|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Некоторые проблемы, связанные с применением контрольно-кассовой техники ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 6)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 6, 2004
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Порядок применения контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ). Реализация данного Закона требует принятия большого количества нормативных документов, без которых невозможно соблюдение всех его требований. В их числе: Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности; Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам; Порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. На период подготовки и до введения в действие этих и других необходимых для реализации Закона о ККТ документов сохраняется действие нормативных актов Правительства Российской Федерации и иных решений, принятых до введения в действие Закона, в части, не противоречащей ему (см. Письмо МНС России от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406, изданное во исполнение Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N КА-П5-6943). Так, в части, не противоречащей Закону о ККТ, действуют (Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041): Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745;
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104; Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N БГ-3-14/36; Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40; унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132; Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"; письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности; Государственный реестр, утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Порядок применения некоторых норм Закона прокомментирован в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" (далее - Постановление ВАС РФ N 16) и письмах МНС России и Минфина России, которые будут рассмотрены далее.
Когда применяется ККТ?
В соответствии с п.1 ст.2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исходя из положений Закона о ККТ сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). То есть контрольно-кассовые машины подлежат применению не только при наличных денежных расчетах с населением, но и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом). Обращаем внимание на то, что возможность неприменения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением (п.2 ст.2 Закона о ККТ), т.е. с гражданами, в том числе имеющими статус индивидуального предпринимателя (см. п.4 Постановления ВАС РФ N 16). Следовательно, при наличных денежных расчетах с организациями контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке.
Когда ККТ не применяется?
Закон о ККТ обязывает применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг (п.1 ст.2). Следовательно, можно утверждать, что при приеме денежных средств по другим основаниям ККТ не применяется. Так, например, ККТ не применяется: при передаче наличных денежных средств в заем (см. например, Письмо Управления МНС России по г. Москве от 15 августа 2003 г. N 29/12/44790); при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса. В соответствии со ст.364 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ "Налог на игорный бизнес" игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг; при получении безвозмездной помощи (в том числе от учредителей), уплате членских взносов и т.п. Кроме того, некоторые организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от применения контрольно-кассовой техники в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения. Перечень таких организаций приведен в п.3 ст.2 Закона о ККТ. Наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники могут осуществлять также организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утверждаемом органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Применение приходного кассового ордера
Согласно п.13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. (Форма приходного кассового ордера утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.) О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. Чтобы избежать двойного счета, организациям целесообразно после снятия Z-отчета с ККМ в кассовой книге отражать выручку за минусом сумм, на которые уже выписан приходный кассовый ордер и которые уже отражены в кассовой книге. Управление МНС России по г. Москве в Письме от 22 сентября 2003 г. N 29-12/51732 рекомендует организациям-продавцам, получающим наличные деньги как от юридических лиц и предпринимателей, так и от населения, вести расчеты с теми и другими по разным секциям кассового аппарата. Это позволит вычленить сумму, полученную от юридических лиц, и контролировать ее соответствие данным приходных кассовых ордеров.
Применение бланков строгой отчетности
Пунктом 2 ст.2 Закона о ККТ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Еще раз обращаем внимание на то, что данное правило действует только в случае оказания услуг населению (гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя) и на наличные расчеты с юридическими лицами не распространяется. Как уже было отмечено ранее, в соответствии с указанной нормой Закона порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории Российской Федерации. МНС России (Письмо от 15 апреля 2002 г. N АС-6-06/476) разъяснило, что изготавливать бланки строгой отчетности могут любые типографии при условии соблюдения ими требований к изготовлению документов строгой отчетности: грифа утверждения, наименования формы документа, шестизначного номера, серии, кода формы по ОКУД, даты осуществления расчета, наименования и кода организации по ОКПО, кода ИНН заказчика, вида оказываемых работ (услуг), единицы измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении), наименования должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции, и его личной подписи. В Письме Минфина России от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70 указано, что в случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 Минфин России разрабатывает и утверждает формы документов строгой отчетности по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций. Минфин России в Письме от 29 декабря 2003 г. N 16-00-24/56 разъяснил, что организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, вправе использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России. В связи с этим Управление МНС России по г. Москве в Письме от 5 сентября 2003 г. N 29-08/48436 "О бланках строгой отчетности" сообщило, что форма квитанции, утвержденная Письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности", выдается заказчику при оказании услуг: - предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства РФ; - организациями и учреждениями Минкультуры России; - судебно-экспертными учреждениями Минюста России; - организациями и учреждениями Минздрава России; - организациями и учреждениями Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ; - организациями и учреждениями Госкомстата России; - предприятиями, организациями и учреждениями Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России. Перечень министерств и ведомств, которым разрешается использовать данную квитанцию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин, установлен Письмом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н. Исходя из вышеизложенного в Письме Управления МНС России по г. Москве от 5 сентября 2003 г. N 29-08/48436 обращается внимание на то, что учреждения, входящие в систему Минобразования России, и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образовательных услуг, обязаны применять контрольно-кассовую технику в общеустановленном порядке. На основании Письма Минфина России от 11 сентября 1998 г. N 16-00-17-86 квитанция, утвержденная Письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35, может быть использована в качестве документа строгой отчетности в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации. В Письме от 29 июля 2003 г. N 03-01-01/11-233 Минфин России сообщил, что форма 10 "Квитанция", утвержденная Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, являющаяся бланком строгой отчетности и предназначенная для приема наличных денежных средств уполномоченными лицами бюджетного учреждения без применения контрольно-кассовых машин, прошла повторное согласование в ГМЭК и в соответствии с выпиской из Протокола заседания ГМЭК от 24 июня 2003 г. N 2/74-2003 (доведен до сведения Письмом МНС России от 4 июля 2003 г. N ШС-6-22/738) срок ее действия продлен без ограничений. (Ранее эта форма считалась согласованной до 1 января 2003 г. (см. Письмо МНС России от 15 июня 2000 г. N ВНК-6-16/453 "О Решениях Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 10 марта 2000 г.".)) Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвержден образец-билет для посещения театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий. В Письме Управления МНС России по Московской области от 30 декабря 2003 г. N 25-12/23078/23765-557/АГ623 сообщается, что при получении наличных денежных средств за оказание других спортивно-оздоровительных услуг населению (спортивные секции, кружки) контрольно-кассовая техника должна применяться. При оказании бытовых услуг населению в качестве бланков строгой отчетности используются наряды-заказы и квитанции (формы БО-12, БО-13), утвержденные Письмом Минфина России от 11 апреля 1997 г. N 16-00-27-15 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". В указанном Письме Минфина России сообщается, что утвержденная этим Письмом форма БО-14 "Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа" "Квитанция", "Копия квитанции" может использоваться в качестве бланка строгой отчетности при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Однако наряду с этой формой должна применяться контрольно-кассовая машина. При расчетах наличными за туристические услуги используется форма ТУР-1 "Туристская путевка", утвержденная Письмом Минфина России от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". В соответствии с п.14 Постановления ВАС РФ N 16 до момента издания Правительством Российской Федерации указанных в п.2 ст.2 Закона нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин. Кроме того, МНС России в Письме от 4 июля 2003 г. N ШС-6-22/738@ обязывает управления МНС России по субъектам Российской Федерации не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, согласованных Решением Государственной комиссии от 24 июня 2003 г., впредь до утверждения их Минфином России. Поскольку в силу нормы п.2 ст.2 Закона о ККТ неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины (п.4 Постановления ВАС РФ N 16).
Применение контрольно-кассовой техники при внесении предоплаты (аванса)
Порядок использования контрольно-кассовой техники (ККТ) при возврате товара разъяснен в Письме Управления МНС России по г. Москве от 12 сентября 2003 г. N 29-12/50038 "О применении контрольно-кассовой техники (ККТ)". Согласно указанному Письму в случае если оплата товара (работы, услуги) осуществляется не в полной сумме, то пробивается чек по ККТ на сумму аванса (предварительной оплаты). Также в качестве документа, подтверждающего оплату товара, необходимо оформить приходный кассовый ордер, который отражает, от кого получен аванс (предоплата, доплата) за проданный товар и в какой сумме. Полученные таким образом суммы денежной наличности должны отражаться в журнале кассира-операциониста и учитываться в кассовой книге организации.
Применение контрольно-кассовой техники при выездной торговле
Порядок применения контрольно-кассовой техники при выездной торговле разъяснен в Письме Управления МНС России по г. Москве от 22 сентября 2003 г. N 29-12/51732. В Письме обращается внимание на то, что в соответствии со ст.5 Закона о ККТ организации обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовые чеки. Из п.4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30 августа 1993 г. N 104, следует, что пробитие кассового чека осуществляется непосредственно после приема денежных средств. Таким образом, при выездной торговле экспедиторам, доставляющим продукцию, целесообразно использовать компактные контрольно-кассовые машины с автономным электропитанием из числа находящихся в Государственном реестре. В указанном Письме Управления МНС России по г. Москве сообщается, что в карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая выдается налоговым органом по месту учета организации, в строке "установлена по адресу" пишутся слова "выездная торговля".
Кассовый чек как основание для вычета налога на добавленную стоимость
В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Таким образом, для целей вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику товаров (работ, услуг), покупатель должен располагать счетом-фактурой и документами, подтверждающими фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость в составе цены товаров (работ, услуг). При отсутствии счета-фактуры и (или) документа, подтверждающего уплату поставщику налога на добавленную стоимость, уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость вычету не подлежит. При расчетах наличными поставщик (продавец) в обязательном порядке выдает покупателю кассовый чек, который и является документом, подтверждающим уплату покупателем сумм налога на добавленную стоимость в составе цены товара. Что касается счета-фактуры, то поставщик обязан его выдавать только в случае, если покупатель согласно представленной доверенности выступает от имени юридического лица или если покупателем является индивидуальный предприниматель, представивший свидетельство о государственной регистрации (т.е. товары приобретаются для использования, связанного с предпринимательской деятельностью). Ранее было отмечено, что одновременно с выдачей кассового чека поставщик обязан выписать организации-покупателю приходный кассовый ордер. На основании п.13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации выдаваемая покупателю квитанция к приходному кассовому ордеру свидетельствует о приеме денег в кассу организации-поставщика. По нашему мнению, в случае, если поставщик в нарушение требований Закона о ККТ не выдал покупателю кассовый чек, для подтверждения факта оплаты товара (и, соответственно, уплаты налога на добавленную стоимость) достаточно наличия квитанции к приходному кассовому ордеру. Следует отметить, что Минфин России придерживается на этот счет иной точки зрения. В соответствии с Письмом Минфина России от 4 декабря 2003 г. N 04-03-11/99 "О порядке вычета налога на добавленную стоимость" "при отсутствии кассового чека у налогоплательщика не имеется достаточных оснований утверждать, что сумма НДС им фактически оплачена, несмотря на наличие счета-фактуры и квитанции к приходному кассовому ордеру".
Порядок ведения книг продаж при расчетах наличными
В соответствии с п.16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 84), продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет регистрации в книге продаж подлежат выданные покупателям счета-фактуры. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
Ответственность за неприменение ККТ
Закон о ККТ устанавливает требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения (ст.4) и обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику (ст.5). В соответствии с п.1 ст.7 Закона налоговые органы налагают на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона, штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Означает ли данная норма КоАП РФ, что за иные правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин, ответственность не предусмотрена? Что считать неприменением контрольно-кассовых машин? Ответы на эти вопросы содержатся в Постановлении ВАС РФ N 16. Согласно п.1 Постановления при толковании ст.14.5 КоАП РФ судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). В целях соблюдения этого порядка организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании п.1 ст.4 Закона. С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: - фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); - использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст.ст.4 и 5 Закона); - использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п.1 ст.3 Закона). На основании п.5 ст.3 Закона в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации; - использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст.4 Закона); - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст.ст.4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению); - пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом). Согласно п.2 Постановления ВАС РФ N 16 не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины организации и индивидуальные предприниматели, применяющие при осуществлении наличных расчетов вместо контрольно-кассовой машины иные указанные в Законе о ККТ виды контрольно-кассовой техники (электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы). Организациям и индивидуальным предпринимателям, торгующим алкогольной и спиртосодержащей продукцией, следует иметь в виду, что неприменение контрольно-кассовых машин при продаже гражданам указанной продукции влечет применение ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ, а не ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.6 Постановления ВАС РФ N 16). (Часть 3 ст.14.16 предусматривает ответственность в виде административного штрафа в том же размере, что и ст.14.5, но с возможностью конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.) Пунктом 7 Постановления ВАС РФ N 16 установлено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц. В соответствии с п.8 Постановления N 16 при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности суды должны руководствоваться общим правилом, закрепленным в ст.4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
Ю.Н.Талалаева Подписано в печать 11.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |