Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Российская фирма оказала услуги белорусскому предприятию. При окончательном расчете белорусское предприятие удержало налог по ставке 15%, ссылаясь на требование своего налогового органа. Удержание налога изначально не было оговорено в договоре. Можем ли мы на основании ст.311 НК РФ при определении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, вычесть сумму налога, удержанного в Белоруссии? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 22, 2004

Вопрос: Российская фирма оказала информационные услуги, включая маркетинговые исследования, белорусскому предприятию. Сотрудники фирмы несколько раз ездили в командировки в Белоруссию с отчетами о проделанной работе. При окончательном расчете белорусское предприятие удержало налог по ставке 15%, ссылаясь на требование своего налогового органа. Удержание налога изначально не было оговорено в договоре. Можем ли мы на основании ст.311 НК РФ при определении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, вычесть сумму налога, удержанного в Белоруссии?

Ответ: Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п.1 ст.311 НК РФ).

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.

В частности, в случае удержания налогов в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором требуется подтверждение налогового агента.

В то же время если международным договором РФ установлены иные налоговые правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст.7 НК РФ).

Между Правительством РФ и Правительством РБ как раз заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение).

Согласно п.1 ст.7 Соглашения прибыль российского предприятия может облагаться налогом только в России, если такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство. Если же такая деятельность осуществляется, то его прибыль может облагаться налогом в Белоруссии, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (порядок расчета этой части описан в п.п.2 - 4 ст.7 Соглашения).

Метод устранения двойного налогообложения описан в ст.20 Соглашения. Применительно к рассматриваемой ситуации он заключается в следующем. Если российское предприятие получает доход в Белоруссии, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в РБ, то сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в Белоруссии, может вычитаться из суммы налога, взимаемого с российского предприятия в связи с таким доходом в России. Сумма вычета, однако, не будет превышать сумму налога на такой доход, рассчитанную в соответствии с российским налоговым законодательством.

Из вопроса можно понять, что у российской фирмы постоянного представительства в Республике Беларусь не было. Следовательно, исходя из смысла ст.7 Соглашения доход российского лица от белорусского предприятия не может облагаться налогом в Белоруссии в соответствии с положениями настоящего Соглашения. Поэтому не может применяться и вычет, предусмотренный ст.20 Соглашения. Аналогичная точка зрения изложена в Письме УМНС России по г. Москве от 2 июля 2003 г. N 26-12/36037.

Удержав с российской фирмы налог на доход по ставке 15%, белорусское предприятие нарушило ст.7 Соглашения и обрекло своего российского партнера на двойное налогообложение. Чтобы выйти из данной ситуации, необходимо предпринять следующие действия.

Во-первых, российская фирма может обратиться в компетентный орган Республики Беларусь (Государственный налоговый комитет РБ) с целью возврата налога, удержанного в соответствии с внутренним законодательством РБ в нарушение ст.7 Соглашения.

Во-вторых, можно воспользоваться ст.22 Соглашения "Взаимосогласительная процедура". В п.1 указанной статьи говорится следующее: "Если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является...".

Таким образом, параллельно с обращением в компетентный орган РБ можно обратиться с заявлением в Министерство финансов РФ с целью осуществления взаимосогласительной процедуры на основании ст.22 Соглашения. При этом нужно представить все документы, обосновывающие правильность вашей позиции. Такое заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения.

И.Макалкин

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

03.06.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Наша организация заключила договор с белорусским поставщиком. По условиям договора поставщик закупает лом черных металлов, а мы его вывозим со склада фирмы собственным транспортом. Насколько мы знаем, таможенного оформления при вывозе из Республики Беларусь не будет. Не могут ли возникнуть какие-либо другие проблемы при выезде из Белоруссии? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22) >
Вопрос: Наша торговая организация заключила контракт на поставку импортных товаров. Разъясните, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете таможенные платежи при приобретении импортных товаров. Увеличивают ли суммы уплаченных таможенных платежей налогооблагаемую базу по налогу на имущество? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.