|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 19)
"Учет.Налоги.Право", N 19, 2004
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Константин Викторович Новоселов - заместитель начальника отдела Департамента налогообложения прибыли МНС России.
- Добрый день, Константин Викторович! Скажите, минимальный срок использования основных средств из первой группы - 12 или 13 месяцев? - Смотрим п.3 ст.258 Налогового кодекса. Первая группа - от года. Значит, 13 месяцев - минимальный срок. При сроке полезного использования до 12 месяцев включительно объект будет считаться неамортизируемым. Тем более что п.1 ст.256 Налогового кодекса говорит о том, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев.
* * *
- Вопрос по заполнению декларации. Мы в первом квартале получили прибыль. Эту прибыль я частично уменьшила на убыток прошлых лет. Заполнила Приложение N 4 к листу 02. Если мы за полугодие, 9 месяцев и год получим убыток, мы эту сумму убытка, списанного в первом квартале, должны восстановить?
- Здесь, наверное, нельзя применить такой термин. Если не будет уменьшена налоговая база по налогу на прибыль по итогам полугодия, 9 месяцев и года по причине отсутствия таковой, то убыток будет считаться неперенесенным. - То есть за год Приложение N 4 мы не заполняем? - Нет, вы обязаны заполнить Приложение N 4 к листу 02, если у вас есть убытки. Не имеет значения, уменьшили вы на них налогооблагаемую прибыль или нет, прибыль или убыток у вас за год. Об этом есть специальная запись в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль.
* * *
- У нас есть деятельность, облагаемая по обычной системе налогообложения, и деятельность на ЕНВД. Во втором квартале мы продаем основное средство, которое используется во "вмененке". Я правильно понимаю, что финансовый результат от реализации этого основного средства мы не должны отражать в налоговой декларации? - В общем случае операции, связанные с использованием налогоплательщиком специальных налоговых режимов, в декларации по налогу на прибыль не отражаются. Однако с реализацией основных средств все намного сложнее. Дело в том, что операции по реализации бывших в употреблении основных средств не относятся к операциям в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, даже если вы использовали эти объекты только в этой деятельности. Поэтому реализацию основного средства вам нужно показать в декларации по налогу на прибыль.
* * *
- Дорожно-транспортное предприятие из Тамбова. Можно ли включить в расходы возмещение ущерба, если ущерб причинен по вине водителя? Наш водитель поехал на линию и столкнулся с другим транспортным средством. Пострадавшая сторона подала на нас в суд, суд присудил выплатить компенсацию. Эту сумму мы сможем учесть для налогообложения прибыли? - Ответчик - автотранспортное предприятие? - Да, как владелец транспортного средства. - А виноват водитель? - Да, виноват водитель. В ст.265 есть такой пп.6 п.2, где говорится об учете потерь от аварий. - Думаю, что здесь все-таки имеются в виду другие аварии - аварии, которые происходят на предприятиях, например техногенного характера. У вас виновато конкретное физическое лицо - водитель. И он, за исключением определенных случаев, несет ответственность в пределах среднего месячного заработка. Все остальное вы компенсируете за счет предприятия, но в расходы для налога на прибыль принимать не должны. - У меня есть авторитетная коллега, так они у себя именно эту норму и применяют. - У них, наверное, давно не было налоговой проверки. Если бы авария была не по вине водителя, а по вине предприятия, например водитель вышел на линию на неисправном автомобиле, то вопросов бы не было. Вы бы могли учесть возмещение ущерба. А так нет.
* * *
- С этого года мы перешли на кассовый метод. На начало года числятся полученные авансы. Вопрос - должны ли они на начало года включаться в налоговую базу? - Согласно ст.273 Налогового кодекса, для организаций, работающих по кассовому методу, датой получения дохода признается день поступления денежных средств, а также день поступления иного имущества (работ, услуг, имущественных прав). При этом в Налоговом кодексе ничего не говорится о том, что эти активы должны быть получены в счет погашения задолженности за переданное к моменту поступления средств право собственности на товары (работы, услуги). Таким образом, авансы, полученные организацией в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), при кассовом методе включаются в состав доходов. - А как же нам быть с суммой остатков? - Вы как организация, переходящая на кассовый метод с метода начисления, должны, по моему мнению, включить числящуюся на начало года сумму полученных авансов в доходную часть налоговой базы.
* * *
- Учредитель оказал своему предприятию помощь денежными средствами. Он владеет более чем 50 процентами уставного капитала. Это внереализационный доход, и он не облагается налогом на прибыль. А вот в декларации он показывается? - В декларации по налогу на прибыль эта операция не отражается. Если бы вы получили целевые средства, целевое финансирование, которые не облагаются налогом на прибыль согласно ст.251 Налогового кодекса, тогда бы показали их в листе 10 декларации по налогу на прибыль. А поскольку указанные средства к целевым не относятся, думаю, что в листе 10 они не отражаются.
* * *
- Вопрос по внереализационным расходам. Для метода начисления дата признания внереализационных расходов определена ст.272 НК РФ. А для кассового метода в ст.273 Кодекса сказано только, что расходы признаются после их фактической оплаты. Это правило относится к внереализационным расходам? - Да, конечно. Речь в ст.273 Налогового кодекса идет обо всех расходах - и о расходах, связанных с производством и реализацией, и о внереализационных. - Но это же прямо не сказано. - Давайте посмотрим ст.252 Налогового кодекса. В ней расходы разделены на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Такая группировка установлена и для метода начисления, и для кассового метода. Просто для метода начисления предусмотрен особый порядок признания внереализационных расходов (ст.272), а для кассового метода его нет и необходимо руководствоваться ст.273.
* * *
- Мы приобрели компьютер и принтер. Как нам их учесть - как один объект основных средств или как два объекта? - Вы вправе выбирать: можете учесть как одно основное средство, а можете как разные. Налоговый кодекс вас в данном случае в выборе не ограничивает. Компьютер без принтера может работать без проблем. То есть это не необходимый предмет, без которого невозможна работа компьютера. - А вот принтер без компьютера работать не может. - Это так. Но зато принтер сегодня можно подключить к одному компьютеру, завтра - ко второму, послезавтра - к третьему. Поэтому принтер как периферийное устройство вполне допустимо оформить как отдельный инвентарный объект. Но это не обязательно, вы можете оформить его с компьютером как комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
* * *
- По территории нашего предприятия проходит газопровод. Помимо этого на территории существует прибор, который регулирует подачу давления. Каждый год мы страхуем гражданскую ответственность за то, что мы эксплуатируем опасные объекты... - Газопровод у вас на балансе? - Да, часть газопровода у нас на балансе. Мы имеем лицензию, свидетельство о регистрации. При камеральной проверке налоговая инспекция не принимает страховку нам на расходы. - Чем мотивируют? - Они говорят, что такие расходы мы должны относить за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Я объяснила, что если мы не оплатим страховку, то Горгаз не подключит нам газоснабжение. Таким образом, мы не сможем отапливать помещения - ни административное, ни производственные корпуса. - Давайте разбираться. Итак, у вас страхование гражданской ответственности. Оно обязательное или нет? - Вы знаете, в договоре не написано, что оно обязательное. Однако обязанность застраховать ответственность за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта установлена ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". - Пункт 2 ст.263 Налогового кодекса в принципе разрешает принять фактические расходы по обязательным видам страхования при отсутствии утвержденных тарифов, которые, к слову, по вашему виду страхования не утверждены. Но страховые премии (взносы) по обязательному страхованию будут признаваться для целей налогообложения прибыли только если у страховой организации имеется лицензия на соответствующий вид обязательного страхования. - Мы не выяснили насчет лицензии... - Здесь проблема в том, что лицензии на обязательный вид такого страхования не выдаются, поскольку Законом N 116-ФЗ не определен ряд необходимых условий осуществления этого вида страхования. Лицензии страховым организациям выдаются лишь на добровольное страхование гражданской ответственности, по которому перечень расходов в целях налогообложения является закрытым. Платежи по указанному вами виду страхования в п.1 ст.263 Налогового кодекса не указаны. Поэтому они и не учитываются в целях налогообложения прибыли.
* * *
- Мы получаем проценты по договору займа. По налогу на прибыль отчитываемся поквартально. Когда нам признавать проценты - помесячно или поквартально? - Согласно п.6 ст.271 Налогового кодекса, доход признается полученным и включается в налоговую базу на конец отчетного периода, в вашем случае - квартала. Вместе с этим порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам закреплен в ст.328 Налогового кодекса. Если вы посмотрите п.4 этой статьи, то увидите, что в аналитическом учете причитающиеся к получению проценты налогоплательщик обязан отразить в составе доходов на конец месяца. Именно так я и рекомендую вам поступить.
* * *
- Мы выполнили работы. По этим работам у нас накоплены определенные затраты. Акт о выполнении представлен заказчику, но тот его не подписывает. Как нам быть с расходами? - До тех пор пока акт не подписан, прямые расходы будут формировать стоимость незавершенного производства, а косвенные - списываться. Но здесь порекомендую все-таки обратиться к нормам Гражданского кодекса - обязательство, если не предусмотрен срок его исполнения, должно быть исполнено в разумный срок. - То есть, чтобы списать косвенные расходы, нам не нужно ждать подписания акта? Ведь доходы-то мы не получили. - Налоговый кодекс не связывает осуществление расходов с получением доходов. При признании расходов вам нужно руководствоваться ст.ст.318 и 319 НК РФ. Объясню подробнее. Косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, вы в полном объеме относите к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Для этого вам не нужно ждать, когда заказчик примет работы. Прямые расходы вы распределяете на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов.
Подписано в печать 17.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |