![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Во время рекламной кампании потенциальным клиентам фирмы часто раздают буклеты и листовки. Налоговики считают, что учесть эти расходы при налогообложении прибыли можно только в пределах лимита (не более 1% от суммы выручки фирмы за отчетный период). Однако есть способ избежать и нормирования этих расходов, и споров с проверяющими. ("Главбух", 2004, N 12)
"Главбух", N 12, 2004
Вопрос: Во время рекламной кампании потенциальным клиентам фирмы часто раздают буклеты и листовки. Налоговики считают, что учесть эти расходы при налогообложении прибыли можно только в пределах лимита (не более 1% от суммы выручки фирмы за отчетный период). Однако есть способ избежать и нормирования этих расходов, и споров с проверяющими.
Ответ:
ЧЕМ ГРОЗИТ?
В п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень рекламных расходов, которые учитываются при расчете налога на прибыль полностью. Среди них расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов. Но по какой-то причине законодатели не включили в этот перечень затраты на печать рекламных листовок и буклетов. Эта недоработка дала некоторым инспекторам формальный повод требовать, чтобы не нормировались расходы на изготовление только тех рекламных изданий, которые прямо поименованы в Кодексе. Все остальные подобные рекламные затраты, по мнению налоговиков, должны быть учтены при налогообложении в размере, не превышающем 1 процента от выручки фирмы. Если проверяющие обнаружат, что фирма включила в рекламные расходы затраты на печать буклетов и листовок сверх установленного лимита, ее могут оштрафовать по ст.122 Налогового кодекса РФ. Размер санкций составит 20 процентов от суммы недоимки. Кроме того, возможно, придется заплатить саму недоимку и пени за каждый день просрочки уплаты налога.
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?
Безусловно, позицию налоговиков можно просто проигнорировать и полностью включить в расходы затраты на печать рекламных буклетов и листовок. Однако на чью сторону в случае спора встанет суд, можно только гадать: арбитражной практики по этому вопросу не сложилось. Мы же предлагаем варианты, которые позволят выйти из этой ситуации без существенных потерь. Первый способ. Предположим, ваша фирма решила напечатать рекламные листовки или буклеты. Договоритесь с типографией, чтобы во всех документах, которые останутся в вашей бухгалтерии в качестве подтверждения произведенных расходов (договор, счет, накладная, счет-фактура), слова "листовка" или "буклет" не фигурировали. Вместо них используйте те термины, что записаны в Налоговом кодексе: брошюры и каталоги. А вот в техническом задании для типографии или спецификации можно смело прописать, что на самом деле представляет собой заказ - например, печать тиража листовок. Разумеется, что эти бумаги уже не должны попасть на глаза инспектору. Впрочем, это и не проблема: чтобы подтвердить произведенные затраты, с лихвой хватит документов, перечисленных выше.
Пример. В мае 2004 г. торговая фирма ЗАО "Звезда" решила напечатать в типографии партию рекламных листовок. Стоимость печати тиража - 29 500 руб. (в том числе НДС - 4500 руб.). Вариант 1 Во всех документах, подтверждающих произведенные расходы, речь идет именно о печати листовок. Бухгалтер, следуя формальным требованиям налоговиков, учел соответствующие расходы в пределах установленного лимита. Предположим, что больше рекламных расходов у фирмы не было, а выручка ЗАО "Звезда" за январь - июнь 2004 г. составила 1 800 000 руб. (без учета НДС). В этой ситуации при налогообложении можно учесть лишь 18 000 руб. (1 800 000 руб. x 1%). Оставшиеся 7000 руб. (29 500 - 4500 - 18 000) включить в расходы первого полугодия при расчете налога на прибыль не удастся. Вариант 2 По договоренности с типографией во всех документах, подтверждающих произведенные расходы (договор, счет, накладная, счет-фактура), термин "листовка" не использовался. В этом случае затраты на печать рекламных листовок без всяких проблем можно включить в расходы при расчете налога на прибыль полностью. Поэтому в расходы первого полугодия попадут все 25 000 руб. (29 500 - 4500).
Второй способ. Если листовки или буклеты напечатаны для участия в выставке, ярмарке или ином аналогичном мероприятии, избежать нормирования соответствующих рекламных расходов еще проще. Дело в том, что расходы на участие в выставках и ярмарках прямо поименованы в Налоговом кодексе как ненормируемые. А раз так, то и расходы на изготовление рекламной печатной продукции надо провести именно по этой статье, включив их в смету расходов на участие в выставке. В этой ситуации нелишним будет и приказ руководителя предприятия о том, что на выставке необходимо распространить определенное количество рекламной печатной продукции.
Подписано в печать 16.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |