Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество: как рассчитать налоги ("Главбух", 2004, N 10)



"Главбух", N 10, 2004

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ В АРЕНДУ ИМУЩЕСТВО:

КАК РАССЧИТАТЬ НАЛОГИ

Многие бюджетные учреждения сдают в аренду государственное имущество. Такие операции в соответствии со ст.146 Налогового кодекса РФ облагаются НДС. Кто должен заплатить налог в бюджет: учреждение или арендатор? Все зависит от того, принадлежит это имущество учреждению на праве оперативного управления или оно куплено в рамках предпринимательской деятельности.

Имущество принадлежит учреждению

на праве оперативного управления

Распоряжаться государственным имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, бюджетные учреждения самостоятельно не могут. Об этом сказано в п.1 ст.298 Гражданского кодекса РФ. Поэтому, когда бюджетное учреждение сдает в аренду госимущество, договор подписывают три стороны: арендатор, учреждение и орган государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится это имущество.

В этом случае арендная плата в учреждение не поступает. Согласно ст.7 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", платежи за аренду федеральной собственности в полном объеме перечисляются в качестве доходов бюджета на лицевые счета, открытые в казначействе. А НДС с арендной платы удерживает и перечисляет в бюджет арендатор - таково требование п.3 ст.161 Налогового кодекса РФ.

Однако учреждение несет затраты, связанные с содержанием сданного в аренду имущества. Например, если в аренду сдано помещение, учреждение продолжает оплачивать коммунальные расходы. А дохода при этом не получает, ведь, как мы сказали, деньги сразу перечисляются в бюджет.

Как выйти из этой ситуации? Некоторым учреждениям расходы на содержание такого имущества в соответствии со ст.28 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ возмещает бюджет. Так, дополнительное бюджетное финансирование предусмотрено для учреждений науки, образования, здравоохранения, федеральной почтовой связи, культуры и искусства, архивных учреждений. Поэтому эти организации просто увеличивают арендную плату на коммунальные расходы и получают деньги в виде дополнительного бюджетного финансирования.

А как быть другим учреждениям и тем, кто не хочет ждать финансирования из бюджета? Мы советуем поступить так. Платежи по договору разделить на две части: арендную плату, которую арендатор перечисляет непосредственно в бюджет, и плату за содержание объекта, которая поступает учреждению. А полученные деньги включить в базу по налогу на прибыль согласно ст.321.1 Налогового кодекса РФ. Так разрешает делать Письмо Минимущества России от 31 октября 2000 г. N НГ-15/7301, в котором сказано, что стоимость коммунальных услуг, оказываемых конкретному арендатору, в арендную плату не включается.

Правда, в этом случае придется учесть один нюанс: оплатить коммунальные расходы по сданному в аренду помещению можно только за счет средств, полученных в рамках предпринимательской деятельности. Иначе учреждение могут наказать за нецелевое использование бюджетных средств. Ведь возмещение затрат по аренде не может быть признано бюджетной деятельностью, и поступившие от арендатора деньги учреждения могут зачислить лишь на лицевые счета, открытые в казначействе для предпринимательства. Если же соответствующие расходы оплачиваются за счет целевых средств, происходит перевод бюджетных денег в бизнес, а это незаконно: согласно ст.70 Бюджетного кодекса РФ учреждения не вправе тратить бюджетные средства на предпринимательство.

Пример 1. Детский сад сдает часть помещения, находящегося у него на праве оперативного управления, в аренду ЗАО "Сладкоежка". Согласно договору арендатор ежемесячно возмещает затраты учреждения по содержанию имущества (коммунальные услуги).

В учетной политике записано, что детский сад распределяет коммунальные расходы по всем объектам (в том числе и по сданным в аренду помещениям) пропорционально источникам их финансирования. При этом учреждение использует плановые показатели из сметы доходов и расходов на полугодие 2004 г., а именно:

- бюджетное финансирование - 50 000 руб. (в том числе 4800 руб. - на коммунальные расходы);

- доходы от предпринимательства (облагаемые НДС) - 30 000 руб.

В апреле 2004 г. детский сад получил счет за электроэнергию в сумме 1062 руб. (в том числе НДС - 162 руб.). Фактически из бюджета на его оплату поступило 700 руб. Все деньги были перечислены поставщикам коммунальных услуг. За счет предпринимательства учреждение оплатило 362 руб. (1062 - 700).

В бухучете эти операции были отражены так:

Дебет 210 Кредит 178-1

- 1062 руб. - получен счет за коммунальные услуги;

Дебет 178-1 Кредит 091

- 700 руб. - оплачены коммунальные услуги за счет бюджетных средств;

Дебет 178-2 Кредит 111

- 362 руб. - оплачены коммунальные услуги за счет средств от предпринимательской деятельности.

Бухгалтер распределил коммунальные расходы пропорционально источникам их финансирования. Для этого он определил долю каждого источника финансирования в общем объеме поступлений:

- бюджет - 0,63 (50 000 руб. : (50 000 руб. + 30 000 руб.));

- предпринимательство - 0,37 (30 000 руб. : (50 000 руб. + 30 000 руб.)).

Исходя из этого коммунальные расходы были разнесены по счетам затрат:

Дебет 200 Кредит 210

- 567 руб. ((1062 руб. - 162 руб.) х 0,63) - отнесена стоимость коммунальных услуг на расходы по бюджету;

Дебет 220 Кредит 210

- 333 руб. ((1062 руб. - 162 руб.) х 0,37) - отнесена стоимость коммунальных услуг на расходы предпринимательства.

После этого необходимо скорректировать суммы, отнесенные на счета расчетов с поставщиками, которые произведены за счет средств бюджета:

Дебет 210 Кредит 178-1

     
         —————————¬
       — |362 руб.| — сторнированы суммы,  отнесенные  на счета расчетов с
         L—————————
   
поставщиками как бюджетные;

Дебет 210 Кредит 178-2

- 306,78 руб. (362 руб. : 118%) - отражена оплата коммунальных услуг за счет средств от предпринимательства;

Дебет 171 Кредит 178-2

- 55,22 руб. (362 - 306,78) - выделен НДС, приходящийся на оплату коммунальных услуг по предпринимательской деятельности;

Дебет 173 Кредит 171

- 55,22 руб. (55,22 руб. < 162 руб. х 0,37) - принят к вычету НДС, относящийся к предпринимательству.

Оставшуюся сумму НДС бухгалтер отнес на расходы:

Дебет 200 Кредит 210

- 102,06 руб. (162 руб. х 0,63) - отнесен невозмещенный НДС на расходы по бюджету;

Дебет 223 Кредит 210

- 4,72 руб. (162 руб. х 0,37 - 55,22 руб.) - отнесен невозмещенный НДС на расходы предпринимательства.

Далее бухгалтер списал на доходы по предпринимательству стоимость коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение и подлежащих возмещению арендатором:

Дебет 400 Кредит 220

- 333 руб. - списана на доходы по предпринимательской деятельности стоимость коммунальных услуг;

Дебет 111 Кредит 178-2

- 392,94 руб. (333 руб. х 118%) - получено от ЗАО "Сладкоежка" возмещение коммунальных затрат (увеличенное на сумму НДС);

Дебет 178-2 Кредит 400

- 392,94 руб. - возмещение коммунальных затрат отражено в составе доходов детского сада;

Дебет 400 Кредит 173

- 59,94 руб. (392,94 руб. х 18% : 118%) - начислен НДС к уплате в бюджет.

При расчете налога на прибыль детский сад отразит во внереализационных доходах 333 руб.

Коммунальные расходы учреждение сможет учесть при налогообложении только в сумме, относящейся к предпринимательской деятельности и не более утвержденных сметой лимитов (п.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ).

Согласно произведенным выше расчетам к предпринимательской деятельности можно отнести расходы в сумме 333 руб. Посмотрим, соответствуют ли они лимитам, утвержденным в смете.

Напомним: на оплату коммунальных услуг за счет бюджета в I полугодии 2004 г. выделено 4800 руб., то есть по 800 руб. в месяц (4800 руб. : 6 мес.). Фактически коммунальные расходы в апреле составили 1062 руб., в том числе НДС, который можно поставить к вычету, - 55,22 руб. Следовательно, на предпринимательство согласно лимитам, утвержденным в смете доходов и расходов, можно отнести лишь 206,78 руб. (1062 - 55,22 - 800).

Эту сумму детский сад сможет учесть в расходах при расчете налога на прибыль (206,78 руб. < 333 руб.).

Имущество куплено за деньги,

вырученные от предпринимательства

Бюджетное учреждение вправе с согласия вышестоящих органов самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным в рамках предпринимательской деятельности. Это следует из п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому договор с арендатором в этом случае учреждение составляет само, без участия госоргана. Следовательно, и сумму арендной платы получает учреждение, а не бюджет. Эти деньги оно должно учесть в доходах при расчете налога на прибыль. А в расходах отразить затраты на содержание сданного в аренду имущества.

Помимо этого с суммы арендной платы учреждение должно перечислить НДС в бюджет.

Пример 2. Научно-исследовательский институт на доходы от платных услуг приобрел помещение, часть которого в апреле 2004 г. сдал в аренду ООО "Альтернатива". Согласно договору арендатор ежемесячно платит учреждению 12 980 руб. (в том числе НДС - 1980 руб.). Сумма определена с учетом расходов на оплату коммунальных услуг.

В бухучете эти операции были отражены следующим образом:

Дебет 111 Кредит 178-2

- 12 980 руб. - получена арендная плата от ООО "Альтернатива";

Дебет 178-2 Кредит 400

- 12 980 руб. - арендная плата отражена в составе доходов НИИ;

Дебет 400 Кредит 173

- 1980 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.

Коммунальные расходы по сданному в аренду помещению составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Они полностью оплачены за счет средств, полученных в рамках предпринимательской деятельности:

Дебет 220 Кредит 178-2

- 1000 руб. (1180 - 180) - получен счет за коммунальные услуги;

Дебет 171 Кредит 178-2

- 180 руб. - учтен НДС, уплаченный поставщикам коммунальных услуг;

Дебет 178-2 Кредит 111

- 1180 руб. - оплачены коммунальные услуги за счет средств от предпринимательской деятельности;

Дебет 173 Кредит 171

- 180 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 400 Кредит 220

- 1000 руб. - списана на доходы по предпринимательской деятельности стоимость коммунальных услуг;

Дебет 400 Кредит 410

- 10 000 руб. (12 980 - 1980 - 1000) - отражена прибыль от сдачи помещения в аренду.

При расчете налога на прибыль НИИ отразит во внереализационных доходах 11 000 руб. (12 980 - 1980), а во внереализационных расходах - 1000 руб.

Э.С.Митюкова

Эксперт журнала "Главбух"

Р.В.Костина

Аудитор

АКФ "Ажур"

Подписано в печать

19.05.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Надо ли платить налоги с авансов по заработной плате? ("Главбух", 2004, N 10) >
Статья: Совместная деятельность "упрощенцев". Анализируем надежность схемы ("Главбух", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.