Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Основные средства стоимостью до 10 000 рублей - сложные моменты ("Главбух", 2004, N 9)



"Главбух", N 9, 2004

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СТОИМОСТЬЮ ДО 10 000 РУБЛЕЙ - СЛОЖНЫЕ МОМЕНТЫ

В каждой организации есть имущество, которое стоит не больше 10 000 руб.: мебель, компьютеры, оргтехника и т.п. И в бухгалтерском, и в налоговом учете стоимость такого имущества не амортизируется, а сразу списывается на расходы. И именно эта особенность создает множество проблем и вызывает вопросы. Например, неясно, нужно ли документально оформлять поступление и наличие "малоценных" основных средств, если они списываются сразу? Как учесть расходы по ремонту или модернизации списанного имущества? Следует ли перевести основное средство в состав амортизируемого имущества, если в результате модернизации его стоимость превысила 10 000 руб.?

Эта статья поможет разобраться во всех сложных ситуациях. Нам удалось получить разъяснения по спорным вопросам в Минфине и МНС. И вы найдете здесь советы, как, соблюдая выгоду предприятия, избежать споров с налоговыми органами.

Оформляем поступление основных средств

стоимостью до 10 000 рублей

Несмотря на то что стоимость "малоценных" основных средств списывается сразу, оформить эти объекты нужно по всем правилам: заполнить акт о приеме-передаче по форме N ОС-1, а также завести инвентарную карточку N ОС-6. И только после того, как объект будет введен в эксплуатацию, его стоимость можно учесть в составе расходов организации. В налоговом учете это позволяет сделать пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ, а в бухгалтерском учете - п.18 ПБУ 6/01.

У многих бухгалтеров при этом возникает вопрос, как правильно сделать проводку: списать стоимость имущества на расходы со счета 01 "Основные средства" или же начислить 100-процентную амортизацию на счет 02 "Амортизация основных средств"? Минфин России в Письме от 18 октября 2002 г. N 16-00-14/403 рекомендует отражать списание так:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 01

- стоимость основного средства списана на расходы.

И это мнение обоснованно. Ведь имущество стоимостью до 10 000 руб. не амортизируется. Это следует из п.18 ПБУ 6/01.

Однако, несмотря на то что стоимость имущества на счете 01 числиться не будет, бухгалтеру необходимо организовать контроль за использованием списанных "малоценных" основных средств. Этого требует уже упомянутый п.18 ПБУ 6/01. А используется здесь все та же инвентарная карточка по форме N ОС-6. Кроме того, если есть необходимость отслеживать стоимость "малоценного" имущества, то это можно делать на отдельном забалансовом счете.

Как учесть затраты на ремонт "малоценного" основного средства

Так как вся стоимость "малоценного" имущества списывается сразу, у некоторых бухгалтеров возникают сомнения: можно ли списывать на расходы ремонт объекта, который в учете не числится? Ответ на этот вопрос положительный. Рассмотрим подробнее, как эти затраты учитывать в зависимости от того, создает фирма резерв на ремонт основных средств или нет.

У организации нет резерва под ремонт

В бухгалтерском учете ПБУ 10/99 "Расходы организации" не запрещает учитывать затраты на ремонт по объектам, стоимость которых уже списана. Причем ремонт относится к расходам по обычным видам деятельности (п.7 ПБУ 10/99). А следовательно, его стоимость списывается в дебет счетов 20, 25, 26 или 44. Это зависит от того, какой деятельностью занимается организация и каково назначение имущества.

Что же касается налогового учета, то там расходы на ремонт позволяет учесть пп.2 п.1 ст.253 и п.1 ст.260 Налогового кодекса РФ. При этом никаких ограничений для "малоценных" основных средств не установлено. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты МНС России в ответах на частные запросы. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.

Пример 1. В марте 2004 г. в ООО "Радуга" отремонтировали принтер. Он был куплен и введен в эксплуатацию в 2003 г. Первоначальная стоимость принтера составила 6000 руб., поэтому бухгалтер организации сразу учел ее в составе общехозяйственных расходов. Ремонт принтера произвела сторонняя организация. За это ей заплатили 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.). В учете ООО "Радуга" сделаны такие проводки:

Дебет 26 Кредит 60

- 2000 руб. (2360 - 360) - отражены расходы по ремонту принтера;

Дебет 19 Кредит 60

- 360 руб. - учтен НДС по ремонтным работам;

Дебет 60 Кредит 51

- 2360 руб. - оплачены расходы по ремонту принтера;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 360 руб. - принят к вычету НДС по ремонтным работам.

В налоговом учете бухгалтер ООО "Радуга" включил стоимость ремонта в сумме 2000 руб. в состав мартовских расходов.

Фирма создает резерв под расходы на ремонт основных средств

Начнем с налогового учета. Порядок создания резерва закреплен в ст.324 Налогового кодекса РФ. И в этой же статье сказано, что отчисления в данный резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех амортизируемых основных средств. А согласно п.1 ст.256 Налогового кодекса РФ, основные средства стоимостью до 10 000 руб. не считаются амортизируемыми. Следовательно, стоимость ремонта таких объектов надо списывать не за счет резерва, а относить на прочие расходы. Это нам подтвердили и в МНС России.

В бухгалтерском учете аналогичного ограничения нет. И расходы на ремонт "малоценного" имущества можно покрыть за счет резерва. Это следует из п.69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н. Однако в Минфине России нам разъяснили, что организация вправе создавать резерв не под все основные средства, а, например, только под дорогостоящие. Но это необходимо прописать в учетной политике. В таком случае расходы на ремонт дешевого имущества будут списываться не за счет резерва, а на расходы, так же как и в налоговом учете.

Модернизация основных средств стоимостью до 10 000 рублей

По общему правилу расходы на модернизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Это сказано в п.14 ПБУ 6/01 и в п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ.

А вот куда отнести затраты на модернизацию "малоценного" имущества, первоначальная стоимость которого уже списана? Ответа на этот вопрос нет ни в ПБУ 6/01, ни в Налоговом кодексе РФ, поэтому мы обратились за разъяснениями к чиновникам. С учетом рекомендаций, которые мы получили в Минфине России и в МНС России, рассмотрим, как действовать в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

В Департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России нам предложили такой подход к проблеме отражения модернизации в бухучете.

По общему правилу расходы на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Однако у объекта стоимостью до 10 000 руб. первоначальная стоимость уже была списана на счета затрат со счета 01 и на балансе не числится. Поэтому для расчета ее принимают равной нулю.

В итоге если стоимость модернизации не превышает 10 000 руб., то ее можно списать на расходы сразу, так как в этом случае восстановительная стоимость объекта не превысит 10 000 руб.

Ну а если модернизация обошлась фирме более чем в 10 000 руб., то эту сумму необходимо амортизировать. При этом делают такие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

- отражены расходы на модернизацию основного средства;

Дебет 01 Кредит 08

- увеличена первоначальная стоимость объекта на стоимость модернизации.

А срок, в течение которого будет начисляться амортизация, фирма устанавливает самостоятельно (п.20 ПБУ 6/01).

Пример 2. В январе 2003 г. ООО "Аврора" купило и ввело в эксплуатацию сервер. Первоначальная стоимость сервера составила 9000 руб. Поэтому бухгалтер организации включил его стоимость в состав январских расходов.

В марте 2004 г. ООО "Аврора" модернизировало сервер, установив процессор более высокой мощности. Модернизацию проводила специализированная фирма. За ее работу (с учетом стоимости новой детали) ООО "Аврора" заплатило 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.).

Первоначальная стоимость сервера в бухгалтерском учете будет равна сумме затрат на его модернизацию, то есть 15 000 руб. (17 700 - 2700). Поэтому бухгалтер ООО "Аврора" включил сервер в состав амортизируемого имущества. В бухгалтерском учете организации установили, что срок полезного использования сервера равен 46 месяцам - с апреля 2003 г. по январь 2007 г. включительно. Амортизацию решили начислять линейным способом.

В бухгалтерском учете ООО "Аврора" ввод в эксплуатацию и модернизация сервера отражены такими проводками.

В январе 2003 г.:

Дебет 01 Кредит 08

- 9000 руб. - введен в эксплуатацию сервер;

Дебет 26 Кредит 01

- 9000 руб. - списана первоначальная стоимость сервера на общехозяйственные расходы.

В марте 2004 г.:

Дебет 08 Кредит 60

- 15 000 руб. (17 700 - 2700) - отражены затраты на модернизацию сервера;

Дебет 19 Кредит 60

- 2700 руб. - учтен "входной" НДС;

Дебет 60 Кредит 51

- 17 700 руб. - оплачена модернизация сервера;

Дебет 01 Кредит 08

- 15 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость сервера на сумму затрат по модернизации;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2700 руб. - принят к вычету "входной" НДС.

Ежемесячно с апреля 2004 г. по январь 2007 г. включительно:

Дебет 26 Кредит 02

- 326,09 руб. (15 000 руб. : 46 мес.) - начислена амортизация по серверу исходя из его остаточной стоимости, равной затратам на модернизацию.

Как видим, при таком подходе сумма модернизации, отраженная на счете 01, будет облагаться налогом на имущество. А это фирме невыгодно. К тому же специалисты Минфина России предлагают увеличить ту первоначальную стоимость, которая уже не числится на балансе.

Но, как мы уже сказали, данная ситуация не прописана законодательно. Если организация решится списать расходы на модернизацию сразу, независимо от их величины, то, скорее всего, такую точку зрения придется отстаивать в суде. Ведь при проверке налога на имущество инспекторы, как правило, обращают пристальное внимание на модернизацию основных средств.

Поэтому если расходы не слишком значительны, то стоит поступить так, как нам посоветовали в Минфине России. К тому же предприятию предоставлено право самостоятельно утвердить срок, в течение которого будет начисляться амортизация. И его можно установить минимальным.

Налоговый учет

В Департаменте налогообложения прибыли МНС России мы получили следующие разъяснения.

Расходы на модернизацию надо сложить с первоначальной стоимостью основного средства (п.2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). При этом то, что она уже списана на расходы, по мнению налоговиков, значения не имеет. И если полученный результат окажется меньше 10 000 руб., то стоимость модернизации можно смело списывать на расходы.

Если же итог превысил 10 000 руб., то фирма обязана амортизировать данный объект. И, естественно, так как первоначальная стоимость уже списана на затраты, амортизируются только расходы на модернизацию. При этом срок устанавливается исходя из Классификации основных средств и с учетом того времени, которое объект уже прослужил.

Изложенный подход - мнение налоговиков. С ним можно поспорить. Обратимся к той же ст.257 Налогового кодекса РФ. Она называется "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества". Следовательно, к основным средствам стоимостью до 10 000 руб. она не относится. Ведь, как мы уже отмечали, имущество, которое стоит не более 10 000 руб. (без НДС), амортизируемым не считается.

А кроме как в ст.257, в Налоговом кодексе РФ нигде не говорится про учет расходов на модернизацию основных средств. Таким образом, у организаций нет оснований увеличивать первоначальную стоимость "малоценного" имущества на затраты по модернизации.

Отметим, что ст.270 Кодекса не запрещает фирмам уменьшать налогооблагаемую прибыль на стоимость модернизации "малоценных" основных средств. А потому, если данные расходы обоснованны и документально подтверждены согласно ст.252 Налогового кодекса РФ, их можно включить в прочие расходы при расчете налога на прибыль.

Понятно, что, поступив таким образом, организация наверняка будет втянута в спор с налоговой инспекцией. К сожалению, арбитражная практика по этому вопросу пока не сложилась.

Поэтому модернизация основных средств стоимостью до 10 000 руб. - это проблемная ситуация, которую лучше избегать. Это можно сделать, оформив документы таким образом, чтобы проведенные работы считались ремонтом, а не модернизацией. Тогда расходы можно будет сразу и в полной сумме учесть при налогообложении прибыли, а также в бухгалтерском учете.

А.И.Санина

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

28.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 28.04.2004> ("Главбух", 2004, N 9) >
Статья: Как учитывать расходы новым фирмам? ("Главбух", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.