Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пожар - до и после ("Московский бухгалтер", 2004, N 6)



"Московский бухгалтер", N 6, 2004

ПОЖАР - ДО И ПОСЛЕ

Пожар может возникнуть в любой организации. А летом и подавно. Поэтому пожарные заставляют фирмы заранее "вооружаться" против огня, оформлять страховки или устраивают дотошные проверки на "горючесть". Бухгалтеру предстоит правильно отразить расходы на безопасность, а если случилась беда - подсчитать убытки и разобраться с НДС.

Позаботимся заранее

Многие столичные фирмы жалуются на пожарных: уж очень много требований и претензий с их стороны. То огнетушителя не хватает, то электропроводка не в порядке. Последние московские пожары говорят о том, что к чиновникам МЧС стоит прислушаться. А требования их очень жесткие.

Руководство фирмы обязано обеспечить противопожарную безопасность в своих помещениях. Такой порядок закрепляется Законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также различными правилами и нормами. Но это совсем не значит, что директор сам должен ставить пожарные щиты или проводить инструктаж с работниками. Эти обязанности он может возложить и на других работников, например на начальника цеха или главного инженера. Достаточно оформить соответствующий приказ. При этом ответственность за безопасность ложится и на них.

Далее фирме нужно разработать инструкцию. В ней указывают меры, которые будут приняты для предупреждения пожара. То есть места для огнетушителей, пожарных щитов или кранов. Составляют план эвакуации работников. Затратами в этом случае будут приобретение средств тушения пожаров и проводка пожарной сигнализации. К таким же затратам можно отнести оборудование мест для курения.

Что делать бухгалтеру с подобным инвентарем? Раз пожарную безопасность мы соблюдать обязаны на основании нормативного акта, то огнетушители, оборудование курилок и прочие затраты в налоговом учете можно смело относить на расходы (п.1 ст.252 НК). Вопрос только - в каком порядке.

Все ли в порядке

Как материалы огнетушители и прочее оборудование списывать нельзя. Весь пожарный инвентарь независимо от его стоимости относится к основным средствам. Об этом сказано в Общероссийском классификаторе основных фондов, который утвержден Постановлением Госкомстата от 26 декабря 1994 г. N 359. Тем более, срок использования такого имущества часто превышает год.

Чтобы облегчить бумажную работу бухгалтеру, заметим, что ведра, топоры и лопаты можно учитывать вместе, как один инвентарный объект - пожарный щит. Тогда каждое приспособление учитывать по отдельности не надо. Так позволяет поступить п.6 ПБУ 6/01.

Если стоимость основного средства не больше 10 тыс. руб., то списать можно сразу всю сумму (п.18 ПБУ 6/01, а также пп.3 п.1 ст.256 НК). По тем средствам пожаротушения, которые стоят дороже, придется начислять амортизацию. Такой порядок действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Самым дорогостоящим в этом случае будет проведение пожарной сигнализации. Как же ее отразить: как отдельный объект или учесть в стоимости помещения? Проще, конечно, учесть ее как отдельный объект. Во-первых, изменения в планировку помещения сигнализация не вносит. То есть это не реконструкция и не модернизация. Во-вторых, сигнализация функционирует независимо от самого здания. Значит, это не "комплекс конструктивно сочлененных предметов". К тому же срок использования сигнализации гораздо меньше срока эксплуатации здания.

По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. N 1, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к четвертой амортизационной группе оборудования. Срок полезного использования - от 61 до 84 месяцев.

Тревожный сигнал поступает к тем организациям, которые будут тушить ваш офис, или к диспетчеру, который вызовет пожарных. Поэтому установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договоров на ее обслуживание. Затраты организации по таким видам работ в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), если сигнализация установлена непосредственно в производственном помещении. Если в другом месте, например в здании администрации, - такие затраты следует отнести к общехозяйственным расходам.

В налоговом учете расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Об этом гласит пп.6 п.1 ст.264 Налогового кодекса.

Случилась беда

Но, допустим, огонь уничтожил часть вашего имущества. Что делать бухгалтеру? В первую очередь, подсчитать убытки. Для этого проводят обязательную инвентаризацию. Так требует п.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". По ее результатам можно будет установить, какое именно имущество уничтожено огнем. Обратите внимание: убытки отражаются в отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация, а не когда произошел пожар. Например, возгорание произошло в конце мая, однако инвентаризация была завершена и оформлена в июне. Соответственно, ущерб от пожара будет отражен в учете в июне.

Теперь надо установить, по чьей вине произошел пожар. Недостачу и порчу имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства и обращения. Сверх норм - на счет виновных работников. Но часто найти "крайнего" не получается, то есть пожар происходит из-за непредвиденных обстоятельств (например, из-за грозы). Работник также может доказать свою невиновность в суде. В этом случае убытки списывают на финансовые результаты отчетного периода.

В соответствии с п.13 ПБУ 10/99 убытки отражают в составе чрезвычайных расходов, возникших как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.265 Налогового кодекса к внереализационным расходам, учитываемым в целях налогообложения, приравнивают потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Как быть с НДС

Если пожар произошел по вине работника, то НДС на расчеты с бюджетом не относят. В этом случае НДС включают в общую сумму ущерба, которую взыскивают с провинившегося сотрудника. Аналогичная ситуация по НДС возникает в случае, если имущество было застраховано. А вот если виновного не нашли или нет страховки, НДС придется восстанавливать. Таково мнение чиновников. Объясняют они это так.

Пунктом 2 ст.171 Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров или иного имущества. При этом Кодекс требует, чтобы такое имущество использовали для операций, облагаемых НДС. Значит, считают чиновники, возместить НДС можно, только если факт реализации товаров будет установлен впоследствии. Поэтому суммы НДС по имуществу, уничтоженному в результате пожара, должны быть восстановлены.

По мнению экспертов, это неверно. Статья 171 Налогового кодекса указывает лишь на то, что вычет налога предоставляется по материалам или иному имуществу, которое будет использовано для производства товаров либо для перепродажи. Естественно, именно для этих целей такое имущество погорельцем и приобретается. То есть условия данной статьи выполняются. Поэтому не имеет значения то, что огонь это имущество впоследствии уничтожил. Однако такое мнение придется оспаривать в суде.

Примечание. Наказание за халатность

За нарушение требований пожарной безопасности виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Такой порядок установлен ст.38 Закона N 69-ФЗ. Дисциплинарное наказание выносит руководитель своему подчиненному. Например, если руководитель недосчитался на одном из пожарных щитов огнетушителя или он был просрочен, то ответственному за этот участок работнику можно объявить выговор.

Пожарные инспекторы применяют административные меры. Так, за нарушение правил и норм пожарной безопасности (не установили сигнализацию или пожарные щиты и т.п.) руководителей фирмы штрафуют на сумму от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, могут наложить штраф и на саму организацию. Он составит от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (ст.20.4 КоАП).

А вот если случился пожар и в результате погиб человек, то работника, ответственного за соблюдение пожарной безопасности, могут привлечь к уголовной ответственности на срок до пяти лет. Об этом сказано в ст.219 Уголовного кодекса.

А.Михайловский

Подписано в печать

25.05.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Отпуск на экзамен ("Московский бухгалтер", 2004, N 6) >
Вопрос: Наш водитель на автомобиле компании попал в ДТП. Проблема в том, что он не был вписан в полис обязательного страхования гражданской ответственности. Теперь страховая компания отказывается выплачивать деньги. Имеет ли она на это право? Как быть в такой ситуации и можно ли решить этот вопрос? ("Московский бухгалтер", 2004, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.