Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Упрощенная система налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 7)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 7, 2004

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Расходы на оплату услуг Интернет

В соответствии с пп.18 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату услуг связи.

На основании п.2 ст.346.16 НК РФ такие расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.264 НК РФ.

Согласно пп.25 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

В связи с этим оплату услуг за пользование сетью Интернет организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в состав расходов, уменьшающих доходы. При этом следует иметь в виду, что такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Расходы на оплату услуг за пользование Интернетом включаются в состав расходов, уменьшающих доходы, только после погашения организацией задолженности перед организацией-провайдером. Основанием для принятия к учету расходов является выписка банка с приложением платежного поручения.

Что касается расходов по подключению к сети Интернет, то они не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, поскольку не поименованы в перечне расходов, учитываемых для целей налогообложения, содержащемся в п.1 ст.346.16 НК РФ, и не относятся к расходам на оплату услуг связи на основании Федерального закона "О связи". (Аналогичная позиция нашла отражение в Письме Управления МНС по г. Москве от 23 сентября 2003 г. N 21-09/52278.)

Расходы на возведение и сооружение

объектов основных средств

Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" (п.3 ст.346.16) устанавливает порядок принятия для целей налогообложения расходов на приобретение объекта основных средств в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, а также в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения.

В связи с изложенным Минфин России в Письме от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/2/6 обращает внимание на то, что гл.26.2 НК РФ не предусмотрено уменьшение полученных доходов на расходы по возведению и сооружению объекта основных средств.

Расходы на приобретение нематериальных активов

В соответствии с пп.2 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу в составе расходов, уменьшающих доходы, учитываются расходы на приобретение нематериальных активов.

Какого-либо особого порядка налогового учета в отношении нематериальных активов гл.26.2 НК РФ не установлено. Поэтому расходы на их приобретение следует учитывать в общем порядке, установленном указанной главой НК РФ для признания расходов, т.е. по мере их осуществления и оплаты.

По этой же причине для целей налогообложения не может быть принята стоимость нематериальных активов, приобретенных и оплаченных до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Состав нематериальных активов и их оценка определяются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н.

Напомним, что согласно п.4 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относятся:

- объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

- деловая репутация организации;

- организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В случае заключения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, договора на право использования нематериального актива (лицензионный договор, авторский договор, договор коммерческой концессии и др.), платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, не учитываются для целей налогообложения за исключением расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных учитываются на основании пп.19 п.1 ст.346.16 НК РФ.

Учет курсовых и суммовых разниц

Курсовые и суммовые разницы возникают из-за разницы курса валюты на момент возникновения обязательства и на момент его погашения.

Объектами учета при упрощенной системе налогообложения являются доходы и расходы налогоплательщика. В соответствии с п.3 ст.346.18 НК РФ доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центробанка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Согласно ст.346.17 НК РФ доходы и расходы учитываются кассовым методом, т.е. датой получения доходов признается момент поступления денежных средств или иного имущества, датой осуществления расходов - момент оплаты.

Таким образом, для целей применения упрощенной системы налогообложения момент признания доходов и расходов (момент возникновения обязательства) совпадает соответственно с моментом получения денежных средств и оплатой осуществленных расходов.

Таким образом, можно говорить об отсутствии при упрощенной системе налогообложения курсовых и суммовых разниц как отдельных объектов налогового учета.

Списание просроченной кредиторской

и дебиторской задолженности

Кредиторская задолженность

В соответствии с п.1 ст.346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ.

Согласно п.18 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп.21 п.1 ст.251 НК РФ.

В пп.21 п.1 ст.251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, суммы просроченной кредиторской задолженности (за исключением задолженности, обозначенной в пп.21 п.1 ст.251 НК РФ) учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по единому налогу.

Напомним, что согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Дебиторская задолженность

При применении общего режима налогообложения организация имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп.2 п.2 ст.265 "Внереализационные расходы" НК РФ). Сумма расходов на формирование резерва по сомнительным долгам относится на уменьшение налоговой базы на основании пп.7 п.1 ст.265 НК РФ.

При применении упрощенной системы налогообложения организация вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу только на те расходы, которые поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ. Безнадежная дебиторская задолженность и расходы на создание резерва сомнительных долгов в этом перечне не поименованы.

Порядок определения средней численности работников

В соответствии с пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

Не действующими в настоящее время Методическими рекомендациями по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706, отменены Приказом МНС России от 26 февраля 2004 г. N БГ-3-22/154) было разъяснено, что средняя численность работников определяется в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 4 августа 2003 г. N 72.

Однако Минюстом России было отказано в государственной регистрации указанного Постановления Госкомстата России (Письмо Минюста России от 13 ноября 2003 г. N 07/11556-ЮД), в связи с чем оно было отменено Постановлением Госкомстата России от 27 ноября 2003 г. N 104.

Обращаем внимание читателей на то, что порядок определения средней численности работников содержится в Постановлении Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения" (введен в действие начиная с отчета за январь 2004 г.).

Внесение исправлений

в Книгу учета доходов и расходов

В соответствии с п.1.6 Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 (далее - Порядок), исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).

Минфин России в Письме от 15 декабря 2003 г. N 04-02-05/1/108 разъяснил, что для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, отраженное в Книге учета доходов и расходов, и вписать правильное значение.

Как поступать случае, если на расчетный счет организации ошибочно зачислены некоторые суммы денежных средств? Следует ли отражать эти суммы в Книге учета доходов и расходов в качестве доходов? И как внести исправление в Книгу учета доходов и расходов при возврате этих сумм?

Минфин России в Письме от 29 марта 2004 г. N 04-02-05/2/10 "О применении упрощенной системы налогообложения" разъяснил, что поскольку согласно п.1.1 Порядка налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период, денежные средства, ошибочно зачисленные на расчетный счет организации, должны быть отражены на основании выписки банка в графе 4 "Доходы - всего" разд.I Книги учета доходов и расходов.

В графе 5 "в т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога" ошибочно зачисленные суммы не отражаются. Поэтому и какие-либо исправления при возврате не принадлежащих организации сумм, ошибочно зачисленных на ее счет, не производятся.

Ответственность за неуплату единого налога

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога (п.3 ст.122 НК РФ).

МНС России в Письме от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99 сообщило, что нормы ст.122 НК РФ, а также иные положения НК РФ об ответственности за совершение налоговых правонарушений в полной мере распространяются на отношения, связанные с установлением и применением специальных налоговых режимов (в частности, упрощенной системы налогообложения).

Бухгалтерская и статистическая отчетность

В соответствии с п.3 ст.4 Закона о бухгалтерском учете организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Поскольку в соответствии с п.1 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность составляется организациями на основе данных бухгалтерского учета, можно утверждать, что требование о составлении бухгалтерской отчетности на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не распространяется.

Между тем, в случае если организация наряду с упрощенной системой налогообложения применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (такое право предоставлено п.4 ст.346.12 НК РФ), при которой ведение бухгалтерского учета обязательно, такая организация должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 26 марта 2004 г. N 04-02-03/69.

Пунктом 4 ст.346.11 НК РФ установлено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности.

Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируется Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 15 июля 2002 г. N 154 (далее - Положение).

В соответствии с п.9 Положения юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Согласно п.12 Положения ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии со ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Ю.Н.Самохвалова

Подписано в печать

16.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Заключение договора займа организацией с физическим лицом. Юридические, бухгалтерские и налоговые аспекты ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 7) >
Статья: Единый налог на вмененный доход ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.