Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Купля-продажа резидентами иностранной валюты ("Бухгалтерский учет", 2004, N 12)



"Бухгалтерский учет", N 12, 2004

КУПЛЯ-ПРОДАЖА РЕЗИДЕНТАМИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

Приобретение или продажа резидентами иностранной валюты - самые распространенные валютные операции. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, с одной стороны, приобретают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для платежей нерезидентам за товары (услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности), а, с другой стороны, получая от нерезидентов иностранную валюту, продают ее за рубли. <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В настоящей статье не рассматриваются валютные операции резидентов - физических лиц и нерезидентов по покупке и продаже иностранной валюты.

Приобретение иностранной валюты

Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1) установил, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком РФ.

Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и Указанием ЦБ РФ от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Закон N 3615-1 также устанавливает, что покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается, а заключенные в нарушение правил, установленных Центральным банком РФ, сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными.

В целом правила приобретения иностранной валюты, действующие до 15 июня 2004 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), можно изложить следующим образом.

Резидент - юридическое лицо вправе приобрести иностранную валюту для немедленного осуществления валютной операции, которая допускается Законом N 3615-1 и/или нормативными актами Банка России. В случае если резидент не использует приобретенную валюту в течение семи дней, данная сумма подлежит обратной продаже. Приобретение иностранной валюты впрок или с целью хранения средств в иностранной валюте не допускается.

Особый порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации был установлен Центральным банком РФ для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, если оплата по договору (соглашению, контракту) производится в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл. США (Указание ЦБ РФ от 30.12.1999 N 721-У отменено Указанием ЦБ РФ от 26.02.2004 N 1388-У). Для осуществления такой покупки резидент должен предварительно получить специальное заключение Минфина России (Инструкция ВЭК РФ и ЦБ РФ от 10.02.2000 N 03-26/493, 88-И отменена Положением Минфина России и ЦБ РФ от 17.02.2004 N 20н/251-П), и только после предъявления указанного заключения уполномоченный банк будет проводить операции по приобретению для резидента иностранной валюты.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Новый валютный закон) сохранил общий порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (здесь и далее чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, именуются "чеки") только через уполномоченные банки (п.1 ст.11 Нового валютного закона).

Статья 11 Нового валютного закона уполномочивает Центральный банк РФ ввести новый порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков резидентами (действует до 1 января 2007 г. (п.3 ст.26 Нового валютного закона)), который может предусматривать:

1) установление требования об использовании специального счета резидентами;

2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты.

Кроме того, ограничения, указанные выше, не применяются, если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (например, для взноса резидента в уставный капитал компании-нерезидента).

Пример. Российская компания заключила импортный контракт с иностранной компанией о приобретении партии товара. Условиями контракта предусмотрена поставка товара через 200 дней после перечисления аванса. Резидент приобретает иностранную валюту для осуществления платежа нерезиденту без внесения резерва в Центральный банк РФ, так как по истечении 180 дней резидент должен будет внести резерв в сумме до 50% от суммы проведенного платежа на срок до исполнения нерезидентом своих обязательств (п.3 ст.7 Нового валютного закона).

Следует отметить, что Новый валютный закон допускает приобретение резидентом иностранной валюты впрок или с целью хранения средств в иностранной валюте. При этом применяются указанные выше ограничения: резервирование рублевой суммы, эквивалентной 100% приобретаемой иностранной валюты на срок до 60 дней, а также обязательное использование специального счета резидента.

Продажа иностранной валюты

Новый валютный закон, так же как и Закон N 3615-1, определяет, что резиденты вправе свободно продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Обязательная продажа. Закон N 3615-1 устанавливает, что обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% суммы валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ.

С 10 июля 2003 г. размер обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) составляет 25% от суммы валютной выручки (Указание ЦБ РФ от 09.07.2003 N 1304-У).

Фактически обязательной продаже подлежат все поступления в иностранной валюте от нерезидентов, а не только экспортная выручка, за исключением кредитов (займов), вкладов в уставный капитал и некоторых других (Инструкция ЦБ РФ от 29.06.1992 N 7 (с последующими изменениями и дополнениями).

До 1 января 2007 г. сохраняется возможность еще одного ограничения в отношении валютных операций - обязательной продажи части валютной выручки.

Новый валютный закон, так же как и Закон N 3615-1, определяет, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере до 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ (п.1 ст.21 Нового валютного закона). Банк России в Инструкции от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И) определил, что обязательной продаже подлежит 25% валютной выручки.

Следует отметить, что перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком РФ (п.4 ст.21 Нового валютного закона). В Инструкции N 111-И приведен перечень следующих иностранных валют: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк. Следовательно, в отношении валютной выручки в иных иностранных валютах правила об обязательной продаже применяться не будут.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. Исключения составляют:

1) суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

3) суммы, необходимые для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями - нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4) суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги) (п.3 ст.21 Нового валютного закона).

Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Новым валютным законом в иностранной валюте:

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком РФ (п.5 ст.21 Нового валютного закона).

Изменения претерпевает процедура осуществления обязательной продажи части валютной выручки. Новый валютный закон устанавливает, что обязательная продажа части валютной выручки осуществляется только на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через 7 рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке (п.2 ст.21 Нового валютного закона).

Согласно действующему порядку (до 15 июня 2004 г.) в случае непоступления от резидента поручения на продажу части валютной выручки уполномоченный банк, в котором был открыт счет данного резидента и на который поступила выручка, самостоятельно осуществляет обязательную продажу без поручения клиента (Инструкция ЦБ РФ от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Инструкцией N 111-И установлено, что резидентам для обязательной продажи части валютной выручки в уполномоченных банках открываются транзитные валютные счета; аналогичный порядок действовал и до вступления в силу Нового валютного закона.

Назначение транзитного валютного счета - идентификация поступлений иностранной валюты в пользу резидента по видам операций, включая поступления экспортной валютной выручки, и непосредственное осуществление ее обязательной продажи.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих поступлений, зачисляемых на текущий валютный счет:

- средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом или другом уполномоченном банке;

- средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет этого резидента, по заключенным между ними договорам.

Обязательная продажа валютной выручки осуществляется не позднее чем через 7 рабочих дней со дня ее поступления на транзитный валютный счет в уполномоченном банке в следующем порядке.

Уполномоченный банк уведомляет резидента о поступлении (зачислении) на его транзитный валютный счет средств в иностранной валюте.

Резидент, получив уведомление уполномоченного банка, в течение 7 рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты на его транзитный валютный счет представляет в уполномоченный банк справку о характере операции, составляемую по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Банка России об учете валютных операций (далее - справка).

Одновременно со справкой резидент дает уполномоченному банку распоряжение на проведение операций по транзитному валютному счету (далее - Распоряжение), содержащее:

- поручение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки;

- поручение о перечислении оставшейся суммы в иностранной валюте на свой текущий валютный счет;

- поручение о перечислении суммы в рублях, полученной от обязательной продажи части валютной выручки, на свой банковский счет в рублях.

Указанное распоряжение может также содержать поручение резидента уполномоченному банку о продаже иностранной валюты в части, превышающей установленный Банком России размер обязательной продажи.

По получении распоряжения резидента уполномоченный банк исполняет его.

Без представления резидентом уполномоченному банку справки и распоряжения в соответствии с установленными требованиями операции по списанию денежных средств с транзитного валютного счета не производятся.

Проценты на денежные средства, находящиеся на транзитном валютном счете, не начисляются.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

А.С.Селивановский

К. ю. н.

Подписано в печать

28.05.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговый учет целевого финансирования и целевых поступлений ("Бухгалтерский учет", 2004, N 12) >
Статья: Развитие методологии управленческого учета ("Бухгалтерский учет", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.