|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Разделение судебной власти ("Новая бухгалтерия", 2004, N 6)
"Новая бухгалтерия", N 6, 2004
РАЗДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Конституционный Суд Постановлением N 1-П установил, что теперь Верховный Суд не может рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ.
Самое первое Постановление Конституционного Суда РФ, датированное 2004 г., показалось нам очень любопытным, и мы хотели бы немного рассказать Вам о нем. Итак, 27 января 2004 г. было принято Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации". Запрос Правительства РФ касался правомочий Верховного Суда РФ разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Правительство РФ сочло, что Верховный Суд РФ не вправе проверять нормативные правовые акты Правительства РФ на предмет их соответствия федеральному закону. В тех случаях, когда Правительство РФ в силу прямого предписания федерального закона осуществляет правовое регулирование посредством какого-либо нормативного акта, проверка этого акта на соответствие федеральному закону означает его оценку с точки зрения разграничения компетенции между законодательными и исполнительными органами государственной власти. Наделяя Правительство РФ правом осуществлять в определенной сфере правовое регулирование, федеральный законодатель как бы разграничивает компетенцию между Государственной Думой и Правительством РФ. Споры о компетенции высших государственных органов разрешаются Конституционным Судом РФ на основании ст.125 Конституции РФ. Кроме того, полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению дел о проверке нормативных правовых актов должны закрепляться в федеральном конституционном законе в соответствии со ст.128 Конституции РФ и не могут определяться Гражданским процессуальным кодексом РФ, который является федеральным законом.
Конституционный Суд РФ согласился с аргументами Правительства РФ и признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений ГПК РФ. Конституционный Суд РФ исходил из того, что Правительство РФ осуществляет правовое регулирование на основании непосредственно Конституции РФ и на основании федеральных законов. Проверка правовых актов Правительства РФ на предмет их соответствия Конституции РФ возложена на Конституционный Суд РФ ст.125 Конституции РФ. Так как Конституция РФ не допускает того, чтобы правовые акты Правительства РФ противоречили Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, то проверка Конституционным Судом РФ правовых актов Правительства РФ на предмет соответствия Конституции РФ означает и проверку их на соответствие федеральным законам и указам Президента РФ. То есть Конституционный Суд РФ расширительно толкует нормы ст.125 Конституции РФ и фактически наделяет себя полномочиями, которые не закреплены Конституцией РФ. На основании этого делается вывод о том, что поскольку проверка соответствия правовых актов Правительства РФ на предмет их соответствия федеральным законам отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, Верховный Суд РФ не вправе разрешать подобные дела. Здесь, правда, Конституционный Суд РФ несколько ограничил свое "вновь приобретенное право". Верховный Суд РФ не вправе разрешать дела о соответствии правовых актов Правительства РФ федеральному закону только в тех случаях, когда при разрешении дела подобный правовой акт необходимо проверить еще и на предмет соответствия Конституции РФ. А какие нормативные правовые акты Правительства РФ невозможно проверить на предмет соответствия федеральному закону без проверки их на соответствие Конституции РФ? Правильно, те правовые акты, которые приняты на основании федерального закона. Словами Постановления это звучит так: если правовой акт Правительства РФ принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, то судебная проверка данного акта невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти. В данном случае возникает вопрос не только о законности, но и о конституционности данного правового акта, поэтому производство по делу в Верховном Суде подлежит прекращению. Такие тонкости юридической мысли не всегда ясны гражданам и организациям, права которых должны защищаться высшими судебными инстанциями страны. Но из данного Постановления Конституционного Суда РФ следует один практический вывод. С момента принятия Постановления обжаловать в Верховном Суде РФ можно только те нормативные правовые акты Правительства РФ, которые не изданы на основании конкретного федерального закона и не связаны с ним неразрывно, а представляют собой "некоторую самодеятельность" Правительства РФ. То есть в тех случаях, когда Правительство РФ издало нормативный правовой акт и полномочия по принятию данного акта не закреплены ни одним федеральным законом, гражданин или организация, чьи право нарушены данным актом, могут обжаловать его в Верховном Суде РФ. В иных случаях необходимо обращаться в Конституционный Суд РФ. Но это еще не все. Допустим, проверив нормативный правовой акт Правительства РФ на соответствие федеральному закону, Верховный Суд РФ признал его противоречащим федеральному закону и недействующим. Однако это не препятствует органам государственной власти (в том числе и самому Правительству РФ) обратиться в Конституционный Суд РФ с проверкой соответствия правового акта Правительства РФ и федерального закона Конституции РФ, если заявитель считает, что вопреки решению Верховного Суда РФ такой акт действует и подлежит применению. Тем самым Конституционный Суд не допускает на практике таких ситуаций, когда нормативный правой акт Правительства РФ противоречит федеральному закону, но не противоречит Конституции РФ. Это следует из позиции Конституционного Суда РФ, описанной выше. Если Конституция РФ не допускает, чтобы нормативные правовые акты Правительства противоречили федеральным законам, то такое противоречие означает кроме всего прочего и их несоответствие Конституции РФ. Конституционный Суд РФ допускает право Верховного Суда РФ подтверждать недействительность нормативных правовых актов Правительства РФ в тех случаях, когда данные акты воспроизводят положения нормативных правовых актов Правительства РФ, которые признаны не соответствующими Конституции РФ. Ограничив право Верховного Суда РФ по судебной проверке нормативных правовых актов Правительства РФ, Конституционный Суд РФ ограничил и действие решений Верховного Суда РФ о признании данных актов незаконными во времени. Признание нормативного правового акта не соответствующим закону не означает утрату им юридической силы с момента принятия, а означает лишь то, что такой нормативный правовой акт не подлежит применению с момента вынесения Верховным Судом РФ соответствующего решения. При рассмотрении вопроса закрепления полномочий судов общей юрисдикции по проверке законности нормативных правовых актов в федеральном конституционном законе Конституционный Суд РФ указал законодателю на невыполнение принятых им ранее решений. Сохраняющими силу постановлениями и определениями Конституционного Суда РФ федеральному законодателю предписано внести изменения в соответствующие федеральные конституционные законы и закрепить право судов разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона. Подобные полномочия судов не могут устанавливаться Гражданским процессуальным кодексом РФ, который является федеральным законом. Однако, обратив внимание законодателя на существующую проблему, Конституционный Суд РФ воздержался от признания соответствующих норм ГПК РФ не соответствующими Конституции РФ, поскольку это ограничило бы деятельность судов по осуществлению правосудия и поставило бы под сомнение законность принятых ранее судебных актов. В итоге Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции РФ п.2 ч.1 ст.27, ч.1, 2 и 4 ст.251 и ч.2 и 3 ст.253 Гражданского кодекса РФ. Данные нормы гражданского процессуального законодательства в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ не предполагают разрешение Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых во исполнение конкретного федерального закона.
И.Михайлов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |