|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок проведения проверок по обязательному социальному страхованию ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 21)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2004
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2004 N 5709) (далее - Методические указания). Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию - плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы в Фонд на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; к составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок. Под страхователями на основании п.2 ст.6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (в ред. от 05.03.2004 N 10-ФЗ) "Об основах обязательного социального страхования" следует понимать организации любой организационно-правовой формы, а также граждан, обязанных в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. С 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. При этом в отношении плательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ. Новые Методические указания посвящены вопросам проверки именно страхователей, в том числе и лиц, уплачивающих страховые взносы в форме единого социального налога и по этой причине признаваемых налогоплательщиками. В свою очередь права осуществлять контроль в отношении плательщиков единого социального налога Фонд социального страхования лишен. Эта обязанность возложена на налоговые органы. Однако Фонд социального страхования Российской Федерации тем не менее имеет возможность проводить налоговые проверки. Согласно п.7 ст.9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов все еще являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и в соответствии со ст.34.1 НК РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю. В настоящее время ФСС РФ вправе проводить проверки только в отношении не включаемых в состав единого социального налога взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также добровольных страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144). Такими категориями плательщиков в настоящее время являются: организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения либо являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, добровольно уплачивающие страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности;
адвокаты, индивидуальные предприниматели (в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств), физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (занимающиеся частной практикой нотариусы, частные детективы, частные охранники, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерацией порядке частной практикой), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающие страховые взносы за себя либо за членов указанных общин. ФСС РФ ведет учет поступающих сумм страховых взносов и расходов по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляет контроль за начислением и уплатой страховых взносов и обоснованностью расходов по выплате указанных пособий. Таким образом, на ФСС РФ, в том числе на его региональные и центральные отраслевые отделения и их филиалы, возложена обязанность контроля за уплатой: взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; добровольных страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Указанные виды взносов в настоящее время не относятся к категории обязательных для уплаты налогов и сборов, и, следовательно, налоговые проверки по ним проводить нельзя. Так, в случае непоступления добровольных страховых взносов в установленный срок ФСС РФ после проведения соответствующей проверки и установления факта их неуплаты уведомляет (в письменной форме) о задолженности по страховым взносам и необходимости ее погашения не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц. При неуплате задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает добровольному плательщику. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется налогоплательщиком в соответствии со ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Кроме того, ФСС РФ контролирует расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, производимые на основании ст.243 НК РФ страхователями-работодателями, являющимися плательщиками единого социального налога. Документальные выездные проверки, о которых идет речь в Методических указаниях, нельзя отождествлять с выездной налоговой проверкой, проводимой в правовом режиме НК РФ. К сожалению, на эту особенность далеко не всегда обращают внимание не только налогоплательщики, но и судебные инстанции. Нередко в своих решениях федеральные судебные инстанции отождествляют понятия "выездная налоговая проверка" и "выездная документальная проверка", хотя в действующем законодательстве о налогах и сборах такой формы проверки не предусмотрено (Постановления Федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 03.03.2003 N А56-7844/02, Восточно-Сибирского округа от 02.04.2003 N А19-12295/02-24-Ф02-832/03-С1, Западно-Сибирского округа от 20.01.2003 N Ф04/257-1182/А46-2002). Использование в Методических указаниях понятия "документальная выездная проверка", а также перечень самих объектов этой проверки позволяют сделать вывод, что такая проверочная деятельность осуществляется за пределами правового режима налогового контроля. Тем не менее проверка, предусмотренная Методическими указаниями, весьма похожа на выездную налоговую проверку.
Причины, периодичность и назначение проверки
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется отделением (филиалом отделения) ФСС РФ посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, а также истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Периодичность проведения проверок страхователей - не реже одного раза в три года, т.е. проверки могут проводиться гораздо чаще, но если страховщика за три года ни разу не проверили, это является нарушением. Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения, директором филиала, заместителем директора филиала). Основаниями для включения в план проверки могут стать: значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию в проверяемом периоде; значительные суммы, полученные от отделения (филиала отделения) Фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию; результаты камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 (с изменениями и дополнениями от 22.03.2004). Цель проверки - проверка расходования средств на обязательное социальное страхование, а также начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом численности работающих у страхователя, транспортных и иных условий. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев. При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства. Предельный срок проведения такой проверки в Методических указаниях не предусмотрен. В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей. Исполнительный орган Фонда не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, за исключением случаев: реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения); в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку. Проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (как правило, не более 2 дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда информации о проверяемом лице. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда. Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки, а датой окончания - день подписания справки лицами, проводившими проверку. В Методических указаниях определено, что в день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение. Допускается ситуация, когда указанные документы будут предъявлены страхователю уже по ходу проверки, а не до ее начала, как требует действующее законодательство. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Однако если страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежит законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка. Таким образом, допустима проверка текущего года деятельности. Проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов. Документы должны быть представлены страхователем в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий. В Методических указаниях не говорится о необходимости приостановления проверки на время подготовки истребованных документов. Таким образом, пятидневный срок, отведенный для их представления, включается в общий срок проведения проверки.
Оформление результатов проверки
По окончании проверки проверяющий составляет справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию. Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой и иметь сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, проводивших проверку и подписывающих акт. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке и страхователе. В описательной части акта проверки должны быть изложены документально подтвержденные факты выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования, начислении и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности либо указано, что таковые отсутствуют. Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего(их), не основанных на достаточных доказательствах. По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения указываются: средства, за счет которых произведены расходы на цели обязательного социального страхования; вид пособия и характер допущенного нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем; период (месяц, год), к которому данное нарушение относится; оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда по соответствующему разделу, либо данными, отраженными в отчете по страховым взносам, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (главной книге и журналах-ордерах). Кроме того, должны быть приведены ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских записей по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения. Соответствующие расчеты включаются в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта. Итоговая часть акта (заключение) должна содержать данные (в случае их установления в ходе проверки): о расходах, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке: а) не принятых к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд; б) не принятых в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим; о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в том числе в связи с непринятием к зачету расходов в счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд; о суммах выявленных недоплат по пособиям. В итоговой части указываются также предложения проверяющих. К акту проверки прилагаются: копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки; приложения, за исключением случаев, когда все сведения и расчеты приведены в тексте акта; иные материалы, подтверждающие отраженные в акте факты нарушений. Приложения подписывают проверяющие, а также руководитель проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальный предприниматель (их представители). Акт должен быть подписан проверяющим(и), руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальным предпринимателем (их представителями). При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица организации (обособленного подразделения) или индивидуальный предприниматель делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью. При отказе руководителя проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта проверяющим на последней странице акта производится соответствующая запись. Подписанный проверяющим(и) акт вручается руководителю организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Если указанные лица уклоняются от получения акта, на последней странице акта делается запись о том, что проверяемый от получения настоящего акта уклонился, заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. В этом случае акт может быть направлен страхователю по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. К экземпляру акта, остающемуся на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта страхователю (его представителю). При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты его отправки. Страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.
Решение по результатам проверки
По истечении срока, отведенного для представления возражений проверяемого лица, в течение не более 14 дней руководитель отделения (филиала отделения) Фонда рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные страхователем. При наличии в материалах проверки письменных возражений или замечаний материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствии. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол. В случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает решение: о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования; о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю-работодателю, применяющему специальный налоговый режим и уплачивающему добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда не принимается. Копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем). Если указанными способами вручить решение страхователю (его представителю) невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
А.Зрелов ЗАО "ЭкООнис" Подписано в печать 19.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |