Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расходы на создание сайта ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 26)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 26, 2004

РАСХОДЫ НА СОЗДАНИЕ САЙТА

Правоспособностью в глобальной компьютерной сети Интернет могут обладать участники информационных общественных отношений: пользователи (юридические и физические лица), провайдеры, компании - собственники поисковых систем, собственники информационных ресурсов и т.д. Но Интернет сам по себе не является объектом права: совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена, у нее нет единого конкретного собственника, владельца. Правовые отношения порождает не Интернет как компьютерная сеть, а информация, циркулирующая в сети.

Организации пользуются Интернетом в разных целях. Кому-то он нужен для получения той или иной информации, а кому-то - для общения с клиентами и рекламы собственной продукции.

Размещаем информацию в Интернете

Сделать это можно двумя способами.

Создание web-страницы, на которой в основном размещается информация о деятельности организации, выпускаемой продукции, а также реклама производимых товаров (работ, услуг). С технической точки зрения создать web-страницу означает разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера. Несомненное достоинство web-страницы - это невысокая стоимость ее создания и технического сопровождения. Разработкой макета, дизайном, написанием программ, обновлением информации и т.п. нередко занимаются программисты организации. Но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы-разработчики. Разработкой web-страниц может заниматься и организация, предоставляющая доступ в Интернет (провайдер).

Создание web-сайта предоставляет организации гораздо больше возможностей. Главное отличие web-сайта от web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение, прайс-листы, визуальные изображения товаров и тем самым привлечь большее количество клиентов. Поэтому он является более эффективным.

Создание web-сайта начинается с разработки его структуры, дизайна, принципа работы и расположения информации, подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные web-дизайнеры. Однако в дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие. Следующий этап - создание доменного имени сайта. Оно должно быть уникальным, и его нужно зарегистрировать. Далее нужно разместить сайт в Интернете, обеспечить пользователям доступ к серверу, на котором сайт размещен. И наконец, последний этап - обеспечение работы зарегистрированного домена. Как правило, одновременно с разработкой web-сайта провайдеры предоставляют услуги по хостингу, то есть размещают на своем дисковом пространстве сайты организаций и обслуживают их.

Учитываем расходы

Учет затрат на создание web-страницы или web-сайта зависит от того, получает организация исключительные права на эти объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ) или нет.

Если организация приобретает исключительные права на созданную web-страницу или web-сайт (то есть имеет свидетельство об официальной регистрации, подтверждающее право на объект интеллектуальной собственности), то в бухгалтерском и налоговом учете они учитываются как нематериальный актив (НМА).

И в бухгалтерском, и в налоговом учете к НМА, в частности, относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ (базы данных).

Порядок бухгалтерского учета НМА определен ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н. Затраты по созданию web-сайта будут являться первоначальной стоимостью этого НМА, которая будет погашаться путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Налоговый учет НМА близок к бухгалтерскому и определен ст.ст.257 - 259 НК РФ.

Если же объект НМА не образуется, то в бухгалтерском учете это будут расходы по обычным видам деятельности. В целом учет затрат на создание и сайта, и страницы будет одинаков. В дальнейшем мы будем говорить об учете затрат на создание web-сайта.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета первоначально затраты на создание web-сайта включаются в состав расходов будущих периодов, учитываемые на счете 97. На затраты такие расходы могут списываться равномерно, пропорционально объему изготовленной или реализованной продукции и другими способами в течение срока, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).

Порядок списания расходов будущих периодов отражается в учетной политике организации.

Учет затрат на созданный web-сайт зависит от того, носит ли он рекламный характер или нет. Если на нем размещена информация рекламного характера, то учет затрат на рекламу может осуществляться на отдельном субсчете "Рекламные расходы", открытом к счету 44.

Обычно цель создания web-сайта - это формирование благоприятного имиджа организации и продвижение на рынке ее товаров и услуг. Естественно, что такая информация направлена на увеличение объемов продаж, а следовательно, является рекламой.

К сведению! Реклама - любая информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призвана поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе").

Таким образом, размещение в Интернете информации об организации и выпускаемой ею продукции (работах, услугах) является рекламой, соответственно, расходы по созданию web-сайта и его размещению признаются рекламными расходами. Такое же мнение было изложено в Письме УМНС России по г. Москве от 7 мая 2003 г. N 26-12/25025. Значит, они облагаются налогом на рекламу.

В бухучете начисление налога на рекламу в соответствии с Планом счетов отражается по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на рекламу".

Сопутствующие расходы по поддержанию сайта, куда входит плата за аренду дискового пространства на сервере (хостинг), доступ в Интернет и т.п., в бухгалтерском учете относятся к расходам, связанным с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Такие расходы относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности (п.8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).

Пример. ООО "Электрон" заключило со специализированной фирмой договор на разработку и создание интернет-сайта. Размещаемая на страницах web-сайта информация носит рекламный характер. Приказом руководителя утвержден срок его полезного использования - 3 года (то есть затраты по его созданию будут списываться на расходы по 1/36 в месяц).

Для разработки и размещения сайта ООО заключило с фирмой-разработчиком договоры:

- на создание web-сайта на сумму 30 000 руб. (в том числе НДС - 4576,27 руб.);

- на информационное обновление и программное сопровождение сайта с ежемесячной оплатой 4500 руб. (в том числе НДС - 686,44 руб.).

Кроме того, ООО "Электрон" заключило еще два договора с провайдером:

- на обеспечение доступа в Интернет с ежемесячной платой 2100 руб. (в том числе НДС - 320,34 руб.);

- на аренду дискового пространства на сервере провайдера и техническое сопровождение с ежемесячной оплатой - 1500 руб. (НДС - 228,81 руб.).

Расходы по сопровождению и обновлению сайта, расходы по обеспечению доступа в Интернет и расходы на аренду дискового пространства на сервере являются текущими расходами и списываются на затраты в момент их возникновения (по условиям примера - ежемесячно) и в бухгалтерском учете признаются расходами на продажу.

Так как размещаемая на web-сайте информация носит рекламный характер, то и расходы по сопутствующим услугам, связанным с поддержанием, сопровождением сайта и т.п., признаются рекламными расходами и облагаются налогом на рекламу.

Создание web-сайта бухгалтер ООО должен отразить в учете следующими проводками:

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 30 000 руб. - уплачено за разработку сайта;

Д-т сч. 97 К-т сч. 60 - 25423,73 руб. - приняты работы от исполнителя по разработке сайта;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 4576,27 руб. - учтен НДС за разработку сайта;

Д-т сч. 68 "НДС" К-т сч. 19 - 4576,27 руб. - принят к вычету НДС за разработку сайта;

Д-т сч. 91/2 К-т сч. 68 "Налог на рекламу" - 1271 руб. - начислен налог на рекламу на затраты по созданию сайта (25423,73 руб. х 5%).

Каждый месяц делаются следующие проводки:

Д-т сч. 44 К-т сч. 60 - 3813,56 руб. - отражены затраты на услуги по информационному сопровождению сайта (4500,00 руб. - 686,44 руб.);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 686,44 руб. - учтен НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 4500 руб. - оплачены услуги по информационному сопровождению;

Д-т сч. 68 "НДС" К-т сч. 19 - 686,44 руб. - принят к вычету НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;

Д-т сч. 44 К-т сч. 60 - 3050,85 руб. - учтены ежемесячные затраты на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (2100 руб. - 320,34 руб. + 1500 руб. - 228,81 руб.);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 549,15 руб. - учтен НДС по затратам на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (320,34 руб. + 228,81 руб.);

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 3600 руб. - оплачены доступ в Интернет и аренда дискового пространства (2100 руб. + 1500 руб.);

Д-т сч. 68 "НДС" К-т сч. 19 - 549,15 руб. - принят к вычету НДС по доступу в Интернет и аренде дискового пространства;

Д-т сч. 20 (26, 44) К-т сч. 97 - 704,21 руб. - списана часть расходов по созданию сайта (25423,73 руб.: 36 мес.).

Ежемесячно начисляется налог на рекламу:

Д-т сч. 91/2 К-т сч. 68 "Налог на рекламу" - 344 руб. - начислен налог на рекламу по информационному сопровождению сайта, обеспечению доступа в Интернет и аренду дискового пространства ((3813,56 руб. + 3050,85 руб.) х 5%).

При исчислении налога на прибыль затраты по созданию сайта будут включаться в расходы согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ в качестве прочих расходов.

Согласно п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети. Такие расходы в целях налогообложения прибыли принимаются в размере фактических (ненормируемых) расходов. Они признаются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода в момент их возникновения (п.2 ст.318 НК РФ).

Таким образом, в налоговом учете расходы на создание сайта в полном объеме включаются в расходы того периода, когда был подписан акт приемки выполненных работ, и в отличие от бухучета на 3 года не растягиваются.

В целях налогообложения прибыли сумма начисленного налога на рекламу включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ), датой признания расходов является дата начисления налога (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ).

И.Горшкова

Эксперт "АКДИ ЭЖ"

Подписано в печать

24.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по возврату покупателем бракованного товара, поставленного продавцом? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 26) >
Статья: Учет затрат на добровольное страхование имущества ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.