Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: К кому придет налоговый инспектор ("Главбух", 2004, N 10)



"Главбух", N 10, 2004

К КОМУ ПРИДЕТ НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР

У нас в гостях - Сашичев Виктор Валентинович, руководитель Департамента организации налогового контроля МНС России.

В налоговой службе разработана новая идеология контроля над предприятиями. Теперь в фаворе у налоговиков - камеральные проверки. Выезжать же в организации чиновники решили лишь в крайнем случае. Кому же теперь ждать ревизоров?

- Нам стало известно, что руководство налогового ведомства поставило задачу довести результативность проверок до 100 процентов. Мол, и новые формы отчетности были введены с этой же целью...

- При разработке новых форм налоговых деклараций мы в первую очередь исходили из того, чтобы декларация была максимально сжата - мы не хотим заставлять налогоплательщика вносить излишнюю информацию. Например, исключены показатели, которые не использовались в контрольных соотношениях при камеральном контроле.

- Что такое контрольные соотношения?

- Это своеобразная увязка одних показателей декларации с показателями по другим видам налогов. У нас разработаны специальные методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой из форм налоговых деклараций, а также введено в эксплуатацию программное обеспечение для проверки контрольных соотношений.

- К чему же это приведет?

- Все эти меры направлены на усиление роли камеральной проверки, которую наше министерство рассматривает в качестве основной, приоритетной формы налогового контроля. Это обусловлено высокими трудовыми затратами, нужными для выездных проверок. Практически невозможно охватить такой формой налогового контроля более 10 - 12 процентов налогоплательщиков. Поэтому мы поставили задачу перед налоговыми органами проводить выездные проверки, только когда есть основания подозревать налогоплательщика в нарушениях налогового законодательства.

- Какими могут быть эти основания?

- Например, камеральная проверка. Инспектор, проверяя декларацию, должен сразу же определиться: нужна более детальная проверка фирмы или нет. Естественно, сведений, содержащихся только в декларациях, для полноценной работы инспекторов явно недостаточно. Поэтому при проведении камеральных проверок и в процессе отбора налогоплательщиков для более детального разбирательства налоговые органы анализируют и сведения, полученные из внешних источников на предмет их соответствия показателям, которые отражены в декларации.

- И что это за внешние источники?

- Самые разнообразные: органы государственной власти и местного самоуправления, организации, осуществляющие энерго-, водо- и теплоснабжение, транспортное обслуживание, услуги телефонной связи, а также средства массовой информации, Интернет и другие.

За последние два года мы активизировали работу по заключению межведомственных соглашений, предусматривающих получение информации от этих источников в электронном виде. Аналогичная задача стоит перед налоговыми органами на региональном и местном уровне. И, насколько я знаю, в большинстве регионов такой процесс уже налажен.

- А разве есть разница в форме подачи данных? Почему это так важно?

- Информация в электронном виде дает возможность использовать ее при автоматизированной камеральной проверке. Хотелось бы отметить, что в настоящее время налоговые органы активно используют программно-информационные комплексы, позволяющие проводить автоматизированные камеральные проверки, в том числе углубленные. А по их результатам - отбирать налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Эти программные комплексы осуществляют не только арифметическую проверку поданных деклараций, но и логическую увязку различных показателей, форм бухгалтерской отчетности, а также информации, полученной из иных внутренних и внешних источников, включая косвенную.

- Что дает инспектору косвенная информация о деятельности налогоплательщика?

- Данная информация позволяет налоговому инспектору оценить достоверность содержащихся в декларации сведений. Например, организация на протяжении длительного времени представляет в налоговый орган так называемые нулевые балансы. А мы получили информацию об объемах потребления материальных ресурсов. В этом случае у налогового органа есть веское основание для назначения выездной проверки такого налогоплательщика в первоочередном порядке.

- Насколько тесно вы сотрудничаете с органами внутренних дел?

- Это одно из наиболее приоритетных наших направлений. Нам совместно с Главным управлением по налоговым преступлениям удалось разработать методологическую базу межведомственного взаимодействия. А именно: есть рамочное соглашение о взаимодействии с МВД, регламентирующее основные направления совместной деятельности. Разработан порядок организации и проведения совместных выездных проверок. И наконец, порядок передачи материалов, содержащих признаки налогового преступления, в органы внутренних дел. Готовится к подписанию последний документ из этой серии: инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел для розыска налогоплательщиков, местонахождение которых неизвестно.

- А что выигрывает от этих новшеств фирма, честно перечисляющая налоги в бюджет?

- Министерство четко ставит перед налоговыми органами задачу: выходить на выездные проверки лишь тогда, когда по результатам анализа всего спектра полученной информации есть основания подозревать налогоплательщика в нарушении действующего законодательства. Нет смысла расходовать и без того ограниченные ресурсы налоговых органов на проведение проверок бесперспективных - то есть проверок тех фирм, где заведомо нет нарушений.

- Получается, что если отчеты, которые какая-либо компания представит для проверки, будут идеальными, то и инспекторов можно вообще не ждать?

- Вероятность того, что выездные проверки затронут абсолютно добросовестного налогоплательщика, представившего в налоговый орган идеальную декларацию, достаточно мала и связана исключительно с ошибкой при отборе. Вся проблема в том, что, к нашему большому сожалению, число таких налогоплательщиков весьма и весьма незначительно.

- Допустим, выездная проверка все-таки была проведена, а нарушений так и не нашли...

- Причин безрезультатных выездных проверок может быть только три. Первая - необоснованный отбор объекта для проверки. Вторая - анализ перед проверкой, проведенный не на должном уровне. Третья - некачественное проведение самой проверки. В любом случае руководители налоговых органов должны установить, почему проверка не дала результата, и выявить конкретных виновников бездарно потраченного рабочего времени. Их необходимо подвергать дисциплинарным наказаниям.

Беседовала

А.Баязитова

Подписано в печать

19.05.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: По результатам проверки трудовая инспекция оштрафовала нас за то, что мы установили работнику оклад ниже минимальной тарифной ставки. Правы ли проверяющие, если учесть, что для этого человека наше предприятие не является основным местом работы (у нас он работает по совместительству)? ("Главбух", 2004, N 10) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 19.05.2004> ("Главбух", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.