|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Организация общественных работ ("Финансовая газета", 2004, N 20)
"Финансовая газета", N 20, 2004
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ, с изменениями и дополнениями на 10.01.2003). В соответствии со ст.1 этого Закона занятость граждан - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Статьей 24 этого Закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности и по договорам - в других организациях. Положение об организации общественных работ утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 (далее - Положение), в которое Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2003 были внесены значительные изменения. В соответствии с названными актами под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Указанные работы направлены на обеспечение потребностей соответствующих территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода), а также на сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. Как предусмотрено Положением, общественные работы могут быть организованы для выполнения работ, в частности в области строительства автомобильных дорог, их ремонта и содержания; проведения сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве; озеленения и благоустройства территорий; ухода за престарелыми, инвалидами и больными, а также в других областях, определенных п.6 Положения. При этом к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объекты и виды таких работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест. Гражданам в части общественных работ необходимо иметь в виду следующее. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в таких работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия, и при направлении на работу учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что, если при организации общественных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, она считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности); отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие; обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ; уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину органом службы занятости, является основанием для его приема на работу. При этом услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно. Работодатель организации, в которую направлен гражданин, заключает с ним срочный трудовой договор (ст.ст.58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации). На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, в связи с чем оплата труда указанных граждан производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. При устройстве гражданина на постоянную или временную работу указанный срочный договор может быть им расторгнут досрочно. Следует также обратить внимание на то, что в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (это правило не распространяется на граждан, для которых участие в общественных работах считается подходящей работой, т.е. граждан, указанных в п.15 Положения). Основанием для выплаты пособий по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени. Как уже говорилось, взаимоотношения работодателя и лица, участвующего в общественных работах, оформляются срочным трудовым договором. Отношения организаций-работодателей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости также регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, в которых определяются права и обязанности сторон при проведении указанных работ. В договоре, в частности, определяются производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда. Кроме того, в договоре может быть также предусмотрено создание специализированных условий для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых проводятся такие работы. Вместе с тем по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) в рамках целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления (в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, ведающему вопросами в области занятости населения). Кроме того, в соответствии со ст.26 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости, а также получать от указанных органов бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
Г.Титова Минфин России Подписано в печать 12.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |