЕ" ЛИСТЫ

Изо дня в день заполнять путевые листы... Что может быть зануднее? Одному бухгалтеру заниматься этим надоело, и судья его поддержал.

"Путевой лист надо заполнять ежедневно, в нем пробег, к нему акт на списание ГСМ, это все для списания бензина на затраты", - тихо рассуждает про себя любящий бумажную работу бухгалтер. А ведь если задуматься, то, собственно говоря, зачем эту рутину проделывать каждый день? Потому что инспекторы требуют. Только, как выясняется, грамотно обосновать это требование они не могут. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление от 5 апреля 2004 г. по делу N А56-22408/03).

В этом деле судья рассмотрел ситуацию, типичную для фирм, использующих автомобили, чтобы возить руководство, забирать документы, встречать кого-нибудь. И каждый день выписывать на такие поездки путевые листы суд рациональным не посчитал. Дело было так.

Не каждый день, а раз в месяц

В ходе проверки акционерного общества "Вена" инспекторы выявили, что путевые листы были оформлены не за каждый день, а один за весь месяц. Они сочли это нарушением правил ведения путевых листов, оговоренных в Постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 (п.2). В нем же сказано, что "путевой лист действителен только на один день или смену". Отталкиваясь от этой фразы, налоговики решили, что первичный документ оформлен неверно. А раз так, затраты на покупку бензина не могут быть учтены при налогообложении прибыли. И предприятию доначислили налог на прибыль.

Чем больше бумажек, тем правильнее?

Руководитель "Вены" предъявил инспекции иск. И, как оказалось, не зря. Судья вынес решение в его пользу. В своем постановлении он указал, что путевые листы были оформлены правильно, и вообще их форма "предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами".

Суд коснулся и оснований для списания бензина. Таковыми "...как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов". Фирма же платежные поручения и чеки предъявить могла, следовательно, расходы она, указал арбитр, формировала верно.

Зачем нужен путевой лист

Теперь можно засомневаться, нужен ли вообще путевой лист. Получается, списывать затраты на топливо можно на основании документов, подтверждающих затраты (кассовых чеков или "платежек"). А производственный характер работы автомобиля легко подтвердить внутренними документами. К примеру, приказом о производственном применении служебных автомобилей. Он может выглядеть так:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |г. Москва                                            ЗАО "Актив"|
   |1 июля 2004 г.                                                  |
   |                                                                |
   |                          Приказ N 21                           |
   |             об использовании служебных автомобилей             |
   |                    в производственных целях                    |
   |                                                                |
   |    В целях обеспечения рационального использования транспортных|
   |средств приказываю:                                             |
   |    1. Эксплуатацию  автомобилей  осуществлять  только  в случае|
   |служебной необходимости.                                        |
   |    2. Запрещается  использование  служебного  автотранспорта  в|
   |личных целях.                                                   |
   |    3. Возложить  обязанность  по  контролю  за производственным|
   |использованием автотранспорта на заведующего гаражом Михюка Л.М.|
   |    4. Михюку Л.М.  поручается ознакомить  с  настоящим приказом|
   |водителей транспортного отдела.                                 |
   |                                                                |
   |Генеральный директор ЗАО "Актив"       Иванов      /Иванов Ю.М./|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Но мы все же не советуем вам отказываться от практики выписывания путевых листов полностью. Это чревато проблемами с налоговыми работниками. Путевой лист все-таки является "первичным документом по учету работы легкового автотранспорта". А его отсутствие вызовет у проверяющих подозрение: в производственных ли целях эксплуатировалась машина? Целесообразно выписывать путевые листы лишь раз в месяц.

В заключение отметим еще один нюанс. На этот раз он от бухгалтерии далек. Правила дорожного движения требуют, чтобы "в установленных случаях" у водителя автомобиля был путевой лист (п.2.1.1). В ходе беседы инспектор ГИБДД лейтенант Алхасов В.Н. разъяснил: "Путевой лист нужен, если фирма не оформила на водителя доверенность на право управления транспортным средством. Так что, если у него не окажется ни доверенности, ни путевого листа, мы наложим штраф в 50 руб. и машину отправим на штраф-стоянку". Для несведущих укажем: в столице на такой стоянке "гостевая пошлина" составляет 300 руб. в день.

Ю.Перебейнос

Эксперт ПБ

Подписано в печать

24.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Подрядчик сэкономит ваши деньги ("Практическая бухгалтерия", 2004, N 7) >
Статья: Длительная командировка под подозрением ("Практическая бухгалтерия", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.