|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 28.04.2004> ("Главбух", 2004, N 9)
"Главбух", N 9, 2004
Районные коэффициенты и надбавки к зарплате облагаются налогом на доходы физических лиц (с. 12). Сумму ЕНВД можно уменьшить даже на те пенсионные взносы, что уплачены с опозданием (с. 13). Запрещено перепоручать уплату налогов третьим лицам (с. 14). Неуплата единого налога при "вмененке" и "упрощенке" грозит штрафом (с. 15). Налоговики будут регистрировать больше моделей ККТ (с. 15).
С районных коэффициентов и надбавок к зарплате нужно удерживать НДФЛ
Недавно было обнародовано Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О, который решил, что суммы районных коэффициентов и процентных надбавок нужно включать в налогооблагаемый доход работника и удерживать с них НДФЛ. В своей жалобе, поданной в суд, заявительница настаивала на том, что суммы районных коэффициентов и надбавок представляют собой компенсации за работу в суровых климатических условиях. Причем эти коэффициенты и надбавки установлены законодательно. А именно Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Следовательно, НДФЛ с их сумм удерживать не нужно. Основание - п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ. Однако судьи Конституционного Суда РФ с этим не согласились, указав следующее. В Налоговом кодексе РФ нет понятия "компенсационные выплаты". Поэтому в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ следует обратиться к другим отраслям законодательства. В частности, к Трудовому кодексу РФ. В ст.164 этого документа сказано, что компенсация - это "денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей". Из этого определения суд сделал вывод: компенсации выплачивают лишь когда возмещают работнику конкретные затраты. Скажем, при переезде на работу в другую местность. Районные коэффициенты и надбавки с конкретными расходами никак не связаны. Кроме того, в ст.146 Трудового кодекса РФ прямо говорится: в повышенном размере оплачивается труд людей, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Такими местностями являются районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Здесь оплата труда производится с применением районных коэффициентов и надбавок (ст.315 Трудового кодекса РФ). Таким образом, сумма подобных выплат не что иное, как составная часть зарплаты. Поэтому суммы коэффициентов и надбавок нужно включать в доход работников и удерживать с них НДФЛ.
Пример. ООО "Коралл" осуществляет свою деятельность в районе, где законодательством Российской Федерации установлен районный коэффициент 30 процентов. В апреле 2004 г. сотрудник ООО "Коралл" Петров О.И. выходил на предприятие все рабочие дни. Оклад Петрова составляет 3000 руб. Районный коэффициент к заработной плате в этом случае будет равен: 3000 руб. х 30% = 900 руб. Таким образом, за апрель Петрову нужно выплатить 3900 руб. С этой суммы бухгалтер должен удержать налог на доходы физических лиц. При этом Петрову положен стандартный вычет в сумме 400 руб. Тогда сумма налога такова: (3900 руб. - 400 руб.) х 13% = 455 руб. Допустим, ООО "Коралл" не имеет права пользоваться регрессивной шкалой ставок. Следовательно, общая сумма ЕСН равна: 3900 руб. х 35,6% = 1388,4 руб.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет. Налоги. Право" N 15, 2004.
ЕНВД уменьшают суммы пенсионных взносов, даже перечисленных с опозданием
Взносы на обязательное пенсионное страхование, которые были начислены в 2002 г., но уплачены уже в 2003 г., могут уменьшить ЕНВД за 2002 г. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 8 апреля 2004 г. N 92-О. В ст.346.32 Налогового кодекса РФ сказано, что "сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,.. уплаченных за этот же период времени...". Именно на основании этой формулировки налоговая инспекция отказала предпринимателю в праве уменьшить сумму ЕНВД за 2002 г. на величину пенсионных взносов, которые начислены за этот же период, но уплачены уже в следующем году. В результате предприниматель обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ. В своем вердикте судьи указали, что возможность уменьшить сумму ЕНВД закон связывает не с тем периодом, когда пенсионные взносы фактически перечислены, а с тем, за который эти взносы рассчитаны и уплачены. Другими словами, если уплаченные в 2003 г. взносы относятся к 2002 г., то их сумму можно смело вычесть из ЕНВД за 2002 г. Кроме того, суд отметил, что иное толкование данной нормы Кодекса поставило бы в неравные условия фирмы, которые уплатили исчисленные за 2002 г. страховые взносы в 2003 г., по сравнению с организациями, перечислившими взносы за 2002 г. в том же 2002 г. Очевидно, что данный подход можно использовать и говоря о будущих налоговых периодах. Напомним: налоговый период по ЕНВД - квартал. А заплатить этот налог нужно не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала. То есть если по каким-то причинам пенсионные взносы, начисленные, скажем, за I квартал, вы перечислите позже, то на их сумму все равно можно уменьшить ЕНВД этого квартала. Но право такое возникнет только в тот момент, когда взносы будут фактически уплачены в Пенсионный фонд РФ. И если это случится уже после сдачи декларации по единому налогу, вам придется подать уточненную декларацию. При этом помните: взносы на обязательное пенсионное страхование могут уменьшить вмененный налог максимум на 50 процентов.
Пример. В г. Реутове Московской области, где работает меховое ателье "Сюзон", оказание бытовых услуг населению облагается единым налогом на вмененный доход. А базовая доходность на одного человека - 5000 руб. в месяц. Корректирующий коэффициент К2 для организаций, которые шьют меховые изделия, - 0,8 (Закон Московской области от 27 ноября 2002 г. N 136/2002-ОЗ). Значение коэффициента К3 в 2004 г. равно 1,133. В январе, феврале и марте 2004 г. в "Сюзон" работали 18 человек. Все они шьют и ремонтируют меховую верхнюю одежду. Вмененный доход ателье в I квартале 2004 г. будет равен: (18 чел. х 5000 руб. х 0,8 х 1,133) х 3 мес. = 244 728 руб. То есть сумма единого налога на вмененный доход в I квартале 2004 г. составит 36 709 руб. (244 728 руб. х 15%). За I квартал 2004 г. сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников "Сюзон" равна 21 000 руб. Эта сумма была перечислена 15 апреля 2004 г. Несмотря на то что взносы были уплачены уже после окончания квартала, на их сумму можно уменьшить ЕНВД за I квартал на 18 355 руб. (36 709 руб. х 50%). То есть сумма вмененного налога к уплате по итогам квартала составит: 36 709 руб. - 18 355 руб. = 18 354 руб.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 92-О опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 16, 2004.
Поручить уплату налогов третьим лицам нельзя
Конституционный Суд РФ указал на то, что налогоплательщики и налоговые агенты не вправе поручить перечисление налогов в бюджет третьим лицам. Таково Определение суда от 22 января 2004 г. N 41-О. Проблема возникла из-за того, что зачастую предприятия перепоручают уплату налогов своим должникам, которые таким образом рассчитываются за приобретенные товары, работы или услуги. Чиновники же такие платежи не засчитывают, ссылаясь на п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что каждый должен "самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога". Конституционный Суд РФ поддержал налоговиков. Он указал: чтобы перечислить налог, нужно самостоятельно подписать платежные документы, а затем перевести деньги со своего банковского счета или внести наличными из своей же кассы. Перепоручить это нельзя даже законным или уполномоченным представителям. Все сказанное в равной мере относится и к налоговым агентам. Налоги, удержанные из доходов налогоплательщиков, агент обязан направить в бюджет со своего счета в банке или из своей кассы. Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 41-О опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет. Налоги. Право" N 14, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 9, 2004.
За неуплату ЕНВД и единого налога упрощенной системы будут штрафовать
МНС России разъяснило, что неуплата или неполная уплата единого налога при "вмененке" и "упрощенке" карается штрафами по ст.122 Налогового кодекса РФ (Письмо от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99). Такие разъяснения понадобились из-за того, что эти налоги не указаны в ст.ст.19 - 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также в ст.ст.13 - 15 Налогового кодекса РФ. Получается, что можно вообще не платить ЕНВД или единый налог упрощенной системы, поскольку они взимаются вразрез с Законом и Кодексом? МНС России возражает: в ст.18 Закона N 2118-1 сказано, что актами законодательства могут предусматриваться специальные режимы, когда несколько налогов заменяется одним. Именно такими налогами и являются единый налог при "упрощенке", ЕНВД, а также единый сельскохозяйственный налог. Об этом прямо сказано в ст.ст.346.11, 346.26 и 346.1 Налогового кодекса РФ. Таким образом, за неуплату этих налогов предприятиям придется платить штрафы на общих основаниях. Напомним, что по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ такой штраф составляет 20 процентов от недоимки. А если чиновники докажут, что налог не платили умышленно, фирму оштрафуют на 40 процентов от неперечисленной суммы (п.3 ст.122 Налогового кодекса РФ). Письмо МНС России от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет. Налоги. Право" N 17, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 9, 2004.
МНС России дополнило перечень разрешенной к использованию ККТ
Налоговое ведомство разрешило инспекциям регистрировать новые модели контрольно-кассовой техники (Письмо МНС России от 10 марта 2004 г. N 33-0-11/197@). Напомним, что по ст.3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ организации могут применять только ту кассовую технику, которая включена в соответствующий Государственный реестр. Прежде этот реестр вела Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ (ГМЭК). Вместе с тем в п.2 ст.3 Закона N 54-ФЗ сказано, что Госреестр ККТ должен вести федеральный орган исполнительной власти, который определит Правительство РФ. Такой орган до сих пор не определен. Поэтому ГМЭК вплоть до последнего времени (эта комиссия упразднена Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. N 215) продолжала пополнять Госреестр. Разумеется, это делалось без каких-либо законных полномочий. В результате и чиновники, и предприятия оказались в затруднительном положении. Ведь из-за нерасторопности Правительства РФ стало абсолютно неясно, какие кассовые аппараты можно регистрировать и использовать в работе. Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, МНС России как ведомство, контролирующее применение ККТ, начало периодически издавать письма с указаниями, какие кассовые аппараты подлежат регистрации в налоговых инспекциях. Так, Письмом от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@ налоговики разрешили регистрировать все машины, которые ГМЭК внесла в Госреестр до 27 июня 2003 г. (в этот день вступил в силу Закон N 54-ФЗ). Затем МНС России расширило перечень регистрируемых кассовых аппаратов, включив в него технику, упомянутую в разд.II Протокола заседания ГМЭК от 12 сентября 2003 г. N 3/75-2003 (Письмо МНС России от 6 февраля 2004 г. N 33-0-11/105). И вот теперь налоговое ведомство разрешило регистрировать те кассы, которые ГМЭК включила в Госреестр в конце 2003 г. (Протокол заседания ГМЭК от 18 декабря 2003 г. N 4/76-2003). Перечислим эти кассовые аппараты: АЗИМУТ-EPSON TM-U950 РК (версии 01, 02), АМС-100К (версии 01, 02), ЛАДОГА-К (версия 01), ПРИМ-09ТК (версия 01), ПРИМ-21К (версии 01, 02), ШТРИХ-950К (версия 01), ШТРИХ-ФР-К (версия 01), ЭКР 2102К (версии 01, 02, 03, 04, 05), ЭКР 3102К (версии 01, 02), ЭКР 3102.3К (версия 01), ЭЛВЕС-ФР-К (версия 01), BEETLE-K (версии 01, 02, 03), KRYSTАLGATE PCR IK-02K (версия 01), POSprint FP410K (версия 01). С учетом этих изменений в рубрике "Справочная информация" этого номера журнала "Главбух" мы опубликовали обновленный список моделей ККТ, которые регистрирует МНС России. Кроме того, как нам сообщили в МНС России, буквально на днях в этот перечень должны быть внесены изменения - добавятся новые модели кассовых аппаратов, разрешенные к использованию. Как только это произойдет, мы опубликуем список новых моделей. Письмо МНС России от 10 марта 2004 г. N 33-0-11/197@ опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет. Налоги. Право" N 15, 2004.
Подписано в печать 28.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |