![]() |
| ![]() |
|
Статья: Образовательные учреждения: льгота по налогу на имущество на объекты жилищного фонда ("Финансовая газета", 2004, N 18)
"Финансовая газета", N 18, 2004
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: ЛЬГОТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО НА ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена гл.30 "Налог на имущество организаций". В связи с этим с 2004 г. перестали действовать нормы Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". У ряда образовательных учреждений имеются на балансе объекты жилищно-коммунальной сферы. В соответствии с п."а" ст.5 Закона N 2030-1 стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшалась на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика. Более подробную расшифровку давал пп."а" п.6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33, согласно которому к объектам жилищно-коммунальной сферы относились жилой фонд, гостиницы (без туристических), дома и общежития для приезжих. С 2004 г. в соответствии с п.6 ст.381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Что касается состава объектов жилищно-коммунальной сферы, то он по сравнению с Инструкцией N 33 не изменился. Такой вывод можно сделать из Письма УМНС по Московской области от 15.01.2004 N 03-16/24435/А627. В 2004 г. необходимо обратить внимание на то, что льгота в значительной степени сузилась. Если ранее льгота распространялась на любой жилой фонд, то теперь только на тот, который хотя бы частично финансируется за счет определенных бюджетных средств. Кроме того, льгота распространяется на организации, финансируемые только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Таким образом, при строгом следовании нормам ст.381 НК РФ льготы у образовательных учреждений, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, не возникает. Возникает вопрос, почему же законодатель лишил льготы по жилищному фонду образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета. Возможно, это объясняется попыткой увеличить региональные бюджеты за счет федерального. Такое решение законодателя, ориентированное на пополнение региональных бюджетов за счет налога на имущество студенческих общежитий, представляется, по меньшей мере, спорным. Обратимся к положениям действующего Закона Российской Федерации "Об образовании", в п.3 ст.40 которого установлено, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Учитывая, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке положения закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения, с начала действия гл.30 "Налог на имущество организаций" части второй НК РФ указанная в ст.40 Закона "Об образовании" норма действовать перестала. Таким образом, Закон "Об образовании" с 2004 г. в части налога на имущество никак не влияет на порядок налогообложения образовательных учреждений. В Москве, где сосредоточена большая часть образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, ситуация облегчается льготой, которую получили все организации г. Москвы в части стоимости находящихся на их балансе объектов жилищного фонда (п.10 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций"). Однако ряд крупных образовательных учреждений, находящихся на территории г. Москвы, финансируемых из федерального бюджета, имеют обособленные подразделения на территории других субъектов Российской Федерации. Если эти подразделения имеют отдельный баланс, то они должны уплачивать налог на имущество по объектам жилищного фонда исходя из налоговой ставки и наличия или отсутствия льгот в соответствующем регионе.
Ю.Донин Налоговый консультант Подписано в печать 28.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |