![]() |
| ![]() |
|
Статья: Изучение клиентов полевыми учреждениями Банка России в аспекте Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Банковское право", 2004, N 2)
"Банковское право", N 2, 2004
ИЗУЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПОЛЕВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ В АСПЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Проблема отмывания криминальных денег приобретает особую остроту, когда она связывается с проблемами терроризма, наркобизнеса, политического экстремизма и сепаратизма - явлениями, увы, не чуждыми российской действительности. Борьба с такой преступностью без ликвидации ее экономической основы - легализованных криминальных доходов эффективной не будет. Решению этой задачи посвящен Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", имеющий цели защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следуя духу этого Федерального закона (поскольку его действие не распространено на учреждения Банка России - см. ст.5), а также с учетом опубликованных Банком России документов: Письма от 3 июля 1997 г. N 479 "О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации, Указаний оперативного характера Банка России от 15 февраля 2001 г. N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" и от 8 апреля 2003 г. N 53-Т "О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы", а также с учетом рекомендаций, содержащихся во Всеобщих директивах по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергских принципах), Департамент полевых учреждений Банка России принимает меры противодействия проникновению в полевые банки криминальных доходов. С этой целью разработаны и внедрены Методические рекомендации по изучению в полевых учреждениях Банка России юридических и физических лиц при открытии и обслуживании банковских счетов. Данные Рекомендации направлены на получение и сохранение полных и достоверных сведений, необходимых для точной идентификации клиентов и иных лиц, совершающих финансовые операции с использованием счетов в полевых учреждениях Банка России. Источники получения этих сведений Рекомендациями не ограничиваются, однако способы их получения должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Сведения о клиентах содержатся в документах, действительных на момент их предъявления в банк. В соответствии с п.2.1 разд.2 ч.3 Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18 сентября 1997 г. N 66 (утв. Приказом Банка России от 18 сентября 1997 г. N 02-398), а также п.п.8.5.1 - 9.1.30 Инструкции по делопроизводству в учреждениях Банка России от 16 февраля 1998 г. N 70-И подлинные документы и их заверенные копии, содержащие сведения о клиентах и иных лицах, совершающих операции с денежными средствами по их счетам, брошюруются в отдельное по каждому клиенту юридическое дело (досье), которое снабжается внутренней описью документов с указанием их наименований и нумерацией листов. Юридические дела клиента подлежат хранению в течение всего срока действия банковского счета, а также не менее пяти лет после его закрытия. Изменения организационно-правовой формы клиентов и иных идентификационных признаков, а также должностных лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами по счету клиента, должны находить своевременное и полное отражение в юридических делах. С этой целью полевые учреждения Банка России постоянно осуществляют всестороннее изучение клиентов не только при открытии новых банковских счетов, но и по открытым ранее. В случае необходимости углубленного изучения клиентов сведения о них могут быть подтверждены и иными документами, кроме рекомендованных Департаментом. Рекомендации Департамента полевых учреждений Банка России содержат Перечень необходимых для открытия банковского счета документов, составленный на основании Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", а также Писем Госбанка СССР от 9 июля 1991 г. N 359 "Об открытии счетов в учреждениях банков предпринимателям" и от 31 октября 1986 г. N 890 "О порядке открытия в учреждениях Госбанка СССР бюджетных, текущих и расчетных счетов воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР". Положения названных нормативных актов применяются с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Периодически полевые учреждения Банка России инвентаризуют имеющиеся юридические дела клиентов и восполняют их недостающими и обновленными документами. Исполнение этого требования контролируется Департаментом в ходе ревизий и проверок деятельности полевых учреждений с отражением в актах состояния данного участка работы. В целях изучения и идентификации юридических лиц выясняются документально подтвержденные, как наименование и организационно-правовая форма юридического лица, регистрационный номер, место регистрации, место нахождения, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, коды форм федерального государственного статистического наблюдения. Рекомендации Департамента по изучению клиентов, в частности, разъясняют, что в соответствии со ст.52 ГК РФ юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создано одним учредителем, то оно действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного или иного органа, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Моментом государственной регистрации и создания юридического лица признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. После этого регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Такими документами являются свидетельства соответствующей официально установленной формы (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению"). С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц уполномочено осуществлять Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"). Правовые особенности создания, функционирования отдельных видов юридических лиц и оформления их учредительных документов, имеющие, на наш взгляд, важное для банков значение, состоят в следующем: - полное товарищество (ст.ст.69 - 81 ГК РФ) создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Если в соответствии с учредительным договором ведение дел товарищества поручено одному его участнику или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок (в том числе для заключения договора об открытии банковского счета) от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество"; - товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст.ст.82 - 86 ГК РФ) также создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Вкладчики (коммандитисты) в учредительном договоре не участвуют. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики вправе выступать от его имени не иначе как по доверенности. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество"; - общество с ограниченной ответственностью (ст.ст.87 - 94 ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") учреждается одним или несколькими лицами. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, а также утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, то единственным его учредительным документом является устав. В случае несоответствия учредительного договора и устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников имеют положения устава. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, содержащее слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру "ООО", а также вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным и коллегиальным исполнительными органами общества. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. По решению общего собрания участников общество может создавать филиалы и открывать представительства, которые действуют на основании утвержденных обществом положений. Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах и представительствах общества должны содержаться в его уставе; - общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ) также учреждается одним или несколькими лицами. Фирменное наименование такого общества должно содержать слова: "с дополнительной ответственностью"; - акционерное общество (ст.ст.96 - 104 ГК РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") имеет полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках со словами: "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатурой "ЗАО" или "ОАО". Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, заключающие письменный договор о его создании, который не является учредительным документом. Учредительным документом акционерного общества является устав, который утверждается учредителями и содержит следующие интересующие банк сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества, место нахождения общества, тип общества (открытое или закрытое), структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений, сведения о филиалах и представительствах общества, иные положения, предусмотренные федеральными законами. Акционерное общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Круглая печать общества должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их акционерного общества. Руководитель филиала и руководитель представительства действуют на основании выданной обществом доверенности; - производственный кооператив (артель) (ст.ст.107 - 112 ГК РФ, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив - коммерческая организация, подлежащая государственной регистрации в качестве юридического лица. Фирменное наименование кооператива должно содержать слова: "производственный кооператив" или "артель". Учредительным документом производственного кооператива является его устав, который утверждается общим собранием его членов и содержит необходимые банку сведения о клиенте: фирменное наименование и место нахождения кооператива, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений, перечень филиалов и представительств кооператива, порядок реорганизации и ликвидации кооператива и др.; - государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст.113 - 115 ГК РФ, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, имущество которых находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие). Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо иным уполномоченным органом, которым и подотчетен. Унитарное предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного (муниципального) или казенного предприятия на русском языке соответственно должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие", "муниципальное предприятие", "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Устав унитарного предприятия содержит полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия, указание на место нахождения унитарного предприятия, цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, наименование органа управления предприятием (руководитель, директор, генеральный директор), порядок его назначения на должность, перечень фондов, размеры, порядок их формирования и использования, иные предусмотренные федеральным законом сведения. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен ему, действует без доверенности от имени унитарного предприятия. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует от имени создавшего их унитарного предприятия на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена. Сведения о филиалах и представительствах унитарного предприятия должны содержаться в его уставе; - потребительский кооператив (потребительское общество) (ст.116 ГК РФ, Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан", Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") - это добровольное некоммерческое объединение граждан (юридических лиц) на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова "кооператив" ("потребительский союз") либо "потребительское общество". Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, в котором определены его наименование, место его нахождения и цели деятельности, состав и компетенция органов управления и органов контроля, порядок принятия ими решений, иные сведения; - кредитный потребительский кооператив граждан создается гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи, действует на основании устава, утверждаемого общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан. Исполнительным органом кредитного потребительского кооператива граждан является директор, который действует от его имени и через которого кредитный потребительский кооператив граждан приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности; - сельскохозяйственным потребительским признается кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при их обязательном участии в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Наименование кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности и слова "сельскохозяйственный кооператив". Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц, и считается созданным с момента его государственной регистрации. Учредительным документом кооператива является устав. В зависимости от вида деятельности потребительские кооперативы подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные страховые и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями федеральных законов. По организационно-правовой форме потребительским кооперативам соответствуют: жилищный, жилищно-строительный, дачный, гаражный кооперативы, товарищество собственников жилья, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство и др.; - общественные и религиозные организации (объединения), политические партии (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") - это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные для реализации целей, указанных в уставе. Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: - общественная организация - основанное на членстве общественное объединение для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; - общественное движение - не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные цели, поддерживаемые его участниками; - общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение с целью формирования имущества на основе добровольных взносов и использования данного имущества на общественно полезные цели; - общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг в интересах участников; - политическое общественное объединение - общественное объединение, созданное с целью участия в политической жизни общества. Устав общественного объединения, в частности, предусматривает его название, цели, организационно-правовую форму, структуру, руководящие органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, источники формирования денежных средств и иного имущества. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации; - политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Организационный комитет политической партии в течение срока своих полномочий открывает через уполномоченное лицо расчетный счет в банке. Политическая партия, ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. Устав политической партии должен, в частности, содержать положения, определяющие цели, задачи политической партии, и наименование политической партии, в том числе сокращенное. Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету; - религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозными организацией признаются также учреждения или организации, созданные централизованной религиозной организацией, в том числе, учреждения профессионального религиозного образования. Наименование религиозной организациями должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В уставе указываются наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание, цели, задачи и основные формы деятельности, порядок создания и прекращения деятельности, структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция, источники образования денежных средств и иного имущества организации, другие сведения. Религиозные организации подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", осуществляемой на основании решения федерального органа юстиции или его территориального органа о соответствующей государственной регистрации; - фонды (ст.118 ГК РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах") - не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Устав фонда должен, в частности, содержать наименование, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания о его органах, о порядке назначения и освобождения должностных лиц, о месте нахождения фонда. - негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда и деятельность в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию. Фонд приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Учредительным документом является устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем). Устав фонда должен, в частности, содержать полное и сокращенное наименования, включая слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о месте его нахождения, о предмете, целях деятельности, структуре и компетенции органов управления фонда и прочее. - учреждение (ст.120 ГК РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") - некоммерческая организация, созданная собственником (государством, муниципальными образованьями, юридическими и физическими лицами) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (собственниками). В случаях создания нескольких учреждений с однородными функциями возможно утверждение примерного устава или положения об организациях данного вида. Деятельность учреждения может осуществляться и в соответствии с индивидуальным положением, утвержденным собственником. Государственная регистрация учреждений, имеющих право заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; - объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) (ст.ст.121, 122 ГК РФ). Коммерческие, общественные и иные некоммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут на договорной основе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) содержит указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз". Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав; - организации адвокатов (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"): - коллегия адвокатов - некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее членами, и заключаемого ими учредительного договора. В этих документах содержатся, в частности, сведения об учредителях и членах коллегии адвокатов, наименовании коллегии, месте ее нахождения, источнике образования имущества, органах и порядке управления коллегией адвокатов, о филиалах коллегии. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она учреждена. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также за ее пределами; - юридическая консультация - некоммерческая организация, созданная в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Для открытия счета юридические консультации представляют в банк доверенности президиума коллегии адвокатов, удостоверенные в установленном порядке; - адвокатская палата субъекта Российской Федерации - негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации, действует на основании общего положения для организаций данного вида. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов, подлежит государственной регистрации, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована; - Федеральная палата адвокатов Российской Федерации - общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации, является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов. В целях изучения и идентификации физических лиц при открытии им банковского счета подлежат выяснению следующие персональные данные: - фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); - дата и место рождения; - гражданство (подданство); - место жительства (место постоянного или преимущественного проживания в качестве собственника жилого помещения, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения); - место пребывания (место временного проживания лица - гостиница, санаторий и т.п.); - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); - сведения о документах, удостоверяющих личность (наименование документа, серия и номер, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа); - сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (номер свидетельства о государственной регистрации, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство, срок, на который выдано свидетельство); - вид предпринимательской деятельности (для индивидуальных предпринимателей), в том числе производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; - место работы и занимаемая должность; - номера контактных телефонов (факсов). В соответствии с законодательством Российской Федерации и Письмом Банка России от 5 марта 1998 г. N 18-2-6/382 открытие физическим лицам банковского счета (вклада), а также проведение расходных банковских операций на территории Российской Федерации возможно лишь в случае предъявления следующих документов, удостоверяющих личность клиентов и иных лиц: - паспорт гражданина Российской Федерации; - общегражданский заграничный паспорт - для граждан Российской Федерации; - удостоверение личности офицера (прапорщика), военный билет - для военнослужащих Российской Федерации; - паспорт гражданина СССР (Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 731 паспорта гражданина СССР образца 1974 г. для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства признаны действительными до 1 января 2006 г.); - заграничный паспорт гражданина СССР образца до 1997 г.; - вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; - национальный заграничный паспорт - для иностранных граждан, временно находящихся на территории Российской Федерации. Согласно п.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; - одной из форм предпринимательской деятельности граждан является крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ, Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Предпринимателем признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства с момента его государственной регистрации. Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (п.2 ст.19) такому хозяйствующему субъекту предоставляется право открывать в банке счета (в том числе и валютные) для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется в местном органе самоуправления, в ведении которого находится предоставляемый земельный участок, после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на этот земельный участок или подписания договора аренды земельного участка. - физические лица, занимающиеся частной практикой (частные детективы, индивидуальные аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой) (Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, Положение "О лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600, Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190, Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденная Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292 "Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"); - аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуального аудитора), осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Форма бланка лицензии утверждена Приказом Минфина России от 1 апреля 2002 г. N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности". Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, для открытия банковского счета индивидуальному аудитору, помимо документа, удостоверяющего его личность, и лицензии, также требуются копия свидетельства о его постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями признаются также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива или частного охранника, запрещается оказывать услуги частного сыска и охраны; - частная детективная деятельность осуществляется на основании выдаваемых органами внутренних дел Российской Федерации лицензий. Для открытия банковского счета частному детективу помимо документа, удостоверяющего личность, требуется представить в банк нотариально удостоверенные копии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Вместе с тем Телеграммой Банка России от 15 декабря 1993 г. N 274-93 до сведения территориальных учреждений доведено, что впредь до особых указаний при открытии счетов частным нотариусам следует руководствоваться Письмом Госбанка СССР от 9 июля 1991 г. N 359 "О порядке открытия счетов предпринимателями". Для открытия счета нотариус, занимающийся частной практикой, должен представить в банк документ, удостоверяющий личность, а также лицензию и документ о назначении на должность, выдаваемые органами юстиции субъектов Российской Федерации. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса, места его нахождения и вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный; - для открытия текущих счетов физическим лицам, безналичные расчеты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, в банк в соответствии с Положением Банка России от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" представляются следующие документы: - паспорт или другой документ, в соответствии с законодательством Российской Федерации удостоверяющий личность; - карточка с образцами подписей и оттиска печати, оформленная в установленном Банком России порядке; - иные документы, предусмотренные законодательством и/или договором банковского счета. После проверки документов, представленных физическим лицом, с ним заключается договор банковского счета, в его присутствии делается копия документа, удостоверяющего личность. Документы на открытие счета хранятся в юридическом деле клиента. В соответствии с законодательством Российской Федерации все денежные средства, образующие избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также референдумов, перечисляются на специальные избирательные счета, специальный счет референдума, открываемые по разрешениям соответствующих избирательных комиссий кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Вместе с тем, ст.ст.48 и 86 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случае отсутствия на территории избирательного округа, территории проведения референдума кредитных организаций допускается открытие указанных счетов в полевых учреждениях Банка России. Специальные избирательные счета (Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденная Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 августа 1999 г. N 9/53-3) предназначены для учета средств избирательного фонда, носят временный характер, открываются и закрываются по согласованию с избирательной комиссией соответствующего уровня и образуют следующие виды: - специальные избирательные счета кандидатов на выборные должности и кандидатов в депутаты законодательных органов; - специальные избирательные счета избирательных объединений (политических партий) и избирательных блоков; - специальные счета для внесения избирательного залога; - специальные счета референдумов. Специальные избирательные счета кандидатов на выборные должности и кандидатов в депутаты законодательных органов открываются на основании: - письменного обращения кандидата; - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность кандидата; - разрешения избирательной комиссии соответствующего уровня (Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии) об открытии данному кандидату избирательного счета с указанием наименования и адреса филиала банка, кредитной организации; - если счет открывается по заявлению уполномоченного кандидатом лица, то им представляется нотариально удостоверенная доверенность на открытие счета и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - об открытии специального избирательного счета с клиентом заключается договор банковского счета с учетом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и расходования средств соответствующих избирательных фондов. Специальные избирательные счета избирательных объединений (политических партий) и избирательных блоков открываются на основании: - письменного обращения избирательного объединения, избирательного блока, подписанного уполномоченным по финансовым вопросам; - нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного по финансовым вопросам на открытие счета; - карточки образцов подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиска печати, заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; - договора специального избирательного счета. Специальный счет для внесения избирательного залога открывается соответствующей избирательной комиссии при представлении заявления на открытие счета по форме 040125 и банковской карточки с образцами подписей и оттиска печати. При открытии счета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации карточка с образцами подписей и оттиска печати заверяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Порядок открытия и ведения специальных счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение референдума Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.
Перечень документов, рекомендуемых для истребования банком от клиента при открытии банковского счета и помещения в юридическое дело клиента
————T—————————————————T———————————————————T————————————————————————¬ |N N| Кто представляет| Наименования | Основание | |п/п| документы | документов | | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 1.|Юридические лица |Заявление на |Глава 4 ГК РФ | | | |открытие счета | | | | |ф. 0401025 | | | | | | | | |Физические лица | |Инструкция Госбанка СССР| | | | |от 30 октября 1986 г. | | | | |N 28 "О расчетных, | | | | |текущих и бюджетных | | | | |счетах, открываемых в | | | | |учреждениях | | | | |Госбанка СССР", | | | | |п.п.2.1.1, 2.1.4 | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 2.|Только воинские |Разрешение на |Письмо Госбанка СССР | | |клиенты |открытие счета, |от 31.10.1986 N 890 | | | |выдаваемое |"О порядке открытия в | | | |финансовым органом |учреждениях | | | |распорядителя |Госбанка СССР бюджетных,| | | |кредитов |текущих и расчетных | | | | |счетов воинским частям, | | | | |учреждениям, | | | | |предприятиям и | | | | |организациям | | | | |Министерства обороны, | | | | |Министерства внутренних | | | | |дел СССР и Комитета | | | | |государственной | | | | |безопасности СССР", п.3 | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 3.|Юридические лица |Свидетельство о |Инструкция Госбанка СССР| | | |государственной |от 30 октября 1986 г. | | | |регистрации |N 28 "О расчетных, | | | |юридического лица |текущих и бюджетных | | | |ф. Р51001 |счетах, открываемых в | | | | |учреждениях | | | | |Госбанка СССР", п.2.1.2 | | | | | | | | |(копия, заверенная |Постановление | | | |нотариально или |Правительства | | | |органом, |Российской Федерации | | | |осуществляющим |от 17 мая 2002 г. | | | |регистрацию) |N 319 "Об уполномоченном| | | | |федеральном органе | | | | |исполнительной власти, | | | | |осуществляющем | | | | |государственную | | | | |регистрацию юридических | | | | |лиц", п.1 | | | | | | | | | |Постановление | | | | |Правительства Российской| | | | |Федерации от 19 июня | | | | |2002 г. N 439 "Об | | | | |утверждении форм | | | | |документов, используемых| | | | |при государственной | | | | |регистрации юридических | | | | |лиц, и требований к их | | | | |оформлению", п.1 | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 4.|Юридические лица |Учредительный |Инструкция Госбанка СССР| | |(кроме воинских |документ, |от 30 октября 1986 г. | | |клиентов) |подтверждающий |N 28 "О расчетных, | | | |статус юридического|текущих и бюджетных | | | |лица |счетах, открываемых в | | | | |учреждениях | | | | |Госбанка СССР", п.2.1.3 | | | | | | | | |(подлинный | | | | |экземпляр или | | | | |заверенная копия | | | | |устава, | | | | |учредительного | | | | |договора, общего | | | | |положения (типового| | | | |устава), | | | | |утвержденного для | | | | |данной организации)| | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 5.|Юридические лица |Решение о создании |Инструкция Госбанка СССР| | |(кроме воинских |или реорганизации |от 30 октября 1986 г. | | |клиентов) |предприятий, |N 28 "О расчетных, | | | |объединений, |текущих и бюджетных | | | |организаций и |счетах, открываемых в | | | |учреждений (в форме|учреждениях | | | |копии или выписки, |Госбанка СССР", п.2.2 | | | |заверенной органом,| | | | |издавшим решение, | | | | |вышестоящим органом| | | | |либо нотариально) | | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 6.|Юридические лица |Карточка с |Инструкция Госбанка СССР| | | |образцами подписей |от 30 октября 1986 г. | | | |и оттиска печати |N 28 "О расчетных, | | | |ф. 0401026 |текущих и бюджетных | | | | |счетах, открываемых в | | | | |учреждениях | | | | |Госбанка СССР", п.2.1.4 | | | | | | | |Физические лица |(в юридическом | | | | |деле не хранится) | | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 7.|Юридические лица |Свидетельство |Пункт 1 ст.86 Налогового| | | |(уведомление) о |кодекса РФ | | | |постановке на учет | | | |Физические лица |в налоговом органе |Приказ МНС России | | | |ф. 12—1—7 |от 24 декабря 1999 г. | | | |(юридического |N АП—3—12/412 "О | | | |лица) и ф. 12—1—4 |внесении изменений и | | | |(физического лица) |дополнений в Приказ | | | | |Государственной | | | | |налоговой службы | | | | |Российской Федерации | | | | |от 27.11.1998 | | | | |N ГБ—3—12/309 "Об | | | | |утверждении Порядка и | | | | |условий присвоения, | | | | |применения, а также | | | | |изменения | | | | |идентификационного | | | | |номера налогоплательщика| | | | |и форм документов, | | | | |используемых при учете в| | | | |налоговом органе | | | | |юридических и физических| | | | |лиц" | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 8.|Банк |Сообщение банка |Приказ Госналогслужбы | | | |налоговому органу |России от 23 декабря | | | |об открытии |1998 г. N ГБ—3—12/340 | | | |(закрытии) |"Об утверждении формы | | | |банковского счета |"Сообщение банка | | | |ф. 12—0—1 |налоговому органу об | | | | |открытии (закрытии) | | | | |банковского счета" и | | | | |Порядка ее заполнения" | | | | |Приложение N 1 | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ | 9.|Юридические лица |Доверенность, |Статьи 55, 185, 847 | | | |подтверждающая |ГК РФ | | | |полномочия | | | |Физические лица |должностных лиц на |Постановление | | | |распоряжение |Центральной | | | |счетом (если эти |избирательной комиссии | | | |полномочия не |Российской Федерации | | | |оговорены в |от 14 января 2000 г. | | | |учредительных |N 69/785—3 | | | |документах) | | | | | | | | |Филиалы и | |Инструкция о порядке | | |представительства| |формирования и | | | | |расходования денежных | | | | |средств избирательных | | | | |фондов кандидатов, | | | | |зарегистрированных | | | | |кандидатов при | | | | |проведении выборов | | | | |Президента Российской | | | | |Федерации, п.1.3 | +———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————+ |10.|Филиалы и |Ходатайство |Инструкция Госбанка СССР| | |представительства|юридического лица |от 30 октября 1986 г. | | | |об открытии счета |N 28 "О расчетных, | | | |представительству, |текущих и бюджетных | | | |филиалу |счетах, открываемых в | | | | |учреждениях | | | |Копия приказа |Госбанка СССР", п.2.1.2 | | | |юридического лица | | | | |о вхождении в его | | | | |состав структурной | | | | |единицы | | | | |(представительства,| | | | |филиала) | | L———+—————————————————+———————————————————+————————————————————————— Н.А.Черников Заместитель начальника Департамента полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор юстиции Подписано в печать 18.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |