Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет затрат на монтаж оборудования ("Главбух", 2004, N 9)



"Главбух", N 9, 2004

УЧЕТ ЗАТРАТ НА МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ

Монтаж оборудования заключается в том, что рабочие собирают воедино отдельные части и затем крепят полученный объект к фундаменту, полу или междуэтажным перекрытиям. Бухгалтер, понятно, в этом процессе не участвует, и все же монтаж доставляет ему головную боль - когда наступает момент сделать нужные записи в учете. Совсем недавно одну из проблем, связанных с "входным" НДС, благополучно разрешил Высший Арбитражный Суд. От других же трудностей бухгалтеров еще не избавили: по-прежнему никаких официальных разъяснений нет.

Поэтому самые сложные вопросы, касающиеся учета затрат на монтаж оборудования, рассмотрим мы.

Налог на добавленную стоимость

Трудности с НДС возникают и у тех фирм, которые для монтажа нанимают специалистов со стороны, и у тех, что монтируют оборудование собственными силами. Рассмотрим обе ситуации.

Монтаж выполнила сторонняя организация

Общее правило гласит, что "входной" НДС по основным средствам можно принять к вычету после того, как купленный объект принят к учету и оплачен. Казалось бы, ничего сложного здесь нет. Однако загвоздка все же возникает, если имущество необходимо еще и смонтировать. Проблему создает п.5 ст.172 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что налог, предъявленный подрядчиками, которые смонтировали оборудование, можно принять к вычету только в том месяце, когда объект начнут амортизировать.

Так вот, чиновники почему-то решили, что данная норма распространяется не только на НДС по монтажным работам, но и на "входной" налог, уплаченный продавцу основного средства. Свою позицию они изложили в п.44.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ, которые утверждены Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

Но налоговики сделали неправильный вывод. И не так давно это подтвердил Высший Арбитражный Суд (Постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 2004 г. N 10865/03). Он совершенно справедливо указал, что "входной" НДС по основным средствам, требующим монтажа, можно возместить сразу, как только они будут приняты на учет. Правило же, прописанное в п.5 ст.172 Налогового кодекса, касается только налога по монтажным работам, которые выполнены сторонними организациями. Более того, ВАС РФ установил, что объект считается принятым на учет не в тот момент, когда его стоимость отразили на счете 01 "Основные средства" (как утверждают налоговики), а уже когда это имущество показали на счете 07 "Оборудование к установке".

Вероятно, налоговики не сразу согласятся со своим поражением и еще не раз попытаются отстоять свою точку зрения. Однако шансов на победу у них теперь мало. Ведь арбитражные суды в подобных спорах будут опираться на выводы ВАС РФ.

Пример 1. В апреле 2004 г. ЗАО "Ротор" купило сборочную линию за 5 900 000 руб. (в том числе НДС - 900 000 руб.). Монтировать линию пригласили специалистов из ЗАО "Мастер" - тоже в апреле. В этом же месяце ЗАО "Ротор" заплатило им 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.). Линию ввели в эксплуатацию в июне 2004 г. Ежемесячная сумма амортизации составляет 100 000 руб.

Бухгалтер ЗАО "Ротор" сделал в учете такие проводки.

В апреле 2004 г.:

Дебет 07 Кредит 60

- 5 000 000 руб. (5 900 000 - 900 000) - принята к учету сборочная линия;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 000 руб. - отражен НДС по сборочной линии;

Дебет 60 Кредит 51

- 5 900 000 руб. - оплачена сборочная линия;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 900 000 руб. - принят к вычету НДС по сборочной линии;

Дебет 08 Кредит 07

- 5 000 000 руб. - передана линия в монтаж;

Дебет 08 Кредит 60

- 600 000 руб. (708 000 - 108 000) - отражена стоимость монтажа;

Дебет 19 Кредит 60

- 108 000 руб. - отражен НДС по монтажным работам;

Дебет 60 Кредит 51

- 708 000 руб. - оплачены монтажные работы.

В июне 2004 г.:

Дебет 01 Кредит 08

- 5 600 000 руб. (5 000 000 + 600 000) - введена в эксплуатацию сборочная линия.

В июле 2004 г.:

Дебет 20 Кредит 02

- 100 000 руб. - начислена амортизация по сборочной линии;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 108 000 руб. - принят к вычету НДС по монтажным работам.

Монтаж собственными силами

Чтобы смонтировать оборудование самостоятельно, приходится закупать материалы. "Входной" НДС по ним можно принять к вычету после того, как материалы будут оплачены и оприходованы (п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключения. Дело в том, что некоторые виды монтажа Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) относит к строительным работам (коды 4530101 - 4530932). А согласно уже упомянутому нами п.5 ст.172 Налогового кодекса РФ, "входной" НДС по материалам, купленным для строительно-монтажных работ, надо принимать к вычету по тем же правилам, что и налог по монтажу, который провели подрядчики. А именно в том месяце, когда фирма начала амортизировать смонтированное оборудование.

Кроме того, со строительно-монтажными работами, выполненными для себя, связана еще одна серьезная неприятность - на их стоимость, в том числе и на цену израсходованных материалов, нужно начислить НДС (пп.3 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ). Это надо сделать сразу после того, как будет оприходован смонтированный объект. Так сказано в п.10 ст.167 Налогового кодекса РФ. А налоговики трактуют это правило следующим образом: НДС по строительству нужно начислять в том месяце, с которого оборудование стали амортизировать (п.47 Методических рекомендаций по НДС). Спорить с этим не стоит, поскольку в данном случае такая трактовка Кодекса выгодна для фирмы.

Налог, начисленный на стоимость строительно-монтажных работ, можно принять к вычету. Но только в том месяце, когда организация перечислит его в бюджет (п.5 ст.172 Налогового кодекса РФ).

Пример 2. ОАО "Металлург" в апреле 2004 г. купило металлорежущий станок за 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.). В этом же месяце станок был смонтирован и введен в эксплуатацию. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) монтаж металлорежущих станков относится к строительным работам (код 4530401).

На монтаж станка фирма истратила 30 000 руб., в том числе:

- 25 000 руб. - зарплата рабочих, а также начисленные на нее ЕСН и взносы в ФСС России;

- 5000 руб. - амортизация основных средств, использованных при монтаже.

Кроме того, для монтажа закупили материалов на 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.).

Амортизировать станок начали с мая 2004 г. Ежемесячная сумма амортизации составляет 700 руб.

Бухгалтер ОАО "Металлург" сделал в учете следующие проводки.

В апреле 2004 г.:

Дебет 07 Кредит 60

- 150 000 руб. (177 000 - 27 000) - принят к учету станок;

Дебет 19 Кредит 60

- 27 000 руб. - отражен НДС по станку;

Дебет 60 Кредит 51

- 177 000 руб. - оплачен станок;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 27 000 руб. - принят к вычету НДС по станку;

Дебет 08 Кредит 07

- 150 000 руб. - передан станок в монтаж;

Дебет 08 Кредит 70 (69)

- 25 000 руб. - начислена зарплата рабочим, участвовавшим в монтаже, а также ЕСН и взносы в ФСС РФ;

Дебет 08 Кредит 02

- 5000 руб. - начислена амортизация по основным средствам, использованным в монтаже;

Дебет 10 Кредит 60

- 3000 руб. (3540 - 540) - оприходованы материалы для монтажа;

Дебет 19 Кредит 60

- 540 руб. - отражен НДС по материалам;

Дебет 60 Кредит 51

- 3540 руб. - оплачены материалы;

Дебет 08 Кредит 10

- 3000 руб. - списаны материалы;

Дебет 01 Кредит 08

- 183 000 руб. (150 000 + 30 000 + 3000) - введен в эксплуатацию станок.

В мае 2004 г.:

Дебет 20 Кредит 02

- 700 руб. - начислена амортизация по станку;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 540 руб. - принят к вычету НДС по материалам, использованным при монтаже станка;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 5940 руб. ((30 000 руб. + 3000 руб.) х 18%) - начислен НДС со стоимости монтажа.

В июне 2004 г.:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51

- 5940 руб. - уплачен в бюджет НДС со стоимости монтажа;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 5940 руб. - принят к вычету НДС, начисленный со стоимости монтажа.

Расходы на повторный монтаж

При ремонте помещения или переезде предприятию приходится перемещать оборудование. Для этого его сначала демонтируют, а затем вновь устанавливают на новом месте.

Чтобы учесть расходы на подобные демонтаж и установку, бухгалтер должен точно знать, что именно произошло с имуществом. Поясним.

Бывает, что прежде, чем вновь установить оборудование, его модернизируют, изменяя первоначальные свойства. В таком случае расходы по демонтажу и новой настройке следует включить в первоначальную стоимость объекта. Ведь согласно п.14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), затраты на дооборудование и модернизацию входят в стоимость имущества. Такое же правило действует и в налоговом учете (п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ).

Но чаще всего организации ограничиваются тем, что просто переносят оборудование, не изменяя его свойств и технических показателей. Тогда затраты на демонтаж и последующую установку в бухучете списывают на счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 20 "Основное производство" или 44 "Расходы на продажу". А в налоговом учете - на материальные расходы (пп.2 и 6 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ).

Пример 3. ООО "Пирамида" перенесло производство в новый цех. Затраты на демонтаж и последующую установку оборудования составили 50 000 руб. Это зарплата ремонтной бригады, начисленные на нее ЕСН и страховые взносы, стоимость израсходованных материалов и т.д.

Бухгалтер ООО "Пирамида" списал эти затраты такой проводкой:

Дебет 25 Кредит 70 (69, 10...)

- 50 000 руб. - списаны затраты на демонтаж и монтаж оборудования, перевезенного в новый цех.

В налоговом учете средства, истраченные на демонтаж и новую установку основных средств, бухгалтер отнес на материальные расходы.

К.С.Каляев

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

28.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как избежать сложностей, покупая товары через подотчетников ("Главбух", 2004, N 9) >
Статья: Решаем проблемы заполнения книги покупок ("Главбух", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.