![]() |
| ![]() |
|
Статья: Реализация индивидуальными предпринимателями товаров в кредит (Начало) ("Финансовая газета", 2004, N 21)
"Финансовая газета", N 21, 2004
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ТОВАРОВ В КРЕДИТ
Существуют два варианта кредитования покупателя. Первый вариант предполагает, что кредит фактически выдает продавец, поскольку именно он предоставляет покупателю возможность произвести оплату того или иного товара в рассрочку. Во втором варианте появляется третья сторона, участвующая в сделке, - банк, с которым покупатель, приобретающий товар в рассрочку, заключает договор потребительского кредита. В результате продавец практически сразу получает всю стоимость реализованного товара, а покупатель в дальнейшем уже расплачивается с банком. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки, но рассматривать их целесообразно только в случае, когда в роли продавца выступают юридические лица, для определенной части которых такая форма организации торговли, как продажа товаров в кредит, становится обычным явлением. В тех же случаях, когда продавцами являются физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, применение первого из названных вариантов кредитования создает целый ряд юридических, финансовых и налоговых проблем, сводящих на нет смысл использования этого варианта. Поэтому рассмотрим возможности применения второго варианта кредитования (при участии банка). В настоящее время потребительским кредитованием занимаются многие крупные банки. Индивидуальным предпринимателям, которые хотят, чтобы банк кредитовал их покупателей, необходимо предварительно заключить с банком договор об организации безналичных расчетов. Для подписания такого договора достаточно, как правило, представить те же документы, что и при открытии банковского счета. После заключения такого договора с банком покупатель сможет оформить в магазине предпринимателя кредит для приобретения того или иного товара. Оформлением кредита может заниматься специалист банка, для которого придется оборудовать в магазине рабочее место. Либо эту функцию будет выполнять сам индивидуальный предприниматель или работающий у него сотрудник после соответствующего обучения, которое банки проводят обычно бесплатно. Со стоимости товаров, реализованных в кредит, банк берет комиссию. Размер взимаемой комиссии в большинстве банков не превышает нескольких процентов от стоимости товара, оплачиваемой за счет банковского кредита. При этом все риски, связанные с невозвратом кредита, банк берет на себя. При продаже товара в кредит фактически заключаются две сделки: между покупателем и банком, предметом которой является предоставление кредита; между покупателем и индивидуальным предпринимателем, предметом которой является собственно купля-продажа товара, оплачиваемого за счет банковского кредита.
Для получения кредита покупатель должен заполнить анкету, предъявить паспорт и еще какой-нибудь документ: водительские права, пенсионное удостоверение, загранпаспорт и т.п. Ксерокопии этих документов вместе с анкетой направляются в банк, одновременно туда передается один из двух экземпляров кредитного договора или заявления с просьбой заключить договор на указанных в нем условиях, второй экземпляр остается у покупателя, приобретающего товар в кредит. Определенную часть стоимости товара (15 - 30%) покупатель вносит в кассу магазина наличными деньгами, а оставшаяся часть стоимости товара погашается за счет выданного банком кредита. Эту оставшуюся сумму банк по поручению покупателя перечисляет на расчетный счет индивидуального предпринимателя - продавца товара. При этом перечисляемая банком сумма уменьшается на размер взимаемой им комиссии. Тем не менее обязательство покупателя будет считаться погашенным на всю сумму, поскольку оплачивает стоимость товара в конечном итоге не банк, а покупатель, а банк лишь перечисляет за него деньги. Комиссия, которая полагается банку, является самостоятельным обязательством предпринимателя - продавца товара перед банком. Следует отметить, что приобретение товара в кредит не ограничивает покупателя в правах, которые предоставлены ему Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Это означает, что покупатель вправе вернуть, обменять товар, предъявить претензии к его качеству и т.д. Кроме того, в случаях, когда кредитный договор составляется таким образом, что приобретенный товар является залогом, обеспечивающим возврат кредита, необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со ст.353 ГК РФ при смене собственника заложенного имущества все обязанности в рамках отношений по предоставлению залога переходят к новому собственнику. Это означает, что правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все обязанности залогодателя, если соглашением с залогодержателем не установлено иное. Таким образом, если проданный товар является залогом, то при его возврате покупателем к продавцу переходят обязанности залогодателя. Следовательно, если покупатель не вернет кредит банку, то неприятности могут возникнуть и у продавца. С точки зрения налогообложения операции по продаже товаров в кредит с участием банка отличаются от "обычной" реализации основной особенностью наличием банковской комиссии. При продаже индивидуальными предпринимателями товаров в кредит полученный ими доход от реализации разбивается на две части: первоначальный взнос, внесенный покупателем в кассу магазина наличными деньгами; оставшаяся часть стоимости товара, которая погашается за счет выданного банком кредита и перечисляется банком по поручению покупателя на расчетный счет индивидуального предпринимателя - продавца товара. Основная проблема заключается в том, что перечисляемая банком сумма уменьшается на размер взимаемой им комиссии. Вместе с тем наличие комиссии не уменьшает стоимость продаваемого товара, поскольку участие банка в расчетах за проданный в кредит товар не меняет условий договора купли-продажи, в том числе и размера обязательств покупателя. В связи с этим для целей налогообложения в доход предпринимателя-продавца должна включаться вся стоимость реализованных в кредит товаров без ее уменьшения на суммы удержанной банком комиссии. Именно здесь обнаруживается один из "подводных камней", подстерегающих налогоплательщика-продавца, решившегося практиковать такую форму организации торговли, как продажа товаров в кредит. Решением проблемы может быть только наличие у продавца товара возможности компенсировать удержанные суммы банковской комиссии. В частности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с применением общей системы налогообложения и являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в порядке, установленном гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, имеют возможность компенсировать суммы удержанной банком комиссии путем включения их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы, полученные ими от занятия предпринимательской деятельностью. При этом необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета). Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (п.4 Порядка учета). Согласно п.15 Порядка учета под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. При этом расходы (затраты) должны быть обоснованными, т.е. экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Необходимым условием признания затрат для целей налогообложения является подтверждение произведенных расходов первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 221 НК РФ для индивидуальных предпринимателей предусмотрено право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Такие вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче ими в налоговый орган налоговой декларации по окончании отчетного налогового периода. Следовательно, налогоплательщик должен доказать, что суммы удержанной банком комиссии являются платой за предоставляемые банком услуги. Для этого в договоре об организации безналичных расчетов, заключенном между банком и индивидуальным предпринимателем, необходимо предусмотреть такое условие. Тогда сам договор, копии кредитных договоров, а также представленный банком акт о перечислении на расчетный счет предпринимателя-продавца выданных покупателям товаров кредитов будут являться документальным подтверждением произведенных расходов в виде банковской комиссии. Экономическим обоснованием указанных расходов может служить увеличение доходов, полученных налогоплательщиком от реализации товаров, в результате привлечения дополнительного числа покупателей. При соблюдении указанных условий у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров в кредит и являющихся плательщиками НДФЛ, есть возможность компенсировать суммы удержанной банком за предоставленные им услуги комиссии путем включения этих сумм в соответствии с пп.3 п.47 Порядка учета в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы, полученные ими от занятия предпринимательской деятельностью. Таким образом, у тех индивидуальных предпринимателей, которые работают с применением общего режима налогообложения доходов, имеется реальная возможность относительно благополучно решить вопрос о компенсации сумм банковской комиссии. Вместе с тем у данной категории налогоплательщиков при заполнении Книги учета наверняка возникнут определенные сложности с выполнением требований п.13 Порядка учета, предусматривающего использование кассового метода отражения полученных доходов и произведенных расходов, поскольку оплата реализованного в кредит товара будет осуществляться двумя платежами: внесенным покупателем в кассу наличным и перечисленным банком по поручению покупателя на расчетный счет продавца безналичным. Для того чтобы свести к минимуму возникающие в процессе ведения учета сложности, индивидуальному предпринимателю - продавцу необходимо открыть расчетный счет в том банке, который перечисляет оставшуюся часть стоимости товара, проданного в кредит. В этом случае сумма оплаты оставшейся части стоимости товара будет поступать на расчетный счет предпринимателя практически день в день, что позволит устранить временной разрыв между поступлением наличного и безналичного платежей за один и тот же реализованный товар.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 22, 2004)
Т.Левадная Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 19.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |