|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Сколько дней в неделе? ("Новая бухгалтерия", 2004, N 6)
"Новая бухгалтерия", N 6, 2004
СКОЛЬКО ДНЕЙ В НЕДЕЛЕ?
В споре с налоговиками все средства хороши. Иногда сущий пустяк может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Таким пустяком может стать нарушение срока, установленного Налоговым кодексом для совершения определенных действий.
Всем известно, что неделя - это период времени с понедельника до воскресенья, состоящий из семи календарных дней. Однако налоговое законодательство определяет неделю совершенно иначе. Согласно ст.6.1 НК РФ неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Данная формулировка в некоторых случаях приводит к очень неожиданным результатам. Представим себе следующую ситуацию. Налоговыми органами проведена налоговая проверка организации. Акт налоговой проверки составлен и подписан 10 февраля 2004 г. 12 февраля (по почтовому штемпелю) акт налоговой проверки отправлен заказным письмом в адрес организации. В этом случае датой вручения акта налоговой проверки организации-налогоплательщику признается шестой день, начиная с даты его отправки (п.4 ст.100 НК РФ). Организация имеет право представлять письменные возражения по акту налоговой проверки в двухнедельный срок со дня его получения.
И только после истечения этого срока руководитель налогового органа в течение 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, материалы и документы, представленные налогоплательщиком. В нашей ситуации акт налоговой проверки считается врученным организации-налогоплательщику 16 февраля 2004 г. Итак, двухнедельный срок представления возражений по акту налоговой проверки исчисляется с 17 февраля 2004 г. (это вторник). Период времени с 17 по 20 февраля (вторник - пятница) не образует недели (4 рабочих дня подряд, а затем идет суббота - нерабочий день). Так как 23 февраля (понедельник) - нерабочий праздничный день, то и период времени с 23 февраля по 27 февраля также не является неделей в смысле ст.6.1 НК РФ (всего 4 рабочих дня, следующих подряд). В результате первая неделя срока истекает только 5 марта. Период времени с 8 по 12 марта опять не является неделей, ведь 8 марта - нерабочий праздничный день. Поэтому вторая неделя срока в соответствии с положением ст.6.1 НК РФ истекает 19 марта 2004 г. Таким образом, возражения по акту налоговой проверки организация-налогоплательщик может представить налоговому органу аж до 19 марта 2004 г., т.е. две недели в смысле ст.6.1 НК РФ фактически длились больше месяца. И только с 20 марта начнет исчисляться срок в 14 дней, в течение которого руководитель налогового органа обязан принять одно из решений, предусмотренных ст.101 НК РФ. Как видно, срок, установленный Налоговым кодексом РФ и исчисляемый неделями, не во всех случаях равен сроку, исчисляемому в календарных неделях, что может иметь как положительное, так и отрицательное значение для налогоплательщика. Так, нарушение руководителем налогового органа порядка привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности не является безусловным основанием для отмены соответствующего решения вышестоящим налоговым органом или судом (см. п.30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Но в споре с налоговыми органами важным является любой аргумент. Примером тому может служить Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2003 по делу N Ф04/2396-622/А46-2003. ФАС Западно-Сибирского округа указал, что нарушение установленного п.6 ст.101 НК РФ срока привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности (по причине неправильного исчисления двухнедельного срока представления возражений по акту налоговой проверки) могло привести к принятию налоговым органом неправильного решения. Поэтому решение нижестоящего суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Иное решение в аналогичной ситуации принял ФАС Северо-Западного округа (см. Постановление от 15.10.2001 по делу N А44-1380/01-С15-к). При этом ФАС Северо-Западного округа исходил из того, что преждевременное принятие решения налоговым органом о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не привело к нарушению его прав. Непредставление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки не лишает его возможности обжаловать решение налогового органа, в том числе и в судебном порядке, и представлять доказательства в обоснование своей позиции. Следует иметь в виду, что в ряде случаев несоблюдение налоговыми органами сроков совершения тех или иных юридических действий может являться безусловным основанием для отмены соответствующих решений в судебном порядке. Например, решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке принимается налоговым органом в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока (п.2 ст.76 НК РФ). Преждевременная приостановка операций налогоплательщика по счетам в банке является, по нашему мнению, безусловным основанием для отмены соответствующего решения налогового органа. В данном случае необходимо исчислять двухнедельный срок, руководствуясь нормами ст.6.1 НК РФ. Ошибка налогового органа может в такой ситуации сыграть на руку налогоплательщику.
Для справки
Срок, исчисляемый в неделях, установлен: - пунктом 6 ст.78 НК РФ - для информирования налоговым органом налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченных налогов, сборов, а также пени; - пунктом 2 ст.79 НК РФ - для принятия решения налоговым органом о зачете или возврате излишне взысканного налога, сбора, а также пени; - пунктом 3 ст.176 НК РФ - для принятия налоговым органом решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость, которая не была зачтена в истекшем налоговом периоде, и для возврата органами федерального казначейства указанной суммы налога; - статьей 203 НК РФ - для возврата суммы акциза органами федерального казначейства в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму исчисленного акциза.
И.Михайлов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |