![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15 "Свод Писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - I квартал 2004 года"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 11)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15 "СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НДС ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА - I КВАРТАЛ 2004 ГОДА">
МНС России подготовило обзор переписки с организациями по вопросам, связанным с начислением и уплатой НДС в конкретных хозяйственных ситуациях. Опубликованный документ выпущен для работников налоговых инспекций. Несмотря на это, много полезного из него могут почерпнуть и бухгалтеры. Дело в том, что в письмах, из которых составлен обзор, отражена официальная точка зрения налогового ведомства по самым разным вопросам. Вопросы задавались в частном порядке, поэтому большинство писем раньше нигде не публиковалось. А это значит, что единственная возможность ознакомиться с ними - прочитать комментируемый документ. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть обзора. Его окончание будет напечатано в следующем номере "НА". Обзор охватывает практически все разделы гл.21 Налогового кодекса. Анализировать каждый ответ нет смысла. Поэтому в комментарии мы остановимся только на тех письмах, которые, на наш взгляд, нуждаются в дополнительных пояснениях.
Налоговое освобождение после отказа от "упрощенки"
Письмо МНС России от 13.01.2003 N 03-1-08/523/13-Е763 заинтересует предприятия, которые намерены отказаться от упрощенной системы налогообложения и вернуться к обычной схеме уплаты налогов. В Письме говорится, через какое время после возврата они могут рассчитывать на освобождение от уплаты НДС по ст.145 Налогового кодекса. Напомним, что право на налоговое освобождение имеют предприятия, чья выручка (без НДС) в последние три месяца перед обращением за льготой не превысила 1 000 000 руб. Чтобы воспользоваться освобождением, объем фактически полученной выручки надо подтвердить. Для этого в налоговую инспекцию необходимо представить выписку из бухгалтерского баланса (для организаций), а также Книгу продаж и копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. "Упрощенцы" не платят НДС, а следовательно, не составляют эти регистры. Значит, сразу же после отказа от "упрощенки" им попросту нечего будет представить в инспекцию. Таким образом, воспользоваться освобождением они смогут не раньше, чем через три месяца после перехода на обычную систему налогообложения. В течение этих трех месяцев они должны будут платить НДС на общих основаниях и вести все необходимые регистры.
Безвозмездная передача товаров в рекламных целях
В Письме от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18 говорится о порядке уплаты НДС с операций по передаче товаров в ходе рекламных мероприятий. Налоговики рассматривают конкретный случай - предоставление пищевых продуктов на дегустацию. Тем не менее требования, изложенные в Письме, распространяются и на другие аналогичные ситуации. Налоговики расценивают рекламную раздачу подарков как безвозмездную реализацию, которая не освобождается от НДС. Стоимость подарков, с которой нужно начислить налог, определяется с учетом положений ст.40 Налогового кодекса. При этом входной НДС по розданным товарам (или материалам, израсходованным на их производство) можно принять к вычету из бюджета.
Пример 1. В июне 2004 г. московская фирма "Зенит" проводит рекламную акцию, в ходе которой бесплатно раздает посетителям 250 единиц своей готовой продукции. Фактическая себестоимость единицы продукции - 200 руб., ее рыночная цена - 472 руб. (в т.ч. НДС - 72 руб.). Ставка налога на рекламу - 5 процентов. Выручка от реализации за первое полугодие 2004 г. составляет 4 000 000 руб. (без учета НДС). В данном случае затраты на рекламу превышают допустимый норматив расходов, учитываемых при налогообложении прибыли: 40 000 руб. (4 000 000 руб. х 1%) < 50 000 руб. (200 руб. х 250 ед.). Соответственно в налоговой себестоимости за первое полугодие фирма может учесть только 40 000 руб. Остальная сумма рекламных расходов (10 000 руб.) признается вычитаемой временной разницей, которая образует отложенный налоговый актив в размере 2400 руб. (10 000 руб. х 24%). В дальнейшем, если норматив рекламных расходов увеличится, временную разницу и отложенный актив предприятие сможет погасить. При передаче собственной продукции для рекламных целей налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров, переданных посетителям сверх норматива (пп.2 п.1 ст.146 НК РФ). Таким образом, сумма НДС, которую нужно начислить в бюджет по итогам июня, составит: 10 000 руб. : 200 руб. х 72 руб. = 3600 руб. В бухгалтерском учете "Зенита" выполняются следующие проводки: Дебет 44 Кредит 43 - 50 000 руб. - стоимость готовой продукции отражена в составе расходов на продажу; Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 3600 руб. - начислен НДС по готовой продукции, использованной для собственных нужд; Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 2400 руб. - отражен отложенный налоговый актив; Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - 2500 руб. (50 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу.
Совмещение подрядного и хозяйственного способа в строительстве
В Письме от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16 рассматривается случай, когда в целом производственный объект строится хозспособом, но для выполнения отдельных работ привлекаются подрядные организации. МНС России отмечает, что стоимость работ, выполненных сторонними организациями, в налоговой базе по НДС не учитывается. Это значит, что налог нужно начислять со всей суммы фактических затрат застройщика, кроме стоимости работ, которые выполнил подрядчик. Такие разъяснения налоговики дают, ссылаясь на Постановления Госкомстата России от 24.12.2002 N 224 и от 01.12.2003 N 105. В этих документах разъясняется, какие СМР считаются выполненными хозяйственным способом. В частности, к ним относятся строительные работы, которые нестроительная организация выполняет для своих нужд собственными силами. В свою очередь под "собственными силами" понимаются работники отделов капитального строительства предприятия или производственные рабочие, направленные на стройку. Работы, выполненные подрядными организациями, к "собственным" не относятся. Поэтому с их стоимости НДС начислять не надо.
Пример 2. ООО "Лазурь" построило здание офиса. Все строительно-монтажные работы, за исключением внутренней отделки помещений, велись собственными силами. Отделочные работы выполнила сторонняя организация. Затраты на строительство составили: - 18 880 000 руб. (в т.ч. НДС - 2 880 000 руб.) - стоимость материалов, которые были использованы при строительстве; - 3 200 000 руб. - расходы на заработную плату работников, занятых на строительстве (с учетом всех отчислений); - 9 440 000 руб. (в т.ч. НДС - 1 440 000 руб.) - стоимость отделочных работ, выполненных подрядной организацией. Общая стоимость построенного офиса равна: 18 880 000 руб. - 2 880 000 руб. + 3 200 000 руб. + 9 440 000 руб. - 1 440 000 руб. = 27 200 000 руб. Стоимость строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами, составляет: 27 200 000 руб. - (9 440 000 руб. - 1 440 000 руб.) = 19 200 000 руб. Сумма НДС, которую нужно уплатить в бюджет, равна: 19 200 000 руб. х 18% = 3 456 000 руб.
Отражение НДС по авансам в налоговой декларации
В Письме от 27.02.2004 N 03-1-08/553/15 МНС разъяснило порядок отражения в налоговой декларации сумм НДС с полученных авансов. Налоговики отметили, что включать эти суммы в декларацию нужно даже в том случае, если и отгрузка товаров, и поступление предоплаты состоялись в одном налоговом периоде. В Письме говорится, что отражение авансов в декларации не зависит от того, когда продавец исполнил перед покупателем свои обязательства по поставке товаров. Просто если товары были реализованы в том же месяце (квартале), в котором был получен аванс, сумму налога надо отразить дважды: - по строке 280 в подразделе "Налогооблагаемые объекты"; - по строке 340 - в подразделе "Налоговые вычеты". Таким образом, НДС с аванса "погашается", а налог, начисленный с общей стоимости отгруженной продукции, показывается (в зависимости от применяемых налоговых ставок) по строкам 020 - 030 в разд.2.1. Свои разъяснения МНС России подкрепило ссылкой на Постановление ВАС РФ от 19.08.2003 N 12359/02, в котором была изложена аналогичная позиция.
Пример 3. ЗАО "Комфорт" занимается производством мебели. 12 мая 2004 г. оно получило от ООО "Уют" предоплату в счет предстоящей отгрузки товаров в размере 300 000 руб. Мебель отгружена покупателю 17 мая 2004 г. Объем поставки - 318 600 руб. (в т.ч. НДС - 48 600 руб.). ЗАО "Комфорт" составляет декларацию по НДС ежемесячно. Суммы налога с указанной сделки отражаются в декларации за май следующим образом: - по строкам 020 и 170 показывается сумма 48 600 руб.; - по строкам 280 и 340 показывается сумма 45 763 руб. (300 000 руб. х 18 : 118).
Н.М.Абрамова Аудитор Подписано в печать 04.06.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |