|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Как учитывать расходы новым фирмам? ("Главбух", 2004, N 9)
"Главбух", N 9, 2004
КАК УЧИТЫВАТЬ РАСХОДЫ НОВЫМ ФИРМАМ?
Как правило, новые фирмы получают доходы не сразу. А вот расходы - арендная плата, канцтовары, зарплата и т.д. - возникают с первых дней работы. Как учитывать в этом случае потраченные средства в бухгалтерском и налоговом учете, в законодательстве четко не прописано. Все зависит от того, начала ли новая фирма свою деятельность сразу или только готовится что-то выпускать. О том, как в каждом из случаев надо отразить расходы в бухгалтерском и налоговом учете, вы сможете узнать из нашего материала. А для наглядности эти ситуации мы обобщили в схеме.
Фирма начала работать
Рассмотрим, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, которые возникают с первых дней работы фирмы.
Бухгалтерский учет расходов
Как только фирма начинает свою деятельность, у нее появляются все "обычные" расходы - списанные материалы, амортизация, зарплата и т.д. И учитывать их тоже нужно как обычно, то есть показывать на счетах 20, 23, 25, 26, 44. Таким образом, если речь идет о предприятии, которое производит продукцию (выполняет работы), то у него все затраты списываются на счет 20 "Основное производство" или же часть из них - на счет 43 "Готовая продукция". Там эти затраты на конец месяца и останутся - как незавершенное производство или нереализованная готовая продукция. Списываться все эти расходы будут по мере продажи продукции в следующих периодах. Исключение составляют счет 26 "Общехозяйственные расходы" и счет 44 "Расходы на продажу". Общехозяйственные расходы фирма может списывать одним из двух способов - либо на счет 20, либо на счет 90, закрепив свой выбор в учетной политике. При первом методе общехозяйственные расходы попадают на счет 20 и включаются в стоимость "незавершенки". А вот у тех фирм, которые решили списывать общехозяйственные расходы на счет 90, в начале деятельности возникает вопрос: можно ли списать данные затраты на дебет счета 90 "Продажи", ведь по кредиту этого счета никаких сумм отражено не будет? Тот же вопрос возникает и с расходами на продажу, накопленными на счете 44. Ведь их также надо списывать на счет 90. Узнать, как быть в этом случае, мы решили у специалистов Минфина России. Там нам сказали, что в принципе списывать в данном случае суммы на счет 90 не запрещается. Но также можно использовать и счет 91. Выбор остается за предприятием. Мы рекомендуем использовать в данном случае счет 91, так как некоторые налоговые инспекторы на местах не принимают Отчет о прибылях и убытках, в котором заполнены строки 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", 030 "Коммерческие расходы", 040 "Управленческие расходы", а по строке 010 "Выручка..." данных нет. Также этот вариант подойдет фирмам, у которых нет остатков незавершенной продукции. Например, в торговых организациях все затраты накапливаются на счете 44 "Расходы на продажу". Понятно, что никакой "незавершенки" у торговой фирмы нет. Поэтому затраты можно списать в конце месяца на счет 91. Исключение - расходы на транспортировку товара. Та сумма транспортных затрат, которая приходится на непроданные товары, в текущем периоде на расходы не списывается.
Пример 1. ЗАО "Вега" зарегистрировалось в марте 2004 г. Организация пока доходов не получила, но уже осуществила следующие расходы: - заработная плата бухгалтера, руководителя и начисленный на эту зарплату ЕСН - 26 000 руб.; - затраты на производство продукции - 40 000 руб.; - арендная плата - 9440 руб. (в том числе НДС - 1440 руб.). Бухгалтер ЗАО "Вега" сделал в учете такие проводки: Дебет 26 Кредит 70 (69) - 26 000 руб. - начислена заработная плата и ЕСН; Дебет 26 Кредит 60 - 8000 руб. (9440 - 1440) - отражена сумма арендной платы за март; Дебет 19 Кредит 60 - 1440 руб. - отражен НДС с арендной платы; Дебет 20 Кредит 02 (10, 70, 69...) - 40 000 руб. - отражены затраты на производство продукции; Дебет 60 Кредит 51 - 9440 руб. - перечислена арендная плата. В учетной политике ЗАО "Вега" записано, что общехозяйственные расходы по окончании месяца списываются со счета 26 на счет 90. Но так как в марте организация выручку не получила, то бухгалтер списал общехозяйственные расходы на счет 91: Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 26 - 34 000 руб. (26 000 + 8000) - списаны общехозяйственные расходы. ЗАО "Вега" получило в марте от арендодателя счет-фактуру. Так как все условия для вычета фирма выполнила, бухгалтер принял НДС в сумме 1440 руб. к вычету. А в учете он сделал следующую запись: Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 1440 руб. - принят к вычету НДС по арендной плате.
Налоговый учет расходов
Конечно, если у фирмы есть "незавершенка", то ее стоимость необходимо учесть не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Однако гл.25 Налогового кодекса РФ устанавливает свой порядок распределения расходов. Если фирма применяет метод начисления, то ей необходимо делить все свои затраты на прямые и косвенные (ст.318 Налогового кодекса РФ). При этом те прямые затраты, которые относятся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, при расчете налога на прибыль не учитываются. Получается, что если фирма ничего не продала, то и никакие прямые расходы учесть нельзя. Что же касается косвенных расходов, то они к полученной выручке никак не привязаны и в полном объеме учитываются в текущем периоде (п.2 ст.318 Налогового кодекса РФ). Таким образом, по итогам отчетного периода у фирмы возникнет убыток на сумму косвенных расходов. Ну а если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, то у нее все оплаченные расходы учитываются в текущем периоде и формируют убыток. Отметим, что если организация получит убыток по итогам года, то его необходимо списывать в особом порядке, предусмотренном п.2 ст.283 Налогового кодекса РФ. А именно: ежегодно можно списывать сумму убытка, которая не превышает 30 процентов от налоговой базы. Причем делать это можно только в течение десяти лет. Если за этот срок организация не успеет списать весь убыток, то несписанный остаток уже нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Обратим внимание: на сегодня изложенный подход к налоговому учету расходов у новых фирм полностью поддерживают специалисты МНС России. Между тем раньше налоговики высказывали мнение, что пока нет доходов, никакие расходы, в том числе и косвенные, при расчете налога на прибыль учесть нельзя (Письмо МНС России от 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088).
Если фирма ведет подготовительные работы
У производственных предприятий бывают затраты на подготовку и освоение производства. То есть фирма пока ничего не выпускает, а только готовится к производственной деятельности. В бухгалтерском учете такие расходы учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". Причем в данном случае фирма сама решает, что относить к затратам на подготовительные работы. Это регулируется внутренними документами предприятия. Относить расходы будущих периодов на себестоимость продукции фирма будет с того момента, когда начнет получать доходы по новой деятельности. При этом руководитель фирмы должен издать приказ, в котором он установит срок списания таких затрат и метод списания - равномерно или пропорционально какому-нибудь показателю. Что же касается общехозяйственных расходов, то они учитываются точно так же, как и в предыдущем случае. То есть те фирмы, которые согласно учетной политике списывают общехозяйственные расходы по окончании месяца со счета 26 на счет 20, формируют незавершенное производство. Ну а если учетной политикой закреплено, что суммы со счета 26 в конце месяца относятся на счет 90, то согласно рекомендациям Минфина России бухгалтер вправе списать эти расходы на счет 91. В налоговом учете расходы на освоение и подготовку новых производств считаются прочими (пп.34 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). А значит, вся их сумма относится к косвенным расходам и списывается в текущем периоде, формируя убыток.
Пример 2. ОАО "Металлургический комбинат" зарегистрировано в апреле 2004 г. В этом месяце предприятие не начало выпуска продукции, но произвело следующие расходы: - зарплата управленческого и административного персонала (с начисленным на эту зарплату ЕСН) - 50 000 руб.; - зарплата рабочих, задействованных в испытании нового производства, и начисленный на нее ЕСН - 40 000 руб.; - материалы, израсходованные на испытание нового производства, - 60 000 руб.; - амортизация нового оборудования, на котором проводили испытания, а также амортизация здания цеха, в котором эти испытания проходили, - 10 000 руб.; - амортизация офисного здания - 5000 руб. Согласно приказу руководителя ОАО "Металлургический комбинат" расходы в сумме 110 000 руб. (40 000 + 60 000 + 10 000) отнесены к расходам на освоение производства. Эти расходы будут списываться равномерно в течение 12 месяцев начиная с месяца, в котором будет получена первая выручка от нового производства. Учетной политикой фирмы закреплено, что общехозяйственные расходы в конце месяца списываются со счета 26 на счет 90. Но так как в апреле 2004 г. ОАО "Металлургический комбинат" никаких доходов не получило, то бухгалтер списал общехозяйственные расходы апреля на счет 91. В апреле 2004 г. в бухгалтерском учете ОАО "Металлургический комбинат" были сделаны следующие проводки: Дебет 97 Кредит 10 - 60 000 руб. - списана стоимость материалов; Дебет 97 Кредит 02 - 10 000 руб. - начислена амортизация по производственному оборудованию и зданию цеха; Дебет 97 Кредит 70 (69) - 40 000 руб. - начислены зарплата рабочим и ЕСН; Дебет 26 Кредит 02 - 5000 руб. - начислена амортизация офисного здания; Дебет 26 Кредит 70 (69) - 50 000 руб. - начислена зарплата управленческого и административного персонала, а также ЕСН с этой заработной платы; Дебет 91 Кредит 26 - 55 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы. В налоговом учете ОАО "Металлургический комбинат" всю сумму расходов - 165 000 руб. (60 000 + 10 000 + 40 000 + 5000 + 50 000) - учло в апреле 2004 г.
Как учитываются расходы в новых фирмах
—————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | ———————————————————————————————¬ | | ——————+ Фирма ведет деятельность +——————¬ | | | L——————————————————————————————— | | | | | | | | | | | —————————+————————————————————¬ ———————————————————+—————————¬ | | | Бухгалтерский учет | | Налоговый учет | | | L——————T————————————————T—————— L——————T———————————————T—————— | | | | | | | | ———————+———————¬ ———————+——————¬ ————————+——————¬ ———————+—————¬ | | |Стоимость | |Расходы со | |Косвенные | |Прямые | | | |незавершенного| |счета 26 | |расходы | |расходы не | | | |производства | |списываются | |полностью | |списываются | | | |и готовой | |на счет 20 | |списываются в | |в текущем | | | |продукции в | |или 91. | |текущем | |периоде | | | |текущем | |Расходы со | |периоде | | | | | |периоде не | |счета 44 — на| | | | | | | |списывается | |счет 91. Если| | | | | | | |(остатки на | |у фирмы | | | | | | | |счетах 20 | |нет "незавер—| | | | | | | |и 43) | |шенки", то | | | | | | | | | |все расходы | | | | | | | | | |списываются | | | | | | | | | |на счет 91 | | | | | | | L——————————————— L—————————————— L——————————————— L————————————— | L————————————————————————————————————————————————————————————————————— ——————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | ———————————————————————————————————————————————¬ | | ———+ Фирма осуществляет подготовительные работы +——¬ | | | L——————————————————————————————————————————————— | | | | | | | ————+——————————————————————¬ —————————————————————+————¬ | | | Бухгалтерский учет | | Налоговый учет | | | L—————————————T————————————— L———————————T—————————————— | | | | | | ——————————————+————————————¬ —————————————+—————————————¬ | | | Подготовительные расходы | |Расходы включаются в | | | | учитываются на счете 97. | |состав прочих расходов и | | | | Остальные списываются | |полностью учитываются | | | | на счет 91 | |в текущем периоде | | | L——————————————————————————— L——————————————————————————— | L—————————————————————————————————————————————————————————————————— Н.В.Белова Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 28.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |