![]() |
| ![]() |
|
Статья: Как добровольно попасть в "сети" ("Новая бухгалтерия", 2004, N 7)
"Новая бухгалтерия", N 7, 2004
КАК ДОБРОВОЛЬНО ПОПАСТЬ В "СЕТИ"
Технический прогресс остановить невозможно. Многие организации размещают в Интернете информацию о себе и своих товарах (работах, услугах). Об особенностях бухгалтерского учета затрат на создание Интернет-сайтов читайте в этой статье.
Что такое Интернет?
Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, состоящую из совокупности локальных сетей. Правоспособностью в сети Интернет могут обладать участники информационных общественных отношений: пользователи (юридические и физические лица), провайдеры, компании - собственники поисковых систем, сетевых информационных ресурсов и т.д. Но Интернет сам по себе не является объектом права, т.е. тем, по поводу чего правоотношения возникают: вся совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена. У сети нет единого конкретного собственника, владельца. Интернет в целом никому не принадлежит и потому объектом права не является. Правовые отношения порождает не Интернет как компьютерная сеть, а информация, циркулирующая в сети.
Отношения, возникающие в сети, регулируются рядом законов: - Законом РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"; - Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"; - Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; - Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Как разместить информацию в Интернете
Организации пользуются Интернетом в разных целях. Кому-то он нужен для получения той или иной информации, а кому-то - для общения с клиентами и рекламы собственной продукции. Существуют два способа размещения информации в Интернете. Первый - это создание web-страницы. В ней в основном располагается информация о деятельности организации, выпускаемой продукции и т.п. Здесь же обычно размещается и реклама товаров (работ, услуг) организации. С технической точки зрения создать web-страницу - значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера. Несомненное достоинство web-страницы - это невысокая стоимость ее создания и технического сопровождения. Разработкой макета, дизайном, написанием программ, обновлением информации и т.п. нередко занимаются программисты организации. Но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы-разработчики. Разработкой web-страниц может заниматься и организация, предоставляющая доступ в сеть Интернет (провайдер). Второй способ - создание web-сайта. Этот способ предоставляет организации гораздо больше возможностей. Главное отличие web-сайта от web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение, прайс-листы, визуальные изображения товаров и тем самым привлечь большее количество клиентов. Поэтому он является более эффективным. Создание web-сайта начинается с его разработки. Определяются его структура, дизайн, принцип работы и расположения информации, подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные web-дизайнеры. Однако в дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие. Следующий этап - создание доменного имени сайта. Оно должно быть уникальным, и его нужно зарегистрировать. Далее нужно разместить сайт в Интернете, обеспечить пользователям доступ к серверу, на котором сайт размещен. И наконец, последний этап - обеспечение работы зарегистрированного домена. Как правило, одновременно с разработкой web-сайта провайдеры предоставляют услуги по хостингу, т.е. размещают на своем дисковом пространстве сайты организаций и обслуживают их.
Как учесть расходы по размещению информации в Интернете
Учет затрат на создание web-страницы или web-сайта зависит от того, получает организация исключительные права на эти объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ) или нет. Если организация приобретает исключительные права на созданную web-страницу или web-сайт (т.е. имеет свидетельство об официальной регистрации, подтверждающее право на объект интеллектуальной собственности), то в бухгалтерском и налоговом учете они учитываются как нематериальный актив. И в бухгалтерском и в налоговом учете к нематериальным активам, в частности, относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ (базы данных). Порядок бухгалтерского учета нематериальных активов определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. Затраты по созданию web-сайта будут являться первоначальной стоимостью этого нематериального актива, которая будет погашаться путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Налоговый учет нематериальных активов близок к бухгалтерскому и определен ст.ст.257 - 259 НК РФ. Если же объект нематериальных активов не образуется, то в бухгалтерском учете это будут расходы по обычным видам деятельности. В целом учет затрат на создание и web-сайта, и web-страницы будет одинаков. В дальнейшем мы будем говорить об учете затрат на создание web-сайта. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, первоначально затраты на создание web-сайта включаются в состав расходов будущих периодов, которые учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". На затраты такие расходы могут списываться равномерно, пропорционально объему изготовленной или реализованной продукции и другими способами в течение срока, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Порядок списания расходов будущих периодов отражается в учетной политике организации. Порядок учета затрат на созданный web-сайт зависит от того, носит он рекламный характер или нет. Если размещенная информация носит рекламный характер, то учет затрат на рекламу может осуществляться на отдельном субсчете "Рекламные расходы", открытом к счету 44 "Расходы на продажу". Обычно цель создания web-сайта - это формирование благоприятного имиджа организации и продвижение на рынке ее товаров и услуг. Естественно, что такая информация направлена на увеличение объемов продаж, а следовательно, является рекламой. Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается любая информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Таким образом, размещение в Интернете информации об организации и выпускаемой ею продукции (работах, услугах) является рекламой. Соответственно расходы по созданию web-сайта и его размещению признаются рекламными расходами. Такое же мнение было изложено в Письме УМНС России по г. Москве от 07.05.2003 N 26-12/25025. А раз это расходы на рекламу, то они облагаются налогом на рекламу. В бухгалтерском учете начисление налога на рекламу отражается по дебету счета 91/2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на рекламу". Сопутствующие расходы по поддержанию сайта, куда входит плата за аренду дискового пространства на сервере (хостинг), доступ в Интернет и т.п., в бухгалтерском учете относятся к расходам, связанным с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Такие расходы относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности (п.8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Пример. ООО "Электрон" заключило со специализированной фирмой договор на разработку и создание Интернет-сайта. Размещаемая на страницих web-сайта информация носит рекламный характер. Приказом руководителя утвержден срок его полезного использования - три года (т.е. затраты по его созданию будут списываться на расходы по 1/36 доли суммы в месяц). Для разработки и размещения сайта ООО заключило с фирмой договоры: - на создание web-сайта - на сумму 30 000 руб. (в том числе НДС - 4576,27 руб.); - на информационное обновление и программное сопровождение сайта - с ежемесячной оплатой 4500 руб. (в том числе НДС - 686,44 руб.). Кроме того, ООО "Электрон" заключило еще два договора с провайдером: 1) на обеспечение доступа в Интернет - с ежемесячной платой 2100 руб. (в том числе НДС- 320,34 руб.); 2) на аренду дискового пространства на сервере провайдера и техническое сопровождение с ежемесячной оплатой - 1500 руб. (в том числе НДС - 228,81 руб.). Расходы по сопровождению и обновлению сайта, расходы по обеспечению доступа в Интернет и расходы на аренду дискового пространства на сервере являются текущими расходами и списываются на затраты в момент их возникновения (по условиям примера - ежемесячно) и в бухгалтерском учете признаются расходами на продажу. Так как размещаемая на web-сайте информация носит рекламный характер, то и расходы по сопутствующим услугам, связанным с поддержанием, сопровождением сайта и т.п., признаются рекламными расходами и облагаются налогом на рекламу. Создание web-сайта бухгалтер ООО должен отразить в учете следующими проводками: Дебет 60 - Кредит 51 - 30 000 руб. - оплачено за разработку сайта; Дебет 97 - Кредит 60 - 25 423,73 руб. - приняты работы от исполнителя по разработке сайта; Дебет 19 - Кредит 60 - 4576,27 руб. - учтен НДС за разработку сайта; Дебет 68/"НДС" - Кредит 19 - 4576,27 руб. - принят к вычету НДС за разработку сайта; Дебет 91/2 - Кредит 68/"Налог на рекламу" - 1271 руб. - начислен налог на рекламу на затраты по созданию сайта (25 423,73 руб. х 5%). Затем каждый месяц бухгалтер должен делать следующие проводки: Дебет 44 - Кредит 60 - 3813,56 руб. - отражены затраты на услуги по информационному сопровождению сайта (4500,00 руб. - 686,44 руб.); Дебет 19 - Кредит 60 - 686,44 руб. - учтен НДС по услугам на информационное сопровождение сайта; Дебет 60 - Кредит 51 - 4500 руб. - оплачены услуги по информационному сопровождению; Дебет 68/"НДС" - Кредит 19 - 686,44 руб. - принят к вычету НДС по услугам на информационное сопровождение сайта; Дебет 44 - Кредит 60 - 3050,85 руб. - учтены ежемесячные затраты на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (2100 руб. - 320,34 руб. + 1500 руб. - 228,81 руб.); Дебет 19 - Кредит 60 - 549,15 руб. - учтен НДС по затратам на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства (320,34 руб. + 228,81 руб.); Дебет 60 - Кредит 51 - 3600 руб. - оплачен доступ в Интернет и аренда дискового пространства (2100 руб. + 1500 руб.); Дебет 68/"НДС" - Кредит 19 - 549,15 руб. - принят к вычету НДС по доступу в Интернет и аренде дискового пространства; Дебет 20 (26, 44) - Кредит 97 - 706,21 руб. - списана часть расходов по созданию сайта (25 423,73 руб. : 36 мес.). Ежемесячно начисляется налог на рекламу: Дебет 91/2 - Кредит 68/"Налог на рекламу" - 344 руб. - начислен налог на рекламу по информационному сопровождению сайта, обеспечению доступа в Интернет и аренде дискового пространства (3813,56 руб. + 3050,85 руб.) х 5%).
* * *
При исчислении налога на прибыль затраты по созданию сайта будут включаться в расходы согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ в качестве прочих расходов. Согласно п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. Такие расходы в целях налогообложения прибыли принимаются в размере фактических (ненормируемых) расходов. Они признаются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода в момент их возникновения (п.2 ст.318 НК РФ). Таким образом, в условиях рассмотренного примера в налоговом учете расходы на создание сайта в полном объеме включаются в расходы того периода, когда был подписан акт приемки выполненных работ и, в отличие от бухгалтерского учета, на три года не растягиваются. В целях налогообложения прибыли сумма начисленного налога на рекламу включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ). Датой признания расходов является дата начисления налога (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ).
И.Горшкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 21.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |