Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Зачет налога, уплаченного российскими организациями за рубежом ("Консультант", 2004, N 13)



"Консультант", N 13, 2004

ЗАЧЕТ НАЛОГА, УПЛАЧЕННОГО

РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА РУБЕЖОМ

В настоящее время очень многие российские организации и предприниматели осуществляют свою деятельность и за пределами РФ. И это не только экспортно-импортные операции, но и вклады в уставные капиталы иностранных организаций, создание собственных представительств за рубежом, а также учреждение юридических лиц за границей со 100-процентным российским капиталом.

Какие же существуют внутрироссийские и межгосударственные механизмы, позволяющие не платить налог с одной суммы дохода дважды, - сначала за границей, а потом в России? Как их применять?

Согласно п.1 ст.311 НК РФ доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Они учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за рубежом. Суммы налога, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате ею налога в России (п.3 ст.311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в России.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные РФ с иностранными государствами, также предусматривают возможность зачета сумм налога, уплаченных российской организацией за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранных государств.

Документы, необходимые для получения зачета налога

Российские организации, получающие доходы от источников за пределами РФ и претендующие на получение зачета налога, уплаченного с таких доходов за рубежом, должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ (далее - специальная налоговая декларация). С первого отчетного периода 2004 г. применяется форма специальной налоговой декларации и Инструкция по ее заполнению, утвержденные Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.

Инструкцией по заполнению специальной налоговой декларации определено, что она может быть представлена в налоговые органы за любой отчетный (налоговый) период независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в РФ. Это связано с тем, что отчетный (налоговый) период по налогу на прибыль в России может не совпадать с отчетным периодом по аналогичному налогу в государстве, в котором находится источник дохода. При этом специальная налоговая декларация подается только в том случае, когда доходы, полученные российской организацией за рубежом, были включены в налоговую базу при исчислении налога на прибыль в РФ.

Согласно п.3 ст.248 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода. В свою очередь, расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода.

При уплате за рубежом налог исчисляется в иностранной валюте. Для отражения в декларации суммы налога, уплаченной (удержанной) в иностранном государстве, она пересчитывается в рубли по официальному курсу Банка России на дату уплаты (удержания) налога.

К специальной налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами РФ (п.3 ст.311 НК РФ):

- для налогов, уплаченных самой организацией, в случае получения дохода от деятельности через постоянное представительство - документ, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства;

- для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, в случае получения дохода, не связанного с деятельностью через постоянное представительство, - справка или подтверждение в иной форме налогового агента об удержании налога у источника выплаты.

Указанные документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально заверенным переводом на русский язык.

Определение предельной суммы зачета

Пунктом 3 ст.311 НК РФ установлено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога с этого дохода, подлежащую уплате данной организацией в России. Таким образом, необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за рубежом, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, т.е. необходимо определить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 330 листа 02 и по строке 050 раздела Б листа 04 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (далее - налоговая декларация).

Предельная сумма зачета определяется в следующем порядке. К сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, для зачета по строке 330 листа 02 налоговой декларации применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной за границей.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, т.е. сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога. Если сумма налога, фактически уплаченного с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.

Расчет предельной суммы зачета производится по всем видам доходов во всех случаях, т.е. независимо от того, имеется или отсутствует между РФ и государством, в котором российская организация получила доход и уплатила с этого дохода налог, соглашение об избежании двойного налогообложения. Исключение составляет только доход в виде дивидендов.

Если принято международное соглашение

об избежании двойного налогообложения...

Согласно ст.7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные РФ с иностранными государствами (далее - соглашения), построены таким образом, что те или иные виды доходов облагаются либо только в России, либо только в государстве, с которым заключено такое соглашение. В то же время право налогообложения отдельных видов доходов поделено между государствами, заключившими соглашение. В этом случае в соответствии с соглашением в государстве источника дохода применяется так называемая "пониженная ставка" налогообложения (например, в отношении дивидендов).

Один из основополагающих принципов налогообложения, используемый практически во всех действующих по состоянию на 1 января 2004 г. соглашениях, заключается в том, что договаривающееся государство не может облагать налогом прибыль предприятия другого договаривающегося государства, за исключением случаев, когда это предприятие проводит свою коммерческую деятельность через находящееся в этом государстве постоянное представительство.

Следовательно, в соответствии с правилами соглашений прибыль российских организаций, полученная ими от осуществления коммерческой деятельности в иностранном государстве через расположенное там постоянное представительство, подлежит налогообложению в этом иностранном государстве. Если деятельность российской организации за рубежом не приводит к образованию постоянного представительства, то прибыль (доход) от этой деятельности облагается в России.

Такие доходы, как получаемые российской организацией от источников за пределами РФ и не связанные с деятельностью через постоянное представительство (например, дивиденды, проценты, роялти), в соответствии с соглашениями в зависимости от вида дохода могут облагаться в иностранном государстве, в котором находится источник этого дохода, по пониженным ставкам.

В том случае, когда постоянное представительство российской организации за рубежом получает доходы от находящихся там источников (проценты, роялти и др.), то, как правило, они облагаются в иностранном государстве в соответствии с его законодательством в составе прибыли постоянного представительства.

При этом соглашения не освобождают российскую организацию, получившую доходы от источников за пределами РФ, если с этих доходов были удержаны налоги в иностранном государстве в соответствии с соглашением, от налогообложения этих доходов в РФ.

Для устранения двойного налогообложения в отношении доходов, получаемых резидентами России, соглашения содержат следующую или аналогичную по смыслу запись: "Если резидент России получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями настоящего соглашения облагаются налогами в государстве, с которым подписано это соглашение, сумма налога на такой доход или такое имущество, подлежащая уплате в этом государстве, вычитается из российского налога, взимаемого с доходов или имущества этого резидента. Такой вычет, однако, не может превышать сумму соответствующих налогов на доходы или имущество, исчисленных до вычета в соответствии с законодательством России".

Из этого положения следует, что к зачету в РФ принимаются суммы налога, удержанные за ее пределами с доходов, подлежащих налогообложению в соответствии с соглашением в государстве, с которым заключено такое соглашение.

Если по соглашению доход, полученный российской организацией за рубежом, не облагается в иностранном государстве, но с него был удержан налог в стране источника этого дохода, данный налог не принимается к зачету в РФ.

Для устранения двойного налогообложения в таких случаях используется механизм возврата налога, уплаченного в стране, с которой имеется соглашение. В соответствии с правилами международного соглашения для того, чтобы вернуть налог, российская организация должна оформить документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в РФ.

Согласно Письму МНС России от 10.02.2004 N 23-2-11/8-490 "О полномочиях по подтверждению постоянного местопребывания" с 1 января 2004 г. подтверждение постоянного местопребывания (резидентства) в РФ физических лиц и международных организаций для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения РФ с иностранными государствами осуществляет Минфин России.

Особенности зачета налога с дивидендов,

полученных из источников за рубежом

В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, по строке 010 раздела Б листа 04 налоговой декларации отражается совокупная сумма доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия), источником которых являются иностранные организации. Одновременно эти доходы должны быть отражены по строке 030 листа 02 налоговой декларации, т.к. дивиденды являются внереализационными доходами, а также по строке 060 листа 02, поскольку облагаются по ставке 15% (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ).

Согласно п.1 ст.43 НК РФ к дивидендам, в частности, относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств. При этом следует учитывать, что при наличии соглашения между Россией и государством, в котором находится источник дивидендов, при определении вида дохода, получаемого российской организацией, следует руководствоваться определением понятия "дивиденды", данным в соглашении.

Пунктом 1 ст.275 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в т.ч. через ее постоянное представительство в РФ, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную налогоплательщиком самостоятельно по ставке 15%, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.

Это означает, что если российская организация получила дивиденды из источника в государстве, с которым у РФ отсутствует соглашение, то налог, удержанный с дивидендов в таком государстве, к зачету в счет уплаты налога на прибыль в России не принимается.

Если российская организация получила дивиденды от источника в государстве, с которым у РФ заключено соглашение, и с них источником выплаты в иностранном государстве удержан налог, то сумма налога может быть принята к зачету в уплату налога на прибыль только в пределах суммы налога, исчисленного по ставке, установленной соглашением, и если им предусмотрен зачет налога в целях избежания двойного налогообложения.

Пример 1. Пунктом 2 ст.10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 г. определено, что в том государстве, в котором находится компания, выплачивающая дивиденды, получаемые резидентом другого государства, они облагаются по ставке 10%. Российская организация является получателем дивидендов из источника в Великобритании. Налог с этого вида дохода был удержан по ставке, установленной законодательством Великобритании (15%), поскольку получатель дохода не подтвердил свое резидентство в РФ. В этом случае в уплату налога на прибыль может быть принят налог, удержанный в Великобритании, только в пределах ставки 10%. В части суммы налога, удержанного по ставке, превышающей ставку, установленную Конвенцией, российская организация в установленном порядке может обратиться в компетентные органы Великобритании за возвратом.

Отдельные соглашения устанавливают различные ставки налогообложения дивидендов в зависимости от размера или доли участия капитала резидента одного договаривающегося государства в капитале резидента другого договаривающегося государства. В таких случаях при решении вопроса о величине принимаемого к зачету налога необходимо рассматривать документы, подтверждающие размер или долю участия российской организации в капитале иностранной организации.

Нестандартные ситуации

Соглашение с Белоруссией

При применении международных соглашений порой возникают нестандартные ситуации. Например, при обращении российских организаций в налоговые органы за зачетом налога, уплаченного в Белоруссии. Это связано с тем, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение от 21.04.1995) и внутреннее налоговое законодательство Белоруссии имеют ряд особенностей.

Пример 2. Российская организация проводит на территории Белоруссии обследование состояния участков магистральных нефтепроводов. Для выполнения этих работ организация направляет своих сотрудников в командировки, срок которых в течение года не превышает одного месяца. В соответствии с внутренним законодательством Белоруссии с российской организации был удержан налог на прибыль в размере 15%. Правомерно ли это?

В этом случае деятельность российской компании на территории Белоруссии подпадает под действие ст.7 Соглашения от 21.04.1995. Согласно данной статье прибыль российской организации не подлежит налогообложению в Белоруссии, а облагается налогом в России, если только эта организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Белоруссии через расположенное там постоянное представительство.

В рассматриваемом случае доходы российской организации, полученные от оказания услуг в Белоруссии, не связаны с деятельностью через постоянное представительство и, следовательно, должны облагаться налогом в РФ. Для возврата налога, удержанного в Белоруссии, российская организация должна в МНС России оформить документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в РФ, и представить его в соответствующий белорусский налоговый орган.

Следует обратить внимание, что при решении вопросов налогообложения прибыли (доходов) российских организаций от деятельности в Белоруссии местные налоговые органы часто руководствуются внутренним налоговым законодательством, а не Соглашением от 21.04.1995. В таких ситуациях необходимо исходить из того, что если международные договоры ратифицированы в установленном порядке, а налоговые органы применяют внутреннее налоговое законодательство, не учитывая положений международных соглашений, то согласно ч.3 разд.1 ст.27 Венской конвенции от 23.05.1969 "О праве международных Договоров", сторонами которой являются как Россия, так и Белоруссия, участник не может ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

В случае разногласий по вопросам налогообложения между российскими организациями, получающими доходы в Белоруссии, и белорусскими налоговыми органами следует в соответствии со ст.22 Соглашения от 21.04.1995 обратиться в Минфин России для осуществления взаимосогласительной процедуры с белорусскими компетентными органами.

Пример 3. Российская организация по заказу белорусской организации выполняет работы по разработке и внедрению научно-технической продукции - программного обеспечения АСУ. Работы осуществляются на территории РФ. Внедрение производится в Белоруссии силами специалистов российской организации, командированных туда на непродолжительный период времени.

Белорусские налоговые органы при налогообложении дохода российской организации исходили из того, что вся сумма дохода как за работы, выполненные в РФ, так и за работы, выполненные в Белоруссии, подлежит налогообложению в Белоруссии в соответствии со ст.18 Соглашения от 21.04.1995, устанавливающей, что виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях данного Соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве (в данном случае в Белоруссии). В то время как российская сторона считает, что доход не подлежит налогообложению в Белоруссии в соответствии со ст.7 Соглашения от 21.04.1995, поскольку часть работ выполнена на территории РФ, а работы, выполненные в Белоруссии, не приводят к образованию постоянного представительства и на этом основании подлежат налогообложению в России.

В данной ситуации налог, удержанный в Белоруссии, не принимается к зачету при исчислении суммы налога на прибыль российской организации, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с тем белорусские налоговые органы не желают возвращать налог, удержанный с дохода российской организации.

В этом случае российской организации следует обратиться в Минфин России за защитой своих прав.

Согласно ст.22 Соглашения от 21.04.1995, если лицо с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве считает, что действия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с указанным Соглашением, оно может представить свое заявление компетентному органу того государства, в котором является лицом с постоянным местопребыванием. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения от 21.04.1995.

Соглашением от 21.04.1995 предусмотрено, что компетентный орган с целью избежания налогообложения, не соответствующего соглашению, будет стремиться решить вопрос по согласованию с компетентным органом другого договаривающегося государства.

Российская организация - учредитель

иностранного юридического лица

Следует обратить особое внимание на ситуации, когда российская организация является учредителем фирмы в иностранном государстве, по законодательству которого она является юридическим лицом.

Пример 4. Российская организация А учредила в Монголии организацию В со 100-процентным вкладом организации А в ее уставный капитал. Организация В имеет постоянное местопребывание в Монголии, т.к. зарегистрирована как юридическое лицо в Монголии на основе действующего там законодательства. Руководствуясь уставом организации В, организация А, как ее учредитель и высший орган, приняла решение о перечислении 100% чистой прибыли организации В на счет организации А в России.

Валовая прибыль организации В облагалась в Монголии по действующему там законодательству налогом на прибыль.

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.04.1995 (далее - Соглашение от 05.04.1995) в Монголии облагались налогом также доходы учредителя - организации А от долевого участия в деятельности организации В по ставке 10%.

Организацией А с организацией В было заключено Соглашение о представительстве ее интересов в Монголии. Согласно этому договору организация В была наделена полномочиями по доверенности организации А заключать от ее имени контракты с юридическими лицами Монголии и других близлежащих стран.

Поступившая от организации В чистая прибыль включалась в общую сумму прибыли организации А, подлежащую налогообложению в РФ, и учитывалась при определении размера налога.

По мнению организации А, суммы налога на прибыль, уплаченные организацией В в Монголии, а также суммы налога с дивидендов следует учитывать при определении подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль организации А в РФ. При этом организация А исходит из того, что организация В, будучи наделенной полномочиями на заключение контрактов от имени организации А, являлась постоянным представительством организации А в Монголии и налогом на прибыль облагалась прибыль от предпринимательской деятельности организации А, осуществляемой в Монголии через постоянное представительство.

Определение термина "постоянное представительство" содержится в ст.5 Соглашения от 05.04.1995. Статья предусматривает, что если лицо - иное, чем агент с независимым статусом, - действует от имени организации и наделено полномочиями заключать контракты от ее имени в договаривающемся государстве (в данном случае в Монголии), то считается, что эта организация имеет постоянное представительство в упомянутом государстве (Монголии) в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для этой организации.

Однако из документов, выданных организации В налоговыми органами Монголии, следует, что отчисления налога от прибыли в бюджет Монголии производились по результатам производственно-хозяйственной деятельности организации В в Монголии как самостоятельного юридического лица - резидента этого государства.

Фактически организация В не использовала своих полномочий по заключению договоров от имени организации А. Документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности организацией А через организацию В в Монголии, не имеется. Организация В в качестве самостоятельного юридического лица заключала контракты от своего имени.

Поскольку нет оснований для признания того, что организация А осуществляла в Монголии деятельность через постоянное представительство в смысле ст.5 Соглашения от 05.04.1995 и что прибыль организации В является прибылью организации А, полученной от деятельности в Монголии через постоянное представительство, суммы налога на прибыль, уплаченные организацией В в бюджет Монголии, не могут быть приняты к зачету при определении суммы налога на прибыль организации А, подлежащей уплате в бюджет РФ.

Что касается дивидендов, то в соответствии со ст.10 Соглашения от 05.04.1995 дивиденды, выплачиваемые организацией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель дивидендов фактически имеет на них право. Взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы дивидендов. То есть право налогообложения дивидендов предоставлено как Монголии, так и РФ, но налогообложение этого вида дохода в Монголии ограничено ставкой 10%.

Подпунктом А п.1 ст.24 Соглашения от 05.04.1995 предусмотрено, что, если лицо с постоянным местопребыванием в РФ получает доход в Монголии, сумма налога, подлежащего уплате в Монголии, может быть вычтена из налога, применяемого к этому лицу в России. Этот вычет, однако, не будет превышать сумму российского налога на такой доход, рассчитанный в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Следовательно, сумма налога на доходы от участия в уставном капитале организации В в размере 10%, уплаченная организацией А в Монголии, засчитывается при уплате налога на прибыль в РФ в пределах сумм, уплаченных с дохода от источников за пределами РФ, в случае если организация А представит в российский налоговый орган документ, подтверждающий факт уплаты налога в бюджет Монголии.

В.М.Пчелкина

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Подписано в печать

17.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности исчисления НДС налоговыми агентами ("Консультант", 2004, N 13) >
Статья: Льгота по налогу на имущество организаций для объектов социально-культурной сферы ("Консультант", 2004, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.