![]() |
| ![]() |
|
Статья: Изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле ("Консультант", 2004, N 11)
"Консультант", N 11, 2004
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ
Внешнеторговая деятельность российских организаций неразрывно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18 июня 2004 г. в России действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Очевидно, что за 12 лет этот документ устарел. Новый Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" более либерален к участникам внешней торговли. Какие же новшества ожидают резидентов с 18 июня 2004 г.?
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) вступит в силу (за исключением отдельных положений) по истечении шести месяцев после официального опубликования 17 декабря 2003 г., т.е. 18 июня 2004 г. Закон N 173-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1) содержит ряд новых положений. Изменения, внесенные Законом N 173-ФЗ, направлены на последовательную либерализацию и повышение "прозрачности" национального валютного законодательства, устранение пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров РФ. По замыслу авторов законопроекта с принятием Закона N 173-ФЗ нормы российского законодательства будут приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала. Соответственно расширятся возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению и развитию национальной экономики. Кроме того, должны быть созданы благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей, что благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в РФ.
Основные понятия валютного законодательства
Закон N 173-ФЗ, как и ранее действовавший Закон N 3615-1, содержит довольно обширные общие положения. Вместе с тем в Закон N 173-93 внесены дополнения: - ст.2 установлены сфера его действия и отношения, им регулируемые; - указаны принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст.3); - раскрыто понятие валютного законодательства и приведено соотношение Закона N 173-ФЗ с международными договорами, а также порядок действия актов валютного законодательства во времени (ст.4). Понятийный аппарат, указанный в ст.1 Закона N 173-ФЗ, также изменился по сравнению с Законом N 3615-1. Уточнены понятия иностранной валюты и валюты РФ, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с гражданским законодательством. Введены понятия внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж. К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в России, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение российской валюты, выпущенные на территории РФ. Все иные ценные бумаги, в т.ч. в бездокументарной форме, являются внешними ценными бумагами. К валютным ценностям согласно Закону N 173-ФЗ относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Валютные операции
В Законе N 173-ФЗ уточнено и понятие валютной операции. Введено разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами. Такая классификация валютных операций приведена в соответствие с положениями международных договоров, в т.ч. со Статьями Соглашения Международного валютного фонда, принятыми 22 июля 1944 г. Закон N 3615-1 операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделял на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. При этом определялись перечни валютных операций, относимых к текущим валютным операциям и к валютным операциям, связанным с движением капитала. Теперь же понятие текущей валютной операции не применяется, а в составе валютных операций между резидентами и нерезидентами выделены валютные операции движения капитала. В ст.ст.7 и 8 Закона N 173-ФЗ содержатся перечни валютных операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ и Банком России соответственно. Так, согласно ст.7 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям движения капитала, регулируемым Правительством РФ, относятся расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами: - на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разд.XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, и их части и принадлежности", XVII "Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование" и XIX "Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности" ТН ВЭД; - на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ; - на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением указанных выше случаев; - при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением указанных ниже случаев; - при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разд.XVI, XVII и XIX ТН ВЭД; - при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами. В соответствии со ст.8 Закона N 173-ФЗ валютными операциями движения капитала, которые регулирует Банк России, являются: - расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте (в российской валюте) резидентами нерезидентам; - расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте (в российской валюте) резидентами от нерезидентов; - операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); - исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; - операции кредитных организаций, за исключением банковских операций; - операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами); - операции, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
Меры валютного регулирования
В отличие от Закона N 3615-1, которым предусматривался разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в Законе N 173-ФЗ приведен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых при осуществлении валютных операций. Правительство РФ в соответствии со ст.7 Закона N 173-ФЗ может устанавливать по отношению к резидентам (за исключением кредитных организаций), осуществляющим валютные операции движения капитала, следующие требования: - о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более двух лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой валютной операции (может применяться исключительно Правительством РФ); - о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой валютной операции; - об использовании специального счета. Банк России, согласно ст.8 Закона N 173-ФЗ, также вправе устанавливать порядок, предусматривающий вышеперечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций движения капитала, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более одного года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой валютной операции. Ограничения, предусмотренные Законом N 173-ФЗ, вводятся Банком России только по согласованию с Правительством РФ. Согласно ст.11 Закона N 173-ФЗ купля-продажа иностранной валюты в РФ производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Банком России, и может предусматривать требования: - об использовании специального счета; - о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты; - о резервировании на срок не более одного года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы продаваемой иностранной валюты. При установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Требование о резервировании введено Законом N 173-ФЗ в целях обеспечения возврата валютной выручки или товаров по валютным операциям. Общие положения о резервировании содержатся в ст.16 Закона N 173-ФЗ, которая устанавливает обязанность выполнения резидентами и нерезидентами требования о резервировании. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Банком России в соответствии с требованиями Закона N 173-ФЗ. Следует отметить, что к одной валютной операции может быть применено не более одного требования о резервировании. Одним из ограничений осуществления валютных операций в зависимости от вида имущества, являющегося предметом этих операций, служит требование об использовании специального счета. Согласно ст.1 Закона N 173-ФЗ таким счетом может быть: - банковский счет в уполномоченном банке; - специальный раздел счета депо; - открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций. Требование об осуществлении валютной операции с использованием специального счета должно соблюдаться неукоснительно. Законом N 173-ФЗ для обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка России введено требование о предварительной регистрации операций: - при установлении порядка открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ); - при установлении порядка осуществления резидентами и нерезидентами ввоза и пересылки в Россию и вывоза и пересылки из России российской валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Порядок предварительной регистрации подробно регламентирован ст.18 Закона N 173-ФЗ, в которой содержится исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов, установлен срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации. В ст.17 Закона N 173-ФЗ определены способы обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей этого Закона.
Открытие счетов в иностранной валюте
Статьей 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Список иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и (или) ФАТФ, приведен в приложениях к Инструкции Банка России от 29.08.2001 N 100-И и к Указанию Банка России от 10.12.2002 N 1220-У. При открытии и закрытии таких счетов (вкладов) резиденты обязаны лишь уведомлять об этом налоговые органы по месту своего учета. Порядок открытия резидентами счетов за пределами территории России в иных случаях устанавливается Банком России. Указанный порядок может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета. Вместе с тем следует иметь в виду, что положения о порядке открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории России вступают в силу только по истечении одного года со дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ, т.е. с 18 июня 2005 г. До этого времени юридические лица - резиденты должны открывать счета в банках за пределами территории России в порядке, установленном Законом N 3615-1, т.е. в случаях и на условиях, установленных Банком России. Статьей 14 Закона N 173-ФЗ установлено (как и ранее), что резиденты открывают банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте в уполномоченных банках без ограничений. По общему правилу расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Расчеты также могут производиться через счета в банках, расположенных за пределами территории России и открытых в соответствии со ст.12 Закона N 173-ФЗ. При этом расчеты производятся только за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с этим законом.
Репатриация резидентами валюты и обязательная продажа части валютной выручки
Закон N 173-ФЗ содержит отдельную главу о репатриации резидентами иностранной валюты и российской валюты и обязательной продаже части валютной выручки. Статьей 19 Закона N 173-ФЗ требование репатриации установлено в отношении: - денежных средств, причитающихся от нерезидентов за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них. Указанные денежные средства должны быть получены резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках; - денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них. Этой же статьей также предусмотрены случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Ранее такие случаи предусматривались Положениями Банка России от 20.02.2001 N 134-П и от 16.10.2002 N 200-П. Статья 20 Закона N 173-ФЗ содержит новое положение о паспорте сделки как документе, включающем сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки устанавливает Банк России. Оформление паспорта сделки предусмотрено Инструкцией Банка России N 86-И и ГТК России N 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", оформление паспорта импортной сделки - Инструкцией Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". В Законе N 173-ФЗ сохранены предельный норматив обязательной продажи резидентами валютной выручки - не свыше 30% от суммы валютной выручки, а также право Банка России устанавливать указанный норматив. Согласно Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И обязательной продаже подлежит часть валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в размере 25% от суммы валютной выручки. В подлежащую обязательной продаже валютную выручку включаются поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, за исключением сумм, прямо указанных в ст.21 Закона N 173-ФЗ. Данные сделки предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. Ранее не подлежащие обязательной продаже поступления в иностранной валюте от нерезидентов были определены в п.4 Инструкции Банка России от 29.06.1992 N 7 (далее - Инструкция N 7 <*>). ————————————————————————————————<*> С 18 июня 2004 г. Инструкция N 7 частично утрачивает силу согласно Указанию Банка России от 30.03.2004 N 1413-У. - Прим. ред.
Статья 21 Закона N 173-ФЗ также устанавливает перечень расходов и иных платежей в иностранной валюте, которые уменьшают подлежащую обязательной продаже сумму валютной выручки резидентов. Ранее перечень таких расходов и иных платежей устанавливался в п.8 Инструкции N 7. Обязательной продаже подлежит выручка только в той иностранной валюте, перечень которой определяет Банк России. Ранее для обозначения такой валюты использовалось понятие свободно конвертируемой валюты. Перечень свободно конвертируемых валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ, установлен в преамбуле к Инструкции N 7.
Валютный контроль
Законом N 173-ФЗ уточнен состав органов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. В соответствии с Законом N 173-ФЗ органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Положения Закона N 173-ФЗ о составе органов валютного контроля вступили в силу с момента его официального опубликования, т.е. с 17 декабря 2003 г. Агентами валютного контроля являются: - уполномоченные банки, подотчетные Банку России; - не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в т.ч. держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Статья 23 Закона N 173-ФЗ закрепляет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. В соответствии с этой статьей порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Банком России (для представления уполномоченным банкам) и Правительством РФ (для представления иным агентам валютного контроля). При этом в статье определен исчерпывающий перечень документов, которые (или копии которых) агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов. Статья 23 Закона N 173-ФЗ также устанавливает основу для обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. В ней закреплена обязанность органов и агентов валютного контроля передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения. В ст.24 Закона N 173-ФЗ подробно регулируются права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции, в т.ч. обязанность представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию. В п.3 ст.14 Закона N 3615-1 предусматривалось, что все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого Закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежит взысканию в доход государства. В Законе N 173-ФЗ указанное правило не воспроизведено. Статья 25 Закона N 173-ФЗ предусматривает лишь то, что в случае нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, к сделкам, не соответствующим новому Закону, применяются общие правила ст.168 ГК РФ о ничтожности сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов, и ст.167 ГК РФ о последствиях недействительности сделки. Это значит, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Действие разрешений, полученных резидентами до вступления в силу Закона N 173-ФЗ
В соответствии со ст.28 Закона N 173-ФЗ сохраняют свое действие разрешения, выданные органами валютного контроля до вступления в силу нового Закона на совершение валютных операций, на открытие резидентами счетов (включая их режим) в банках за пределами территории РФ, на незачисление на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты. К таким валютным операциям, к открытию таких счетов и к таким случаям незачисления иностранной валюты резидентом ограничения, установленные Законом N 173-ФЗ, не применяются. Разрешения, полученные до вступления в силу нового Закона, действуют при условии, что остаются неизменными указанные в разрешениях: 1) резидент, получивший разрешение; 2) содержание валютной операции; 3) сумма валютной операции; 4) сроки проведения валютной операции или открытия счета; 5) режим счета; 6) контрагенты резидента, указанные в разрешении; 7) условия незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты. При этом резидент и контрагенты резидента считаются неизменными также и в следующих случаях: - для физического лица - перемена фамилии, имени и (или) отчества в порядке, установленном законодательством РФ или иностранного государства, иных данных документа, удостоверяющего личность; - для юридического лица - изменение наименования, организационно-правовой формы, иных данных, включая сведения о госрегистрации, ИНН, коды форм федерального государственного статистического наблюдения. При изменении в допустимых случаях каких-либо условий, указанных в разрешениях, резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 10 рабочих дней со дня их изменения с приложением копий соответствующих документов. Статья 28 Закона N 173-ФЗ также устанавливает особенности действия разрешений, полученных до вступления в силу нового Закона: - резидент обязан представлять информацию, предусмотренную разрешениями, в порядке, установленном этими разрешениями; - права и (или) обязанности по этим разрешениям не могут быть переданы третьим лицам; - органы валютного контроля со дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ не вправе вносить изменения или дополнения в выданные ими разрешения, в т.ч. продлевать сроки их действия. В случае осуществления резидентом валютных операций, открытия им счетов в банках за пределами территории РФ, проведения по ним операций, а также при незачислении иностранной валюты на счета резидента в уполномоченных банках с нарушением установленного порядка, орган валютного контроля, выдавший разрешение, своим актом прекращает действие этого разрешения. В этом случае, как и при истечении срока действия разрешений, ограничения, установленные в соответствии с новым Законом, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов, которые будут осуществляться или использоваться в будущем. Положения Закона N 173-ФЗ о порядке резервирования и возврата суммы резервирования, регулировании Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала, порядке купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, порядке открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также переводах резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России, действуют до 1 января 2007 г.
А.Н.Борисов Директор ООО "Правовой центр" г. Оренбург Подписано в печать 17.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |