Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как добровольно попасть в "сети" ("Новая бухгалтерия", 2004, N 7)



"Новая бухгалтерия", N 7, 2004

КАК ДОБРОВОЛЬНО ПОПАСТЬ В "СЕТИ"

Технический прогресс остановить невозможно. Многие организации размещают в Интернете информацию о себе и своих товарах (работах, услугах). Об особенностях бухгалтерского учета затрат на создание Интернет-сайтов читайте в этой статье.

Что такое Интернет?

Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, состоящую из совокупности локальных сетей. Правоспособностью в сети Интернет могут обладать участники информационных общественных отношений: пользователи (юридические и физические лица), провайдеры, компании - собственники поисковых систем, сетевых информационных ресурсов и т.д.

Но Интернет сам по себе не является объектом права, т.е. тем, по поводу чего правоотношения возникают: вся совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена.

У сети нет единого конкретного собственника, владельца. Интернет в целом никому не принадлежит и потому объектом права не является.

Правовые отношения порождает не Интернет как компьютерная сеть, а информация, циркулирующая в сети.

Отношения, возникающие в сети, регулируются рядом законов:

- Законом РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных";

- Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах";

- Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

- Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Как разместить информацию в Интернете

Организации пользуются Интернетом в разных целях. Кому-то он нужен для получения той или иной информации, а кому-то - для общения с клиентами и рекламы собственной продукции.

Существуют два способа размещения информации в Интернете.

Первый - это создание web-страницы. В ней в основном располагается информация о деятельности организации, выпускаемой продукции и т.п. Здесь же обычно размещается и реклама товаров (работ, услуг) организации.

С технической точки зрения создать web-страницу - значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера.

Несомненное достоинство web-страницы - это невысокая стоимость ее создания и технического сопровождения.

Разработкой макета, дизайном, написанием программ, обновлением информации и т.п. нередко занимаются программисты организации. Но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы-разработчики. Разработкой web-страниц может заниматься и организация, предоставляющая доступ в сеть Интернет (провайдер).

Второй способ - создание web-сайта. Этот способ предоставляет организации гораздо больше возможностей. Главное отличие web-сайта от web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение, прайс-листы, визуальные изображения товаров и тем самым привлечь большее количество клиентов. Поэтому он является более эффективным.

Создание web-сайта начинается с его разработки. Определяются его структура, дизайн, принцип работы и расположения информации, подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные web-дизайнеры. Однако в дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие.

Следующий этап - создание доменного имени сайта. Оно должно быть уникальным, и его нужно зарегистрировать.

Далее нужно разместить сайт в Интернете, обеспечить пользователям доступ к серверу, на котором сайт размещен.

И наконец, последний этап - обеспечение работы зарегистрированного домена. Как правило, одновременно с разработкой web-сайта провайдеры предоставляют услуги по хостингу, т.е. размещают на своем дисковом пространстве сайты организаций и обслуживают их.

Как учесть расходы по размещению информации в Интернете

Учет затрат на создание web-страницы или web-сайта зависит от того, получает организация исключительные права на эти объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ) или нет.

Если организация приобретает исключительные права на созданную web-страницу или web-сайт (т.е. имеет свидетельство об официальной регистрации, подтверждающее право на объект интеллектуальной собственности), то в бухгалтерском и налоговом учете они учитываются как нематериальный актив.

И в бухгалтерском и в налоговом учете к нематериальным активам, в частности, относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ (базы данных).

Порядок бухгалтерского учета нематериальных активов определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

Затраты по созданию web-сайта будут являться первоначальной стоимостью этого нематериального актива, которая будет погашаться путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Налоговый учет нематериальных активов близок к бухгалтерскому и определен ст.ст.257 - 259 НК РФ.

Если же объект нематериальных активов не образуется, то в бухгалтерском учете это будут расходы по обычным видам деятельности. В целом учет затрат на создание и web-сайта, и web-страницы будет одинаков. В дальнейшем мы будем говорить об учете затрат на создание web-сайта.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, первоначально затраты на создание web-сайта включаются в состав расходов будущих периодов, которые учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". На затраты такие расходы могут списываться равномерно, пропорционально объему изготовленной или реализованной продукции и другими способами в течение срока, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Порядок списания расходов будущих периодов отражается в учетной политике организации.

Порядок учета затрат на созданный web-сайт зависит от того, носит он рекламный характер или нет. Если размещенная информация носит рекламный характер, то учет затрат на рекламу может осуществляться на отдельном субсчете "Рекламные расходы", открытом к счету 44 "Расходы на продажу".

Обычно цель создания web-сайта - это формирование благоприятного имиджа организации и продвижение на рынке ее товаров и услуг. Естественно, что такая информация направлена на увеличение объемов продаж, а следовательно, является рекламой.

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается любая информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Таким образом, размещение в Интернете информации об организации и выпускаемой ею продукции (работах, услугах) является рекламой. Соответственно расходы по созданию web-сайта и его размещению признаются рекламными расходами. Такое же мнение было изложено в Письме УМНС России по г. Москве от 07.05.2003 N 26-12/25025.

А раз это расходы на рекламу, то они облагаются налогом на рекламу.

В бухгалтерском учете начисление налога на рекламу отражается по дебету счета 91/2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на рекламу".

Сопутствующие расходы по поддержанию сайта, куда входит плата за аренду дискового пространства на сервере (хостинг), доступ в Интернет и т.п., в бухгалтерском учете относятся к расходам, связанным с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Такие расходы относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности (п.8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Пример. ООО "Электрон" заключило со специализированной фирмой договор на разработку и создание Интернет-сайта. Размещаемая на страницих web-сайта информация носит рекламный характер. Приказом руководителя утвержден срок его полезного использования - три года (т.е. затраты по его созданию будут списываться на расходы по 1/36 доли суммы в месяц).

Для разработки и размещения сайта ООО заключило с фирмой договоры:

- на создание web-сайта - на сумму 30 000 руб. (в том числе НДС - 4576,27 руб.);

- на информационное обновление и программное сопровождение сайта - с ежемесячной оплатой 4500 руб. (в том числе НДС - 686,44 руб.).

Кроме того, ООО "Электрон" заключило еще два договора с провайдером:

1) на обеспечение доступа в Интернет - с ежемесячной платой 2100 руб. (в том числе НДС- 320,34 руб.);

2) на аренду дискового пространства на сервере провайдера и техническое сопровождение с ежемесячной оплатой - 1500 руб. (в том числе НДС - 228,81 руб.).

Расходы по сопровождению и обновлению сайта, расходы по обеспечению доступа в Интернет и расходы на аренду дискового пространства на сервере являются текущими расходами и списываются на затраты в момент их возникновения (по условиям примера - ежемесячно) и в бухгалтерском учете признаются расходами на продажу.

Так как размещаемая на web-сайте информация носит рекламный характер, то и расходы по сопутствующим услугам, связанным с поддержанием, сопровождением сайта и т.п., признаются рекламными расходами и облагаются налогом на рекламу.

Создание web-сайта бухгалтер ООО должен отразить в учете следующими проводками:

Дебет 60 - Кредит 51

- 30 000 руб. - оплачено за разработку сайта;

Дебет 97 - Кредит 60

- 25 423,73 руб. - приняты работы от исполнителя по разработке сайта;

Дебет 19 - Кредит 60

- 4576,27 руб. - учтен НДС за разработку сайта;

Дебет 68/"НДС" - Кредит 19

- 4576,27 руб. - принят к вычету НДС за разработку сайта;

Дебет 91/2 - Кредит 68/"Налог на рекламу"

- 1271 руб. - начислен налог на рекламу на затраты по созданию сайта (25 423,73 руб. х 5%).

Затем каждый месяц бухгалтер должен делать следующие проводки:

Дебет 44 - Кредит 60

- 3813,56 руб. - отражены затраты на услуги по информационному сопровождению сайта (4500,00 руб. - 686,44 руб.);

Дебет 19 - Кредит 60

- 686,44 руб. - учтен НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;

Дебет 60 - Кредит 51

- 4500 руб. - оплачены услуги по информационному сопровождению;

Дебет 68/"НДС" - Кредит 19

- 686,44 руб. - принят к вычету НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;

Дебет 44 - Кредит 60

- 3050,85 руб. - учтены ежемесячные затраты на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (2100 руб. - 320,34 руб. + 1500 руб. - 228,81 руб.);

Дебет 19 - Кредит 60

- 549,15 руб. - учтен НДС по затратам на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (320,34 руб. + 228,81 руб.);

Дебет 60 - Кредит 51

- 3600 руб. - оплачен доступ в Интернет и аренда дискового пространства (2100 руб. + 1500 руб.);

Дебет 68/"НДС" - Кредит 19

- 549,15 руб. - принят к вычету НДС по доступу в Интернет и аренде дискового пространства;

Дебет 20 (26, 44) - Кредит 97

- 706,21 руб. - списана часть расходов по созданию сайта (25 423,73 руб. : 36 мес.).

Ежемесячно начисляется налог на рекламу:

Дебет 91/2 - Кредит 68/"Налог на рекламу"

- 344 руб. - начислен налог на рекламу по информационному сопровождению сайта, обеспечению доступа в Интернет и аренде дискового пространства (3813,56 руб. + 3050,85 руб.) х 5%).

* * *

При исчислении налога на прибыль затраты по созданию сайта будут включаться в расходы согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ в качестве прочих расходов.

Согласно п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. Такие расходы в целях налогообложения прибыли принимаются в размере фактических (ненормируемых) расходов. Они признаются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода в момент их возникновения (п.2 ст.318 НК РФ).

Таким образом, в условиях рассмотренного примера в налоговом учете расходы на создание сайта в полном объеме включаются в расходы того периода, когда был подписан акт приемки выполненных работ и, в отличие от бухгалтерского учета, на три года не растягиваются.

В целях налогообложения прибыли сумма начисленного налога на рекламу включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ). Датой признания расходов является дата начисления налога (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ).

И.Горшкова

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

21.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости. Мониторинг законодательства от 21.06.2004> ("Новая бухгалтерия", 2004, N 7) >
Статья: Если заем получен товаром ("Новая бухгалтерия", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.