|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Ю.В. Васильев: "Депутаты намерены поддержать правительственный вариант снижения ЕСН" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 11)
"Российский налоговый курьер", N 11, 2004
Ю.В. ВАСИЛЬЕВ: "ДЕПУТАТЫ НАМЕРЕНЫ ПОДДЕРЖАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ СНИЖЕНИЯ ЕСН"
В июне Государственной Думе предстоит принять ряд поправок в налоговое законодательство. О самых важных из них нам рассказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Викторович Васильев.
- Юрий Викторович, вы покинули пост мэра Пятигорска, чтобы возглавить один из важнейших комитетов Госдумы. Как вам работается в новом качестве? - Для меня эта работа не совсем новая. До избрания главой администрации Пятигорска я был депутатом Думы Ставропольского края и возглавлял бюджетный комитет. Так что проблемы налогового и финансового законодательства мне хорошо знакомы. Конечно, на начальном этапе не обошлось без проблем организационного характера: нужно было сформировать не только структуру комитета, но и структуру всей Думы. Надо сказать, нам удалось довольно быстро наладить режим законодательной работы. За четыре месяца через комитет прошло 45 законопроектов. И это во многом благодаря тому, что мы создали семь подкомитетов, каждый из которых отвечает за отдельное направление. Это подкомитеты: по налоговому законодательству; по финансовому контролю; по валютному регулированию; по денежно-кредитной политике и другие. При Комитете по бюджету и налогам создано также несколько экспертных советов, в частности по налоговому законодательству. На заседании таких советов законопроекты предварительно обсуждаются. В обсуждении принимают участие и члены Правительства, и предприниматели, и ученые. Как видите, законопроекты рассматриваются всесторонне.
- Давайте поговорим непосредственно о законопроектах. Сейчас всех волнует вопрос о снижении ставки ЕСН. Правительство уже определило, что максимальная ставка будет снижена с 35,6 до 26 процентов, а ряд льгот по налогу отменен. Как вы думаете, это вызовет дискуссии среди депутатов? - Все, что Правительство предлагает по единому социальному налогу, разумно. Но при подготовке законопроекта ко второму чтению отдельные положения будут обсуждаться. Сейчас выплаты в год на одного работника от 100 до 300 тыс. руб. облагаются по ставке ЕСН 20 процентов. В законопроекте предлагается установить ставку налога 26 процентов для зарплат до 300 тыс. руб. Таким образом, для работодателей, которые выплачивают своим сотрудникам от 100 до 300 тыс. руб. в год, ставка увеличится на 6 процентов. На комитете депутаты предложили снизить порог с 300 до 264 тыс. руб. Возможно, эта цифра и будет принята. Между тем общее сокращение нагрузки на фонд заработной платы планируется очень серьезное. Поэтому депутаты намерены поддержать правительственный вариант снижения ЕСН. Особое внимание комитет намерен уделить формированию социальных внебюджетных фондов. Необходимо тщательно проанализировать расчеты, которые представит Правительство РФ, и оценить возможные последствия того или иного варианта снижения налоговой нагрузки на величину сумм, уплачиваемых в фонды социального и медицинского страхования. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы миллионов людей, пользующихся социальными льготами. - По расчетам Правительства, благодаря снижению ставки ЕСН в распоряжении работодателей останется до 280 млрд руб., которые соответственно потеряет бюджет. На ваш взгляд, эти потери оправданны? - Мне кажется, что говорить о потерях бюджета в принципе нельзя. Зачем снижать налоги, если от этого бюджет теряет деньги? Снижать ставки нужно, одновременно расширяя налоговую базу. И тогда бюджет выиграет. На мой взгляд, именно на это нацелена реформа ЕСН. Конечно, сначала поступления ЕСН снизятся, но постепенно зарплаты будут "выходить из тени". Примером тому может служить ситуация с налогом на прибыль. В первые два года после введения гл.25 Налогового кодекса сборы этого налога сократились. Но уже сейчас объем его поступлений увеличивается. Разумеется, сразу работодатели не откажутся от выдачи зарплат в "конвертах". Но в перспективе мы рассчитываем на положительный эффект. Поэтому 280 млрд - это не пропавшие деньги, а стимул для работодателей. По моему мнению, на данном этапе ставка 26 процентов плюс возможность использовать пониженные ставки - оптимальный вариант. - Кстати, о возможности использовать пониженные ставки. Насколько нам известно, ограничения по доступу к регрессивной шкале предполагается отменить. - Да, это так. Правительство предлагает исключить из ст.241 Налогового кодекса положение, запрещающее учитывать доходы наиболее высокооплачиваемых работников при расчете средней зарплаты одного сотрудника. Напомню, сейчас нельзя учитывать зарплаты 10 либо 30 процентов работников в зависимости от размера штата. Депутаты хотят вообще отменить требование о расчете средней зарплаты для применения пониженных ставок. Сохранять это ограничение по доступу к регрессии нецелесообразно. Сейчас, если вы помните, среднемесячный размер выплат на одного работника на момент перечисления авансовых платежей по ЕСН не должен быть менее 2500 руб. Этот предел для многих уже не актуален. За исключением, пожалуй, работников бюджетной сферы. Но они все равно не смогут достичь предела в 300 тысяч, который позволял бы применить более низкую ставку ЕСН. - Будут ли депутаты возражать против сокращения льгот по ЕСН? В Правительстве говорили о возможной отмене льгот для организаций инвалидов. Каково окончательное решение? - В поправках, внесенных Правительством ко второму чтению, предложения об отмене льгот для организаций инвалидов нет. Что касается других льгот, то, думаю, нужно взвесить необходимость отмены льготы для дачных и строительных кооперативов. Правительство совершенно справедливо отмечает, что работников таких кооперативов из-за льготы исключают из системы пенсионного обеспечения. Но если льготу отменить, эти выплаты, скорее всего, будут "переведены в тень". На подкомитете мы уже поднимали этот вопрос. Возможно, Правительство примет точку зрения депутатов. Предлагается отменить льготу для получателей грантов, и мы с этим согласны. Будет уточнен объект налогообложения, гранты туда не войдут, поэтому льгота не нужна. - Юрий Викторович, в ближайшее время Правительство намерено внести на рассмотрение в Госдуму законопроект об усовершенствовании главы Налогового кодекса о налоге на прибыль <*>. Известно, что законопроект вызывает споры среди депутатов. Как оцениваете его Вы? Какие поправки может предложить комитет? ————————————————————————————————<*> Подробнее о готовящихся предложениях читайте в ближайшем номере. - Прим. ред.
Недавно состоялось заседание экспертного совета по налоговому законодательству, на котором мы предварительно обсудили этот законопроект. Он, безусловно, полезен для бухгалтеров, поскольку направлен на сближение бухгалтерского и налогового учета. Но у экспертов много замечаний. Я не хотел бы о них подробно рассказывать. Отмечу лишь одно, что заключение экспертного совета передано в Минфин. Если замечания будут учтены, это облегчит процесс принятия законопроекта Госдумой. От этого зависит и то, какие поправки к нему предложат депутаты, когда он будет внесен на рассмотрение в Думу. Есть вероятность, что в весеннюю сессию этого не произойдет. Законопроект не бюджетообразующий, а у нас сейчас много других важных законопроектов, влияющих на формирование федерального бюджета 2005 г. Их нужно принять в первую очередь. Поэтому поправки в гл.25, скорее всего, будут перенесены на осень. - Какие же законопроекты, кроме ЕСН, будут приняты в первую очередь? - Глава о налоге на наследование и дарение, поправки по индексации акцизов. Крайне важно рассмотреть и поправки о перераспределении доходных источников между бюджетами различных уровней. От этих поправок будет зависеть финансовая состоятельность регионов и муниципалитетов. Менять налоговую нагрузку в рамках реформы межбюджетных отношений не планируется. По крайней мере каких-либо поправок на этот счет пока нет. К рассмотрению во втором чтении готовится и глава о водном налоге. Мы ожидаем также, что Правительство внесет проекты глав о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц. Но принимать их мы будем уже в следующую сессию. - Не секрет, что по налогу на наследование и дарение между депутатами и Правительством тоже есть разногласия. Расскажите, пожалуйста, как идет процесс согласования. - Дело в том, что существует некая социальная несправедливость, и ее необходимо устранить как можно скорее. Налог взимается, если право на полученное имущество нотариально удостоверено. Но далеко не все наследники приходят к нотариусу. Правительство предлагает облагать налогом всех, кто получил имущество по наследству. С этим мы согласны, как, впрочем, и с тем, что перечень имущества, облагаемого налогом, нужно сократить. Планируется оставить только недвижимость и транспортные средства. Правительство также предлагает для близких родственников установить пятипроцентную ставку налога и ввести не облагаемый налогом вычет. Это значит, что все наследуемое или подаренное имущество налогоплательщики будут оценивать, чтобы знать, сколько заплатить в бюджет. По данным Госкомстата, в год умирает порядка 2 млн человек, у каждого в среднем по два наследника. В итоге мы получим очереди из 4 млн человек, которые захотят оценить имущество и получить вычет. И тогда на администрирование налога Правительство будет тратить больше денег, чем налог способен принести. Мы же предлагаем все максимально упростить. Никаких вычетов, прямых родственников освобождаем от уплаты налога, остальные платят по ставке 13 процентов. К прямым родственникам относятся родители, дети, супруги, бабушки, дедушки и внуки. Налоговый вычет порочен, потому что создает непреодолимые препятствия в администрировании данного налога. Если Правительство предложит какой-то механизм администрирования, тогда можно будет говорить о размере вычета. Но если механизм не будет найден, мы не откажемся от своей позиции. - Вы упомянули о налоге на имущество физических лиц. Правительство предлагает взимать его исходя из рыночной стоимости жилья, одновременно снизив ставку налога до 0,1 процента. Не кажется ли вам, что у некоторых граждан эта инициатива может вызвать протест? - На мой взгляд, цель этих предложений - выровнять налоговую нагрузку. Сегодня инвентарная и рыночная цена недвижимости может отличаться в несколько раз. Создается ситуация, когда владельцы дорогостоящих квартир в домах, построенных в прошлом веке, платят значительно меньший налог, чем собственники стандартных "квадратных метров" в панельных новостройках. Но при рассмотрении этого законопроекта мы обязательно обсудим проблему защиты малообеспеченных категорий граждан и подумаем о предоставлении налоговых льгот. - Еще один важный вопрос - о реформе налогообложения малого бизнеса. Правительство предлагает вернуть ЕСН для тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Как к этой идее относятся депутаты? - Мое мнение таково: если эта система действительно активно используется для ухода от уплаты ЕСН, здесь есть над чем задуматься. Но в любом случае нельзя допускать увеличения налоговой нагрузки на малые предприятия. Для этого можно ввести ЕСН со ставкой меньше 26 процентов и снизить ставки единого налога. Думаю, мы обсудим это, как только предложения будут внесены на рассмотрение в Госдуму. - Недавно глава Министерства финансов А.Л. Кудрин сказал об увеличении на индекс инфляции порогового значения выручки, установленного для перехода на "упрощенку". По вашему мнению, стоит ли повышать этот порог более существенно и на сколько? - Я придерживаюсь мнения, что все величины, которые установлены в налоговом законодательстве в конкретных суммах, должны индексироваться с учетом инфляции. Это касается как специфических налоговых ставок, так и налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. И, как вы знаете, в отношении акцизов и подоходного налога такие решения принимаются. Не вижу никаких причин, чтобы не реализовать данный подход и в отношении предельных размеров выручки по упрощенной системе. Что же касается более существенного увеличения этих сумм, то этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Когда главу об упрощенной системе налогообложения впервые обсуждали в Госдуме, предлагали разные предельные размеры выручки. Но Правительство убедило депутатов в том, что действующие сегодня величины абсолютно достаточны для поддержки реального малого бизнеса. Я согласен с теми, кто считает, что порог выручки серьезно увеличивать нельзя. Это может вовлечь в сферу льготного налогового режима предприятия, которые уже не нуждаются в государственной поддержке. То есть те, которые свободно платят налоги при общем режиме и ведут полноценный учет. О предложениях со стороны других депутатов по увеличению порога выручки мне не известно. - Какие еще предложения по реформе налогообложения малого бизнеса обсуждают сейчас депутаты? - Возможно, мы предложим вновь вернуться к патентной системе. Это связано с вопросом об администрировании малого бизнеса. Деятельность, которая поддается администрированию, при желании налогоплательщика может быть переведена на упрощенную систему. Для бизнеса, который не поддается администрированию, необходима система единого налога на вмененный доход или патентная система. Ведь не все виды деятельности облагаются ЕНВД. - Юрий Викторович, давайте поговорим о реформе МНС России. В конце апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении структуры Правительства, в том числе и о преобразовании МНС России в Федеральную налоговую службу. Отвечает за него Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Но в законопроекте есть ряд поправок в налоговое законодательство, которыми обычно занимается подведомственный вам комитет. Будет ли он участвовать в обсуждении этих поправок? - Да, у нас есть такая договоренность с комитетом по госстроительству. В большинстве своем поправки связаны с преобразованием МНС в ФНС и переходом ряда функций налоговых органов к Минфину. Но в законопроекте есть изменения, с которыми мы не можем согласиться. Приведу пример. Сейчас налоговые органы могут приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, если он в течение двух недель после срока, установленного для представления декларации, так и не представил ее. Законопроект вносит поправку, разрешающую приостанавливать операции по счетам, если налогоплательщик не представил "иные документы, истребованные налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом". Я считаю, и многие депутаты со мной согласны, что фактически это только осложнит деятельность предприятия при самом незначительном поводе. При рассмотрении законопроекта во втором чтении мы намерены исключить поправку об "иных документах". Другая поправка, которая также вызывает вопросы, позволяет вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих органов, если такие решения не соответствуют федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Возникает вопрос: какие акты имеются в виду - инструкции Минфина? Но ведь Налоговый кодекс - закон прямого действия, и действия налоговых органов должны соответствовать в первую очередь закону. Есть вероятность, что на основании инструкции Министерства финансов можно будет отменить решение налогового органа, которое могло и соответствовать Налоговому кодексу. Подобные недочеты нужно будет исправить при втором чтении. - Спасибо за интересную беседу.
Беседовала А.Шестова Подписано в печать 25.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |