|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Подготовка к квалификационному экзамену> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 21)"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2004 1. Учет затрат на восстановление (модернизация, реконструкция) основных средств В соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта. Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом. Указанные расходы первоначально учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с последующим включением их в первоначальную стоимость объекта основных средств. На сумму фактических затрат по модернизации, реконструкции в учете делается запись: Д-т 08, К-т 76, 10, 70, 69 и др., увеличение первоначальной стоимости основных средств на сумму затрат по модернизации, реконструкции отражается записью: Д-т 01, К-т 08. Если по результатам достройки, реконструкции, модернизации увеличивается первоначальная стоимость объекта основных средств, то корректируются данные в инвентарной карточке этого объекта. Если отражение корректировок в инвентарной карточке затруднено, взамен открывается новая инвентарная карточка, в которой отражаются новые показатели, характеризующие достроенный, дооборудованный, реконструированный объект. В случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организация пересматривает срок полезного использования этого объекта. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора. В таком случае затраты по законченным работам капитального характера списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств, т.е. Д-т 08, К-т 10, 70, 69 и др., Д-т 01, К-т 08. На сумму произведенных затрат арендатор открывает инвентарную карточку на отдельный инвентарный объект. Если в соответствии с договором аренды арендатор передает произведенные капитальные вложения арендодателю, затраты по законченным работам капитального характера, подлежащие компенсации арендодателем, списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов, а в учете делается запись: Д-т 76, К-т 08. Задача. Комитент передал комиссионеру товар для продажи. По условиям договора комиссии комиссионер должен отчитаться перед комитентом за проданный товар по цене 118 000 руб., включая НДС 18 000 руб. Вознаграждение посредника по условиям договора определяется как разница между ценой, по которой комиссионер продаст товар покупателям, и стоимостью, по которой комиссионер должен отчитаться перед комитентом за проданный товар. Комиссионер продал товар за 177 000 руб., в том числе НДС 27 000 руб. Составьте бухгалтерские записи в учете комитента. Д-т 62, К-т 90 - 177 000 руб. - на основании отчета комиссионера отражена реализация товара; Д-т 90, К-т 68,76 - 27 000 руб. - отражена сумма НДС с выручки; Д-т 44, К-т 76 - 50 000 руб. - на сумму комиссионного вознаграждения; Д-т 19, К-т 76 - 9000 руб. - сумма НДС по комиссионному вознаграждению; Д-т 76, К-т 62 - 59 000 руб. - закрыты расчеты по сумме комиссионного вознаграждения. 2. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами и кредиторами базируется на данных форм N N 1 и 5. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами. Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру; определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года; оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики просроченной задолженности (просроченная дебиторская задолженность включает не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам; расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок; векселя, по которым денежные средства не поступили в срок, и др.). На основе оперативной отчетности проводят также ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике организации по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, создает реальную угрозу платежеспособности самой организации-кредитора и ослабляет ликвидность ее баланса. Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основании оперативных данных бухгалтерского учета. Ухудшение состояния расчетов с покупателями и рост неоправданной задолженности подтверждаются удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности. Увеличение статей дебиторской задолженности может быть обусловлено неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров; слишком высокими темпами наращивания объема продаж; трудностями в реализации продукции. Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции). Для оценки структуры дебиторской задолженности рассчитывают показатели: Доля дебиторской задолженности Дебиторская задолженность в общем объеме оборотных = ----------------------- ———— средств Оборотные средства Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура оборотных средств. Доля сомнительной дебиторской Сомнительная дебиторская задолженность задолженности в составе = ------------------------------------ ———— дебиторской задолженности Дебиторская задолженность
Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности. Весьма актуален в этом случае вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности. Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности. Анализ проводится на основании данных аналитического учета расчетов с поставщиками и с прочими кредиторами. Основными задачами анализа являются оценка динамики и структуры кредиторской задолженности по сумме и кредиторам; определение суммы просроченной кредиторской задолженности, оценка факторов, повлиявших на ее образование; определение сумм штрафных санкций, возникших в результате образования просроченной кредиторской задолженности. По результатам анализа традиционно рекомендуют проводить следующие мероприятия: следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности (значительное увеличение последней создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования); контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям; своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам, просроченная дебиторская задолженность и т.д.
Задача. По отчетности определите коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности (Код) определяется на основании соответствующих строк Формы 1 ("Бухгалтерский баланс") и Формы 2 ("Отчет о прибылях и убытках"):
стр. 010 Ф2 Код = --------------------------------------. 0,5 (стр. 240 н.г. + стр. 240 к.г.) Ф1
Допустим, что значение стр. 010 Ф2 ("Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных платежей)") равно 4500 тыс. руб., стр. 240 ("Дебиторская задолженность (платежи от которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)") на начало года - 120 тыс. руб., на конец года - 135 тыс. руб. Тогда коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности составит:
4500 Код = --------------- = 35,29. 0,5 (120 + 135)
3. Порядок перечисления НДС в бюджет налоговыми агентами
В соответствии с гл.21 НК РФ налоговыми агентами по НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве плательщиков НДС; лица, получившие в пользование государственное и муниципальное имущество по договорам аренды с государственными и муниципальными органами. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и/или являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, также обязаны исполнять функции налоговых агентов в указанных случаях. При приобретении товаров, работ, услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, налоговые агенты обязаны перечислять НДС в бюджет одновременно с перечислением денежных средств иностранному лицу. Для этого налоговый агент представляет в банк платежное поручение на перечисление НДС в бюджет одновременно с платежным поручением на перечисление денежных средств иностранному партнеру. Налоговый агент выписывает счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой "за иностранное лицо" и регистрирует его в книге покупок в момент фактического перечисления НДС в бюджет. В счете-фактуре в качестве информации о поставщике товаров, работ, услуг указываются данные по иностранному лицу. Вычет по таким суммам НДС предоставляется российским налогоплательщикам в том периоде, в котором НДС был перечислен в бюджет. При аренде государственного и муниципального имущества обязанности налоговых агентов исполняют только те лица (в том числе физические), которые заключили договор аренды непосредственно с органом государственной или муниципальной власти. Если арендодателем является организация, получившая государственное или муниципальное имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, то арендатор не несет обязанностей налогового агента, так как арендодатель перечисляет НДС в бюджет самостоятельно в общеустановленном порядке. При аренде государственного и муниципального имущества налоговая база определяется исходя из суммы арендной платы, указанной в договоре. В соответствии с НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять налоги в бюджет за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщикам. Исчисление НДС, подлежащего удержанию из средств налогоплательщика, производится расчетным методом, т.е. по ставке 10/110 или 18/118. Налоговые агенты обязаны перечислять НДС в бюджет по месту своего нахождения. Вычеты по суммам НДС, перечисленным в бюджет налоговыми агентами, предоставляются при условии, что соответствующие товары приобретены для использования при осуществлении операций, являющихся объектом обложения НДС. Отчетным периодом для налоговых агентов, являющихся также плательщиками НДС, является календарный месяц. Если выручка от реализации товаров, работ, услуг у такого налогового агента не превышает 1 млн руб. в месяц, налоговым периодом для него является календарный квартал. Налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС, представляют налоговые декларации и перечисляют НДС в бюджет исходя из налогового периода продолжительностью в календарный квартал. При этом в налоговой декларации заполняются только титульный лист и разделы, относящиеся к исчислению НДС налоговыми агентами (разд.1.2 и 2.2 декларации). Раздел декларации, в котором определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента, заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, и каждому арендодателю по договорам аренды государственного и муниципального имущества (государственному или муниципальному органу власти). Все налоговые агенты обязаны представлять налоговые декларации и перечислять НДС в бюджет не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.
Задача. Является ли муниципальная собственность разновидностью государственной? Правильный ответ. Нет, не является. Это самостоятельная форма собственности, хотя и построенная по тем же принципам, что и государственная, в силу ее публично-правового характера.
Материал подготовлен Центром профессиональной подготовки "СТЕК" Подписано в печать 19.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |