|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 10)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ">
Перед вами - основные положения нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле - N 173-ФЗ. По сравнению со своим предшественником (Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1) он значительно расширяет права российских участников внешнеэкономической деятельности и закладывает основы для дальнейшей либерализации валютных отношений. На сегодняшний день из нового Закона применяется только п.2 ст.22, где определен состав органов валютного контроля. Большинство статей вступит в силу только 18 июня, а новый порядок открытия и использования банковских счетов за рубежом "заработает" еще через год. Полностью "на проектную мощность" новый нормативный акт выйдет 1 января 2007 г. С этого момента утратят силу многие ограничения, которые пока перенесены в него из Закона N 3615-1. Разработчики Закона N 173-ФЗ попытались придать ему характер документа прямого действия. Об этом свидетельствуют ст.ст.4 и 5, где приводятся общая структура валютного законодательства и допустимые пределы вмешательства в него органов валютного регулирования. Тем не менее прописать в Законе все детали не удалось. На первых порах многие вопросы организациям по-прежнему придется решать, опираясь на постановления и инструкции Правительства РФ и Банка России. В то же время Закон существенно ограничивает их инициативу в деле создания новых подзаконных актов и само содержание дополнительных документов. Учитывая, что Закон N 173-ФЗ предусматривает многоступенчатую процедуру его введения в действие, в комментарии мы рассмотрим принципиальные изменения, которые должны произойти в валютных отношениях в следующие 2,5 года, а также назовем положения Закона, которые правительство и Центробанк могут конкретизировать.
Основные изменения
Редакционные поправки касаются практически всех терминов, используемых в валютном законодательстве. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг. Из состава валютных ценностей исключаются драгоценные металлы и камни. Уточняется состав резидентов и нерезидентов. В частности, резидентами теперь признаются все граждане РФ, у которых нет вида на жительство за рубежом, а также иностранцы, постоянно проживающие в России на законных основаниях. Новый Закон декларирует, что любые валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (ст.6). Поэтому формально в нем больше нет деления валютных операций на текущие и капитальные. Установленные ст.ст.7 и 8 правила регулирования операций, связанных с движением капитала, носят временный характер, причем сам состав капитальных операций заметно сузился и стал более конкретным. По новому Закону капитальными признаются всего четыре группы расчетов и переводов между российскими и зарубежными партнерами: 1) с предоставлением нерезиденту отсрочки платежа на срок более 180 дней; 2) при приобретении у нерезидентов долей, вкладов и паев в имуществе юридических лиц; 3) при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; 4) при проведении операций с внешними ценными бумагами. Ограниченные права регулировать эти виды расчетов предоставлены Правительству РФ и Банку России. Очевидно, что соответствующие подзаконные акты этих органов увидят свет к 18 июня. О том, какие схемы регулирования капитальных валютных операций они смогут предложить, мы расскажем чуть позже. Из Закона исключено понятие свободно конвертируемой валюты. Зато в нем появился термин "специальный счет" (пп.10 п.1 ст.1). Пока это понятие встречается только в ведомственных документах Центробанка. Он же произвольно устанавливает и меняет правила открытия и использования спецсчетов. С 18 июня 2004-го и до конца 2006 г. проводить валютные операции через специальные счета нужно будет только в тех случаях, которые предусмотрены непосредственно Законом N 173-ФЗ. Правда, регламентировать использование спецсчетов по-прежнему будет Центробанк. С 18 июня 2004 г. изменится круг валютных операций, разрешенных к проведению между резидентами. Пока состав таких операций определяется разд.III Письма Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352. Причем Положением Банка России от 15.08.1997 N 503 валютные расчеты с гражданами за реализованные им товары (работы, услуги) запрещены. Новый Закон не устанавливает дополнительных ограничений в отношении резидентов - физических лиц. Следовательно, в случаях, предусмотренных ст.9 Закона N 173-ФЗ, расплачиваться валютой между собой смогут не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Права и обязанности резидентов при проведении валютных операций установлены ст.14 Закона N 173-ФЗ. На внутреннем рынке граждане и организации смогут приобретать иностранную валюту только в уполномоченных банках. В них же они смогут открывать свои валютные счета. Порядок ведения этих счетов по-прежнему будет регулировать Центробанк. С 18 июня 2004 г. российским резидентам-гражданам разрешается держать свои валютные ценности за границей (ст.12). Еще через год таким же правом смогут воспользоваться и российские организации. Правда, без ограничений человек или фирма смогут завести банковский счет только в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Перечень стран, входящих в эти международные структуры, прилагается к Указанию Банка России от 10.12.2002 N 1220-У. На сегодняшний день в него включено 36 участников, среди которых США, Канада, Мексика, Австралия, Япония, а также большинство европейских государств. В остальных странах резиденты смогут открывать счета только в порядке, установленном Центробанком. В свою очередь, этот порядок может предусматривать предварительную регистрацию счета в налоговой инспекции. Обязательная регистрация таких счетов для физлиц установлена Указанием Банка Россия от 30.03.2004 N 1411-У. Правила предварительной регистрации, состав документов, необходимых для открытия счета, а также допустимые мотивы отказа со стороны налоговиков перечислены в ст.18 Закона N 173-ФЗ. Организации получат право использовать заграничные счета для любых валютных операций, кроме расчетов с резидентами, а граждане - для любых валютных операций, кроме оплаты товаров (работ, услуг), реализованных им на территории России. В течение месяца после открытия или закрытия счета в зарубежном банке об этом нужно будет известить налоговую инспекцию. Кроме того, организациям придется отчитываться перед налоговиками о движении средств по заграничным счетам, а гражданам - об остатках валюты по состоянию на 1 января каждого года. Порядок представления отчетности должно утвердить Правительство РФ по согласованию с Банком России. Предельные суммы наличной валюты, которую можно перемещать через границу, не меняются (ст.15). Ввозить можно сколько угодно, нужно лишь соблюдать таможенные требования. Что касается вывоза валюты, то сумму, эквивалентную 10 000 долл. США, разрешается вывозить, не объясняя, откуда она взялась, а сумму в пределах 3000 долл. США не нужно даже декларировать. Лимит почтовых валютных переводов установлен Указанием Банка России от 30.03.2004 N 1412-У. В течение одного операционного дня гражданин может перевести за границу сумму, эквивалентную 5000 долл. США. До конца 2006 г. сохраняется система, предусматривающая продажу части валютной выручки экспортерами (ст.21). Норматив продажи по-прежнему будет устанавливать Банк России. Предельный размер норматива - 30 процентов. Напомним, что в настоящее время экспортеры обязаны продавать 25 процентов своей валютной выручки. Законом N 173-ФЗ закреплен перечень затрат, которые уменьшают объем валютных доходов, принимаемых для исчисления норматива. В него включены расходы на транспортировку, страхование и экспедирование грузов, вывозные таможенные пошлины и сборы, комиссионные вознаграждения банкам и т.п. Любые льготы, связанные с обязательной продажей валютной выручки, могут быть установлены только отдельными федеральными законами. Новые правила обязательной продажи части валютной выручки установлены Инструкцией Банка России от 30.03.2004 N 111-И <*>. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован на с. 84.
Валютный контроль в стране осуществляется Правительством РФ, Банком России, а также уполномоченными министерствами и ведомствами. Окончательный состав этих министерств пока не определен. Помимо федеральных органов власти в системе валютного контроля, как и сейчас, будут задействованы уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФКЦБ России. Все права и обязанности органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц прописаны в ст.23 нового Закона.
Переход на новые правила валютного регулирования
Закон N 173-ФЗ был официально опубликован 17 декабря 2003 г. Как мы уже говорили, с этого момента вступил в силу п.2 ст.22, где определяется состав органов валютного контроля. В целом Закон вступит в силу 18 июня 2004 г. Однако введение в действие его отдельных положений отложено до 18 июня 2005 г. Речь идет о разделах, посвященных открытию российскими организациями счетов в зарубежных банках. До 18 июня 2005 г. для них сохраняются прежние правила. Как и сейчас, фирмам придется руководствоваться Положениями Банка России от 16.10.2002 N N 200-П и 201-П и Приказом Банка России от 24.04.1996 N 02-94 в части, регулирующей порядок открытия и использования банковских счетов за границей. После 18 июня 2005 г. ни правительство, ни Банк России не смогут требовать от предприятий, чтобы те получали разрешения на открытие счета. Кроме того, они не смогут требовать и их предварительной регистрации. Исключение сделано лишь в отношении счетов, которые предназначены для пересылки российских рублей и внутренних ценных бумаг, и счетов, которые открываются в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ. Впрочем, последнее ограничение будет снято 1 января 2007 г. 1 января 2007 г. вообще обещает быть переломным моментом в сфере валютного регулирования. На эту дату намечена отмена целого ряда переходных статей Закона N 173-ФЗ. Из него будут исключены: - статьи о резервировании средств по валютным операциям, об обеспечении исполнения обязательств и обязательной продаже валютной выручки; - понятие "специальный счет" и все ограничения, связанные с его использованием; - механизмы регулирования капитальных валютных операций Правительством РФ и Банком России; - нормы, дающие Банку России право устанавливать порядок купли-продажи иностранной валюты российскими организациями. Таким образом, если планы государства не изменятся, то через три года наше валютное законодательство действительно сможет стать эффективным и либеральным. Однако в переходном периоде влияние органов валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий по-прежнему будет значительным.
Документы, которые будут дополнять Закон N 173-ФЗ
Ниже представлена таблица, в которой мы свели воедино важнейшие для коммерческих фирм положения нового Закона, которые Правительство РФ и Банк России должны (могут) детализировать в своих документах. Если к моменту, когда та или иная норма Закона вступит в силу, соответствующие подзаконные акты не появятся, валютные операции можно проводить без ограничений (п.2 ст.5).
———————————————————T————————————————T————————————————————————————¬ |Валютные операции,| Орган, который |Полномочия органов валютного| |порядок проведения| вправе | регулирования | | которых должен | определять | | | (может) | порядок | | | устанавливаться | проведения | | | дополнительно | валютной | | | | операции | | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты по |Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент | |экспортным | |резервировал 50 процентов | |контрактам на | |суммы, на уплату которой | |поставку товаров, | |предоставлена отсрочка. | |указанных в | |Сумма резервирования | |разд.XVI, XVII и | |вносится по истечении 3 лет | |XIX ТН ВЭД, с | |с момента поставки товаров. | |отсрочкой платежа | |Максимальный срок | |на срок более | |резервирования не может | |3 лет | |превышать 2 лет (п.1 ст.7, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты за |Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент | |строительные и | |резервировал 50 процентов | |подрядные работы, | |суммы, на уплату которой | |выполненные за | |предоставлена отсрочка. | |границей (поставку| |Сумма резервирования | |товаров для | |вносится по истечении 5 лет | |выполнения этих | |с момента заключения | |работ), с | |договора (момента поставки | |отсрочкой платежа | |товаров). | |на срок более | |Максимальный срок | |5 лет | |резервирования не может | | | |превышать 2 лет (п.2 ст.7, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты по другим |Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент | |внешнеторговым | |резервировал 50 процентов | |сделкам с | |суммы, на уплату которой | |отсрочкой платежа | |предоставлена отсрочка. | |на срок более | |Сумма резервирования | |180 дней | |вносится по истечении | | | |180 дней с момента | | | |возникновения обязательств | | | |по договору (момента | | | |поставки товаров на | | | |экспорт). | | | |Максимальный срок | | | |резервирования не может | | | |превышать 2 лет (п.3 ст.7, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.). Резервирование не | | | |применяется, если | | | |продолжительность отсрочки | | | |не превышает 1 года или | | | |иностранный партнер | | | |предоставил обеспечение | | | |исполнения своих | | | |обязательств | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты по |Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент | |импортным | |резервировал 50 процентов | |контрактам на | |суммы, на уплату которой | |поставку товаров, | |предоставлена отсрочка | |указанных в | |(за вычетом стоимости | |разд.XVI, XVII и | |поставленной продукции). | |XIX ТН ВЭД, с | |Сумма резервирования | |предоставлением | |вносится по истечении 3 лет | |коммерческих | |с момента перечисления | |кредитов на срок | |предоплаты. | |более 3 лет | |Максимальный срок | | | |резервирования не может | | | |превышать 2 лет (п.5 ст.7, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты по другим |Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент | |импортным | |резервировал 50 процентов | |контрактам с | |суммы, на уплату которой | |предоставлением | |предоставлена отсрочка | |коммерческих | |(за вычетом стоимости | |кредитов на срок | |поставленной продукции). | |более 180 дней | |Сумма резервирования | | | |вносится по истечении | | | |180 дней с момента | | | |перечисления предоплаты. | | | |Максимальный срок | | | |резервирования не может | | | |превышать 2 лет (п.4 ст.7, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.). Резервирование не | | | |применяется, если | | | |коммерческий кредит | | | |предоставлен на срок до | | | |1 года или иностранный | | | |партнер предоставил | | | |обеспечение исполнения своих| | | |обязательств | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Расчеты и переводы|Правительство РФ|Требовать, чтобы резидент: | |при приобретении |по согласованию |— использовал специальный | |за границей долей,|с Банком России |счет; | |вкладов или паев в| |— резервировал 100 процентов| |имуществе | |суммы валютной операции на | |юридических лиц | |срок до 60 дней (п.7 ст.7, | |(участии в | |действует до 1 января | |договорах простого| |2007 г.) | |товарищества) | | | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Предоставление |Банк России |Требовать, чтобы резидент | |нерезидентам | |использовал специальный счет| |валютных займов и | |и резервировал 100 процентов| |кредитов | |суммы валютной операции на | | | |срок до 60 дней (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Предоставление |Банк России |Требовать, чтобы нерезидент | |нерезидентам | |использовал специальный | |рублевых займов и | |счет, а резидент | |кредитов | |резервировал 100 процентов | | | |суммы валютной операции на | | | |срок до 60 дней (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Получение от |Банк России |Требовать, чтобы резидент | |нерезидентов | |использовал специальный счет| |валютных займов и | |и резервировал 20 процентов | |кредитов | |суммы валютной операции на | | | |срок до 1 года (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Получение от |Банк России |Требовать, чтобы нерезидент | |нерезидентов | |использовал специальный счет| |рублевых займов и | |и резервировал 20 процентов | |кредитов | |суммы валютной операции на | | | |срок до 1 года (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Покупка и продажа |Банк России |Требовать, чтобы и резидент,| |внешних ценных | |и нерезидент использовали | |бумаг | |специальные счета, а также | | | |резервировали либо | | | |100 процентов валютной | | | |операции на срок до 60 дней,| | | |либо 20 процентов на срок до| | | |1 года (ст.8, действует до | | | |1 января 2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Исполнение |Банк России |Требовать, чтобы и резидент,| |резидентом | |и нерезидент использовали | |обязательств по | |специальные счета, а | |внешним ценным | |резидент резервировал | |бумагам | |100 процентов суммы валютной| | | |операции на срок до 60 дней | | | |(ст.8, действует до 1 января| | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Исполнение |Банк России |Требовать, чтобы нерезидент | |резидентом | |использовал специальный | |обязательств по | |счет, а резидент | |внутренним ценным | |резервировал 100 процентов | |бумагам | |суммы валютной операции на | | | |срок до 60 дней (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Продажа |Банк России |Требовать, чтобы нерезидент | |нерезидентам | |использовал специальный счет| |внутренних ценных | |и резервировал 20 процентов | |бумаг | |суммы валютной операции на | | | |срок до 1 года (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Покупка у |Банк России |Требовать, чтобы нерезидент | |нерезидентов | |использовал специальный | |внутренних ценных | |счет, а резидент | |бумаг | |резервировал 100 процентов | | | |суммы валютной операции на | | | |срок до 60 дней (ст.8, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Купля—продажа |Банк России |1. Устанавливать для банков | |иностранной валюты| |правила оформления | | | |документов, связанных с | | | |куплей—продажей иностранной | | | |валюты. Эти правила не могут| | | |содержать требований об | | | |обязательной идентификации | | | |личности граждан, продающих | | | |(покупающих) валюту. | | | |2. Требовать, чтобы | | | |организации—резиденты, а | | | |также все нерезиденты | | | |использовали специальные | | | |счета и резервировали либо | | | |100 процентов суммы валютной| | | |операции на срок до 60 дней,| | | |либо 20 процентов на срок до| | | |1 года (п.3 ст.11, действует| | | |до 1 января 2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Перевод |Банк России |Требовать, чтобы резидент | |резидентами | |резервировал 100 процентов | |средств со счетов | |суммы валютной операции на | |в уполномоченных | |срок до 60 дней (п.4 ст.12, | |банках на | |действует до 1 января | |банковские счета, | |2007 г.) | |открытые за | | | |границей | | | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Валютные переводы |Банк России |Устанавливать максимальную | |без открытия | |сумму перевода (п.3 ст.14) | |счета, а также | | | |почтовые валютные | | | |переводы за | | | |границу и из—за | | | |границы | | | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Списание или |Банк России |Требовать, чтобы резидент | |зачисление средств| |резервировал либо | |(внутренних и | |100 процентов суммы, | |внешних ценных | |списываемой со специального | |бумаг) со | |счета, на срок до 60 дней, | |специального счета| |либо 20 процентов суммы, | |или на специальный| |зачисляемой на специальный | |счет резидента | |счет, на срок до 1 года (п.5| | | |ст.14, действует до 1 января| | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Ввоз в Россию и |Правительство РФ|Устанавливать порядок ввоза | |вывоз из России |по согласованию |и вывоза, который может | |рублей и |с Банком России |предусматривать требование о| |внутренних ценных | |предварительной регистрации | |бумаг | |(п.5 ст.15) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Резервирование |Банк России |Устанавливать порядок | | | |резервирования и возврата | | | |зарезервированных сумм (п.1 | | | |ст.16, действует до 1 января| | | |2007 г.) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Обеспечение |Банк России |Устанавливать критерии, | |исполнения | |которым должны | |обязательств | |соответствовать зарубежные | |нерезидента перед | |банки, выдающие гарантии в | |резидентом | |пользу резидентов (п.2 | | | |ст.17, действует до 1 января| | | |2007 г.) (критерии, которым | | | |должны отвечать зарубежные | | | |банки, определены в Указании| | | |Банка России от 30.03.2004 | | | |N 1410—У) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Предварительная |Правительство РФ|Устанавливать порядок | |регистрация |по согласованию |предварительной регистрации | |счетов, |с Банком России |с учетом требований ст.18 | |открываемых в | |Закона N 173—ФЗ. | |зарубежных банках,| |Отказ в предварительной | |а также ввоза и | |регистрации по мотивам | |вывоза рублей и | |экономической | |внутренних ценных | |нецелесообразности запрещен | |бумаг | |(п.8 ст.18) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Оформление |Банк России |Устанавливать единые правила| |паспорта сделки | |оформления паспорта сделок | | | |при проведении валютных | | | |операций между резидентами и| | | |нерезидентами (п.1 ст.20) | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |Обязательная |Банк России |1. Устанавливать норматив | |продажа части | |обязательной продажи | |валютной выручки | |валютной выручки в пределах | | | |30 процентов от полученных | | | |доходов (за вычетом затрат, | | | |перечисленных в п.5 ст.21). | | | |2. Определять перечень | | | |иностранной валюты, | | | |подлежащей обязательной | | | |продаже. | | | |3. Устанавливать порядок | | | |обязательной продажи | | | |иностранной валюты (ст.21, | | | |действует до 1 января | | | |2007 г.) | L——————————————————+————————————————+————————————————————————————— Обратите внимание: нормативные акты правительства и Центробанка, ухудшающие положение резидентов и нерезидентов, не могут вводиться задним числом. Документы, отменяющие какие-либо ограничения, имеют обратную силу, только если прямо предусматривают это (п.4 ст.4). В документах органов валютного контроля не должны затрагиваться вопросы регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности валютного законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п.6 ст.4).
Н.С.Буданцева Аудитор Подписано в печать 21.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |