|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Не бойтесь: это - милиция ("Новая бухгалтерия", 2004, N 6)
"Новая бухгалтерия", N 6, 2004
НЕ БОЙТЕСЬ: ЭТО - МИЛИЦИЯ
После упразднения налоговой полиции ее функции по проверкам соблюдения налогового законодательства были переданы милиции. Спустя год МВД разработало для этого специальную инструкцию.
В организацию или к предпринимателю милиция может прийти в целях проверки соблюдения налогового законодательства, как правило, по двум поводам: 1) если имеются данные о нарушении законодательства о финансах, предпринимательстве или торговой деятельности, которые подпадают под уголовную или административную ответственность (п.25 ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"); 2) если имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах (п.34 ст.11 того же Закона). Что касается порядка проведения проверки по первому поводу, то он существенно изменен Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Прежняя редакция позволяла милиционерам беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, всего лишь при наличии данных о нарушении законодательства. Так как о наличии таких данных милиционер сообщать проверяемому был не обязан, то на этой почве нередко происходили злоупотребления со стороны милиции.
Сплошные формальности
Новая редакция п.25 ст.11 Закона "О милиции" гласит, что при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, влекущем уголовную или административную ответственность, проверка этих данных производится только по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя. Теперь, если к вам пришли сотрудники милиции, сначала нужно поинтересоваться у них, какую организацию они пришли проверять и есть ли у них постановление. Не исключен вариант, что в постановлении названия организации может и не быть и его впишут при вас с ваших же слов "свободные охотники правопорядка". Выпроваживать проверяющих-самозванцев, не имеющих постановлений, надо максимально вежливо, поскольку у милиционеров осталось право на применение физической силы, специальных средств и оружия для отражения нападения на них, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности. На их защите стоят также Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ. Итак, проверяющие предъявили постановление, из которого видно, что проверять пришли именно вашу организацию. В первую очередь милиционеры должны привлечь к проверке двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя. Проверяемым вручается копия постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате проверки. Если представители проверяемого отсутствуют, то проверка проводится с участием работников органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. При проведении проверки сотрудники милиции могут изымать документы. Временное изъятие документов должно сопровождаться составлением протокола и описи изымаемых документов. Обратите внимание: изымаются подлинники документов, а не их копии. Это может повлечь приостановку деятельности проверяемого. Ничего не поделаешь, придется приостанавливать деятельность до 48 часов с момента изъятия. Именно на столько проверяющим дано право изымать документы. Закон "О милиции" оставляет вопрос о снятии копий с изымаемых документов открытым. Это означает, что вопрос решается по соглашению сторон. Опечатывание кассы, помещения и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей может производиться не более чем на семь суток, а в случае если эти действия приведут к приостановлению деятельности проверяемого, - на срок не более 48 часов. Определить, какие действия проверяющих остановят деятельность, а какие нет, - дело запутанное. Опечатанные документы отчетного периода деятельность, возможно, и не остановят, но в отдельные моменты у организации могут возникнуть сложности с уплатой налогов и сдачей отчетности. В таком случае придется и налоги платить, и отчетность представлять "на глазок", а после возвращения документов сдавать уточненные декларации и проводить окончательный расчет с бюджетом.
Милиция в роли полиции
Что касается второго повода, то в связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ права милиции, предусмотренные ст.11 Закона "О милиции", были дополнены правом проведения проверки организаций и физических лиц при наличии признаков налоговых преступлений. В целях реализации данного права Приказом министра внутренних дел РФ от 16.03.2004 N 177 была утверждена Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Проверка проводится при наличии у проверяющих постановления о ее проведении. Вынести решение о проверке могут должностные лица МВД России от министра до начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям территории оперативного обслуживания. В постановлении обязательно указывается состав сотрудников милиции, проводящих проверку. В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений в постановление о проведении проверки. Проверка начинается с момента предъявления постановления руководителю организации либо предпринимателю. Проверяющие имеют право применять фото- и киносъемку, видеозапись, иные технические средства фиксации данных (например, позволяющие копировать файлы). В акте проверки должна быть сделана отметка о применении этих технических средств. Если проверка проводится в помещениях (на территории) организации, то ее руководитель вправе присутствовать при ее проведении. Это право есть и у предпринимателя. В случае необходимости проводятся: осмотр помещений, досмотр транспортных средств, изучение документов и их изъятие, а также изъятие образцов сырья и продукции, опечатывание касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей. Все эти действия осуществляются в порядке, установленном п.25 ст.11 Закона "О милиции". Если проведение данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, вынесение специального постановления об их проведении не требуется. При проведении проверки милиционеры руководствуются не только вышеназванной Инструкцией, но и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, положениями Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и другими документами. Так, ст.144 УПК РФ максимальный срок проверки сообщения о готовящемся или совершенном преступлении ограничен 30 сутками. Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении. Акт составляется и в том случае, если правонарушения в ходе проведения проверки не установлены. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Один экземпляр акта вручается представителю организации или предпринимателю под расписку. В случае отказа от получения акта один его экземпляр направляется проверяемому для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки. Если в результате проверки выявлены признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, то материалы проверки направляются для возбуждения уголовного дела. При отсутствии признаков преступления принимается одно из решений: - о составлении протокола об административном правонарушении; - о передаче материалов по подведомственности; - о передаче материалов в налоговые органы; - о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ. О любом принятом решении проверяемая организация должна быть извещена в трехдневный срок.
В.Егоров АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |