|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Что сделать в первую очередь: списать или снять с учета в ГИБДД? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 20)
"Учет.Налоги.Право", N 20, 2004
ЧТО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ: СПИСАТЬ ИЛИ СНЯТЬ С УЧЕТА В ГИБДД?
В материале "От регистрации в ГИБДД учет не зависит" рассмотрена постановка автомобиля на учет. На наш взгляд, не менее интересна и другая ситуация, связанная с учетом автотранспорта в органах ГИБДД: после того как автомобиль отработал свой ресурс, его нужно списать с баланса и снять с учета в органах ГИБДД. И снова возникает вопрос: что следует делать раньше? Выбытие объекта основных средств в бухгалтерском учете признается на дату, когда единовременно прекратили действовать условия его принятия к бухгалтерскому учету (п.76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее - Указания). Для оформления документации о выбытии объектов приказом руководителя создается комиссия, состоящая из должностных лиц организации. Для работы в комиссии "могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества" (п.77 Указаний). Такими инспекциями, очевидно, являются ГИБДД, Гостехнадзор или иной уполномоченный орган. Однако в тексте применено понятие "могут", следовательно, включение в комиссию представителей указанных органов не носит обязательного характера. Принятое комиссией решение о списании основного средства оформляется актом на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации (п.78 Указаний). Формы актов на списание основных средств приведены в Постановлении Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. В частности, для оформления и учета списания пришедших в негодность автотранспортных средств применяется Акт о списании автотранспортных средств - форма N ОС-4а. В этой форме предусмотрен специальный реквизит: "дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)". Этим же Постановлением Госкомстата установлено, что в случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции МВД России. Но, несмотря на то что использование данной формы носит обязательный характер, незаполненный реквизит "дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)" не может препятствовать принятию решения о списании. В нормативных документах по бухгалтерскому учету не указано, что выбытию основного средства может препятствовать тот факт, что автомобиль не снят с учета в ГИБДД. Первичным здесь является прекращение использования автомобиля для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для управленческих нужд (п.29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Формальное снятие с учета в Госавтоинспекции является лишь одним из подтверждающих фактов. Данный вывод подтверждает п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Как следует из документа, обязанность предварительного снятия с учета транспортных средств определена только для случаев отчуждения транспортных средств - продажи, мены, дарения и других аналогичных случаев выбытия. В случае же "утилизации (списания)" предварительного снятия с учета не требуется - это можно сделать и после списания.
Кстати говоря, даже при продаже, мене, дарении и т.д. не обязательно снимать автомобили с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на них. Соответствующая норма Постановления N 938 признана недействующей (Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2003 N КАС03-563). Независимость друг от друга фактов выбытия автотранспорта и снятия его с учета в ГИБДД подтверждает и арбитражная практика. Так, например, в Постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2002 по делу N Ф09-906/02-АК и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2001 по делу N Ф03-А16/00-2/2457 допускается вполне законная ситуация, когда автомобиль выбывает из организации, оставаясь при этом зарегистрированным в ГИБДД. Оба суда рассматривали эту ситуацию в отношении налога с владельцев транспортных средств и отмечают, что основанием для уплаты этого налога служит факт наличия транспортных средств у предприятия, а не факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД. Подведем итог - списание с баланса непригодного к эксплуатации транспортного средства не зависит от времени снятия его с учета в органах ГИБДД.
А.А.Карпов Аудитор Подписано в печать 24.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |