![]() |
| ![]() |
|
Статья: Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия предприятиями торговли и общественного питания ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 7)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 7, 2004
ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВРЕДНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Данная статья продолжает тему исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия, ранее рассмотренную на страницах журнала. Правительством Российской Федерации во исполнение ст.ст.3 и 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия") (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок регламентирует вопросы исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, включая и предприятия торговли и общественного питания. Порядок исчисления и внесения платы конкретизирован в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г. и зарегистрированных в Минюсте России 24 марта 1993 г. N 190. Отметим, что в течение 2002 г. существовала неоднозначность в мнениях судов по вопросу законности Порядка. Так, Решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 "О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в редакции от 14 июня 2001 г. (далее по тексту - Решение) Порядок был признан незаконным (недействительным) и не подлежал применению. Позднее было принято Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178" (далее по тексту - Определение), которое оставило Решение без изменения, то есть еще раз подтвердило, что Порядок незаконен. 10 декабря 2002 г. вступило в силу Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" (далее по тексту - Определение КС РФ). Согласно Определению КС РФ Порядок признан не противоречащим Конституции РФ, то есть законно установленным, поэтому плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия предприятиям торговли и общественного питания в 2004 г. исчислять и уплачивать необходимо в установленном действующим законодательством порядке. Это же подтверждается Письмом МНС России от 21 января 2003 г. N НА-6-21/115@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды". Кроме того, Верховным Судом РФ было принято Решение от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-49 "О признании частично недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632" (далее по тексту - Решение N ГКПИ 03-49), которое изменило порядок исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия. Согласно этому Решению признаны недействующими п.2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и п.9 Порядка в части взыскания сумм платежей с природопользователей (юридические лица, загрязняющие окружающую природную среду) в безакцептном порядке. Фактически это означает, что Министерство природных ресурсов РФ (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования) уже не имеет права:
1) самостоятельно устанавливать и изменять базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы; 2) в безакцептном порядке списывать с банковских счетов природопользователей плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия по истечении срока, установленного внесения этой платы. Решение N ГКПИ 03-49 было оставлено без изменения Определением Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-167, окончательно прояснившим позицию судебных органов в вопросе нормотворческих полномочий Министерства природных ресурсов РФ (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования). Указанная служба представляет в Правительство Российской Федерации свои предложения и разработанные базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, а Правительство Российской Федерации устанавливает базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, и коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Размер базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее по тексту - Постановление N 344). Отметим, что Постановление N 344 согласно Письму МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды" вступило в силу 30 июня 2003 г. При этом предприятия торговли и общественного питания согласно ст.15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" должны применять в 2004 г. нормативы платы, действовавшие в 2003 г. с коэффициентом 1,1. Поясним данную правовую норму на конкретном примере.
Пример. Ресторан имеет специальное оборудование для приготовления пищи на углях. При использовании этого оборудования в воздух выделяется большое количество сажи. В год ресторан выделяет в атмосферу 3 тонны сажи, что находится в пределах установленных допустимых норм выбросов. Норматив платы в 2003 г. согласно Постановлению N 344 составлял 41 руб. с тонны сажи. Ресторан находится на территории г. Москвы (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов. Необходимо рассчитать плату ресторана за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками в 2004 г. Расчет Плата в 2004 г. = 3 тонны х (41 руб. х 1,1) х 1,9 х 1,2 = 308,48 руб.
Согласно п.5 ПБУ 10/99 плата за загрязнение окружающей природной среды является расходами по обычным видам деятельности, то есть начисление указанной платы в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой: дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для целей налогообложения согласно пп.7 п.1 ст.254 НК РФ платежи за загрязнение окружающей среды являются материальными расходами и относятся на основании ст.318 НК РФ к косвенным расходам, которые в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода.
В.В.Худолеев Подписано в печать 16.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |