![]() |
| ![]() |
|
Статья: Плата за загрязнение окружающей природной среды ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 24)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, 2004
ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Обязанность расчета и перечисления платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - экологический сбор) была введена с 1 января 1993 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632). В соответствии с п.2 данного Постановления Минприроды России разработало базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (Письмо от 27.11.1992)
Рассмотрим вопрос о необходимости исчисления экологического сбора, а также о возможных последствиях включения такого платежа в состав расходов, уменьшающих налоговую базу организаций по налогу на прибыль. Анализ нормативно-правовых документов, а также судебных решений по данному вопросу позволяет выделить следующие периоды: с января 1993 г. по март 2002 г.; с апреля 2002 г. по июнь 2003 г.; с июля 2003 г. по настоящее время. Если говорить о последнем периоде, т.е. с июля 2003 г. по настоящее время, то не вызывает сомнения тот факт, что организации обязаны исчислять и уплачивать экологический сбор. Если рассматривать периоды до июля 2003 г., то данный вопрос является спорным. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты экологического сбора, существовавший ранее. Сбросы загрязняющих веществ подразделяются на следующие виды: нормативные (предельно допустимые сбросы); сверхнормативные (превышающие нормативные сбросы). Необходимо отметить, что и до 1 января 2002 г. (дата вступления в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ) и после этой даты расходом для целей налогообложения признается только плата за выбросы в пределах установленных нормативов. При этом величина платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок за величину указанных видов загрязнения на объем фактических выбросов загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Указанная сумма включается в состав материальных расходов (пп.7 п.1 ст.254 НК РФ). Сумма экологического сбора в части превышения предельно допустимых выбросов не может быть признана расходом для целей налогообложения (п.4 ст.270 НК РФ, пп."з" п.2 Положения о составе затрат). Таким образом, в период с 1 января 1993 г. по март 2002 г. включительно все организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием, на территории Российской Федерации, в том числе на арендованном оборудовании, должны были исправно исчислять и включать в состав расходов суммы начисленного экологического сбора. В марте 2002 г. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 Постановление N 632 было признано недействительным, поскольку экологический сбор по своей правовой сути обладает всеми признаками налога, но был установлен не федеральным законом. Следовательно, со II квартала 2002 г. у организаций - плательщиков экологического сбора появилось право не исполнять обязанность по уплате экологического сбора. Позже Определение Верховного Суда от 04.06.2002 N КАС 02-232 подтвердило правомерность указанного Решения. Приказом Минприроды России от 12.04.2002 N 187 были отменены базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Таким образом, обязанность исчисления и уплаты экологического сбора прекратилась с апреля 2002 г. по двум причинам: признание недействительным Постановления N 632, устанавливающего порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Решение ВС РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 вступило в силу в июне 2002 г. Но так как июнь является последним месяцем II квартала, отсутствует необходимость исчислять плату за этот квартал); отмена базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Однако Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О Постановление N 632 было признано соответствующим Конституции Российской Федерации и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами. В то же время в связи с тем, что базовые нормативы для исчисления экологического сбора были отменены, у организаций - плательщиков экологического сбора не было возможности осуществлять расчет по уплате данного сбора. Тем не менее уже в следующем году Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 был отменен п.2 Постановления N 632, в котором предусматривалось предоставление права по утверждению базовых нормативов Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации. На основании решения Верховного Суда Российской Федерации обязанность по утверждению базовых нормативов для целей исчисления экологического сбора была возложена на Правительство Российской Федерации. Иными словами, Правительство Российской Федерации не имело права делегировать Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации полномочия по установлению нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду. В связи с этим были разработаны новые ставки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Постановление вступило в силу с 30 июня 2003 г. Таким образом, в силу создавшегося "правового вакуума", а также отсутствия ставок у организаций - плательщиков экологического сбора фактически отсутствовала обязанность по исчислению и уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды в период с 28.03.2002 по 30.06.2003. Если в данном периоде организация-плательщик включала экологический сбор в состав расходов для исчисления налога на прибыль, то это сопряжено с риском доначисления сумм налога на прибыль, штрафных санкций, а также пени за несвоевременную уплату налога. В связи с этим можно сделать вывод о том, что у плательщиков, исчислявших экологический сбор в период с апреля 2002 г. по июнь 2003 г., есть основания для возврата уплаченных сумм экологического сбора. Более того, можно поставить вопрос о правомерности введения данного сбора с 1993 г., учитывая тот факт, что ведомство, установившее нормативы, не имело на то законных оснований. Налоговые органы в настоящее время придерживаются иной позиции, ссылаясь на п.17 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 N 10, в соответствии с которым решение суда о признании нормативного правового акта незаконным влечет за собой признание этого акта не действующим со дня вступления решения в законную силу. Однако если правовой акт издан органом, не имеющим соответствующих полномочий, такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания. В настоящее время судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Так, согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2002 N Ф04/4549-635/А75-2002 налоговые органы обязаны произвести зачет сумм экологического сбора, исчисленных за период с 01.04.1999 по 20.01.2002, в счет предстоящих платежей. В то же время Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2003 N А82-167/02-А/1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2003 N А19-13106/01-40-30-Ф02-3145/03-С1 признали законным взимание экологического сбора до вступления в силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178. Следовательно, организации, принявшие решение не исчислять экологический сбор за какой-либо период, должны быть готовы к спорам с налоговыми органами. Недостаточно урегулирован и вопрос о необходимости исчисления экологического сбора с объектов, находящихся в консервации. Ведь согласно ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" один из принципов охраны окружающей среды - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Поэтому логично сделать вывод о том, что если объект в момент консервации не производил негативного воздействия на окружающую среду (выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.), то не возникает и обязанности платить экологический сбор.
К.Павлович Компания Energy Consulting Подписано в печать 09.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |