![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 05.03.2004 N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 6)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 05.03.2004 N 10-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА">
Необходимость принятия Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога" (далее - Закон N 10-ФЗ) возникла с момента введения единого социального налога. Единый социальный налог был введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступившим в силу с 1 января 2001 г. С момента введения единого социального налога была существенно изменена система платежей по обязательному социальному страхованию. Единый социальный налог объединил многочисленные платежи в области обязательного социального страхования, которые регулировались законодательством о налогах и сборах и прежде всего Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вышеуказанные изменения требовали своего закрепления во всех актах, посвященных обязательному социальному страхованию, и прежде всего в Федеральном законе от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). Таким образом, Закон N 10-ФЗ был принят с опозданием со стороны законодателя более чем в три года. Закон N 10-ФЗ направлен на приведение Закона N 165-ФЗ в соответствие с действующим законодательством. Так, Законом N 10-ФЗ внесены изменения, учитывающие тот факт, что единый социальный налог, являющийся в настоящее время основой обязательного социального страхования, регулируется налоговым законодательством. Вышеуказанное обстоятельство нашло отражение, в частности, в изменениях, внесенных в ст.1 Закона N 165-ФЗ, в соответствии с которыми отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются данным Законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законом N 10-ФЗ устанавливается, что в рамках обязательного социального страхования подлежат применению и учету не только страховые взносы, но и налог (единый социальный налог). Так, например, в ст.4 Закона N 165-ФЗ термин "страховые взносы" как источник устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования заменен более широким понятием "средства обязательного социального страхования". Очевидно, что новый термин включает не только страховые взносы, но и средства, поступающие от уплаты единого социального налога. Законом N 10-ФЗ уточнено, что действие Закона N 165-ФЗ распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования. Законом N 10-ФЗ уточнен термин "страховой стаж", продолжительность которого теперь рассчитывается с учетом времени уплаты не только страховых взносов, но и налогов. Из текста Закона N 165-ФЗ полностью исключен термин "обязательные платежи". В Закон N 165-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми термин "бюджеты обязательного социального страхования" уточнен и заменен термином "бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования". Использование нового термина более полно и конкретно раскрывает вышеуказанное понятие. Законом N 10-ФЗ уточнено понятие "страхователь". В новой редакции Закона N 165-ФЗ указывается, что страхователь обязан уплачивать как страховые взносы, так и (или) налоги, причем вышеуказанная обязанность возникает в том числе и в рамках законодательства о налогах и сборах. Законом N 10-ФЗ уточнена обязанность страховщика осуществлять учет не только страховых взносов, но и средств от уплаты налогов. Читателям журнала следует обратить внимание на отмену п.3 ст.20 Закона N 165-ФЗ, предусматривавшего, что страховые взносы с работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Вышеуказанное обстоятельство объясняется, по нашему мнению, тем, что данное положение Закона N 165-ФЗ не соответствовало законодательству о налогах и сборах.
А.А.Деменков Юрисконсульт аудиторско-консалтинговой группы "РСМ Топ-Аудит" Подписано в печать 07.05.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |