|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Просьба разъяснить порядок назначения и выплаты пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ. Так, пенсия была назначена в 1996 г. Кравченко Г.И., которая переселилась в Россию в 2001 г. В России ей была назначена пенсия в минимальном размере. ("Финансы", 2004, N 5)
"Финансы", N 5, 2004
Вопрос: Просьба разъяснить порядок назначения и выплаты пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ. Так, пенсия была назначена в 1996 г. Кравченко Г.И., которая переселилась в Россию в 2001 г. В России ей была назначена пенсия в минимальном размере.
Ответ: В соответствии со ст.1 Соглашения стран - участников СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Указанное Соглашение подписано следующими государствами СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина. В письме не указано, из какого государства СНГ приехала Кравченко Г.И., и поэтому дать точный ответ о том, распространяется ли на нее данное Соглашение или нет, не представляется возможным. Если Кравченко Г.И. приехала из страны СНГ, подписавшей названное Соглашение, то ее пенсия должна определяться с учетом трудового стажа, полученного в этом государстве. Это норма предусмотрена п.2 ст.6 названного Соглашения, где говорится, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Таким образом, пенсионеры, переехавшие из какой-либо страны СНГ, подписавшей названное выше Соглашение, в Россию на постоянное местожительство, имеют право на назначение им пенсии по нормам, предусмотренным российским законодательством. При этом следует иметь в виду, что получение российского гражданства не является обязательным условием для того, чтобы у приехавшего возникло право обращения за пенсией. Достаточным основанием служит получение вида на жительство. Лицам, переехавшим на постоянное местожительство в Россию, следует после получения российского гражданства (или вида на жительство), обратиться в органы Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением о назначении пенсии. К заявлению о назначении трудовой пенсии должны быть приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Этот Перечень утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. N 16/19па. Пунктом 2 Перечня установлено, что к заявлению о назначении трудовой пенсии по старости прилагаются документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 гг. или 60 месяцев подряд за период до 1 января 2002 г. в течение всей трудовой деятельности. Кроме того, лица, приехавшие из-за границы (в том числе из стран СНГ) и не получившие российского гражданства, должны представить документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации. В настоящее время порядок учета трудового стажа, полученного в период работы в странах СНГ, при определении размера пенсии в Российской Федерации отсутствует. В связи с неурегулированнностью этого вопроса действующим пенсионным законодательством органы Пенсионного фонда часто не учитывают при назначении трудовой пенсии по старости этот трудовой стаж и назначают пенсию в минимальном размере. В данном случае имеет место нарушение названного выше Соглашения. Пунктом 4 ст.15 Конституции РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, отказ пенсионных органов включить в страховой стаж периоды работы в странах СНГ, подписавших Соглашение от 13 марта 1992 г., при определении размера трудовой пенсии по старости в Российской Федерации является незаконным. Если Кравченко Г.И. переехала из государства СНГ, которое не подписало названное выше Соглашение, ее пенсия должна определяться без учета трудового стажа, полученного в период проживания в этом государстве, и тогда вполне возможен вариант, при котором ей пенсия будет назначена в минимальном размере.
Специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации Подписано в печать 12.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |