|
|
Статья: Единый социальный налог в 2005 году ("Все о налогах", 2004, N 6)
"Все о налогах", N 6, 2004
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ В 2005 ГОДУ
В 2002 г. в России началась радикальная пенсионная реформа. Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Порядок финансирования этих частей, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете регламентируются Федеральным законом от 5.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Размер базовой части трудовой пенсии установлен в п.1 ст.14 Закона N 173-ФЗ в сумме 450 руб. в месяц. Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц (п.8 ст.14). Установление накопительной части трудовой пенсии согласно п.3 ст.6 Закона N 173-ФЗ осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости (ст.9 Закона N 167-ФЗ). Пунктом 3 ст.9 Закона N 167-ФЗ определены источники финансирования частей трудовой пенсии: выплата базовой части трудовой пенсии финансируется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов согласно ст.10 Закона N 167-ФЗ являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ. В соответствии со ст.22 Закона N 167-ФЗ для лиц 1967 года рождения и моложе применяются определенные ставки: так, для налоговой базы до 100 тыс. руб. финансирование страховой и накопительной частей осуществляется в размере соответственно 8 и 6%. Статья же 33 Закона ввела переходные положения, где на 2002 - 2005 гг. ставки составляют также в сумме 14%, но их соотношение по годам иное: 2002 - 2003 гг. - 11 и 3%; 2004 г. - 10 и 4%; 2005 г. - 9 и 5%, а далее в соответствии со ст.22. Аналогичная ситуация и со страховыми взносами при начислении страховых взносов при базе, превышающей 100 тыс. руб. Представляется, что пенсионная система создает определенные предпосылки для пенсионного обеспечения граждан среднего и младшего возрастов. Однако для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения это весьма сомнительно. Рассмотрим на примере, какую часть при выходе на пенсию получит женщина 40 лет, т.е. 1964 года рождения за счет накопительной части трудовой пенсии. Условно примем, что ее доходы, облагаемые единым социальным налогом, составляют 10 тыс. руб. в месяц. Соответственно отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии составят 200 руб. в месяц (10 тыс. руб. х 2%). До выхода на пенсию в возрасте 55 лет в накопительной части окажется: 200 руб. х 12 месяцев х 15 лет = 36 тыс. руб. Средний срок жизни женщины в России - 74 года. Определим, какую ежемесячную сумму в течение 19 лет будет составлять накопительная часть пенсии: 36 тыс. руб. : 19 лет : 12 месяцев приблизительно = 160 руб. В данном примере мы исходим из того, что рост доходов и инфляция будут расти одинаковыми темпами. Даже если предположить, что инвестиционный доход составит 10% в год (что маловероятно), то и при этом условии (с учетом сложных процентов) за счет накопительной части можно будет получить сумму порядка 200 руб. в месяц. Очевидно, что эта величина никоим образом не позволит решить проблему получения достойной пенсии даже с учетом базовой и страховой ее частей. Поэтому совершенно непонятно, зачем вводилась накопительная часть для указанной выше категории мужчин и женщин. Учитывая этот момент, а также ряд других обстоятельств, Правительство РФ вышло с проектом внесения существенных изменений в действующую систему пенсионного обеспечения. Эти изменения касаются следующих моментов. В накопительную часть пенсии работодатели будут делать отчисления только для лиц 1967 года рождения и моложе, для мужчин и женщин 1966 года рождения и старше, начиная с 2005 г., отчисления делаться не будут. Что касается тех средств, которые уже попали на их накопительные счета, то, вероятно, они будут переданы в страховую часть. Для этой части работников остается, таким образом, прежний режим расчета пенсии: базовая плюс страховая части пенсии. Что касается лиц 1967 года рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005 - 2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4% от базы для начисления взносов. Начиная с 2008 г., в страховую часть пенсии работодатели будут перечислять 8%, а в накопительную - 6%. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд в размере 14% не изменится. Кроме того, в добровольном порядке работники за счет собственных средств могут перечислять в накопительную часть 4% от своих доходов. При этом предполагается, что передаваемые средства не будут облагаться налогом на доходы физических лиц и бюджет будет дополнительно вкладывать в накопительную часть еще 2% (но не менее 2 тыс. руб. в год). Рассмотрим на примере данную ситуацию для женщины 1970 года рождения. Для упрощения примем, что размер отчислений в накопительную часть составит 6% и расчет начнем с 2005 г. (без учета сумм, уплаченных в 2002 - 2004 гг.). Ее облагаемые доходы в месяц составляют 10 тыс. руб. Тогда за 20-летний период работы в накопительной части пенсии (с условием, что работница доплачивает 4% за счет собственных доходов) окажется 6% за счет работодателя, или 144 тыс. руб.: 600 руб. в месяц х 20 лет х 12 месяцев = 144 тыс. руб. Сумма отчислений в размере 6% за счет собственных средств и доплаты из бюджета также составит 144 тыс. руб. В целом в накопительной части окажется 288 тыс. руб. Исходя из средней продолжительности жизни женщины 74 года, срок дожития составляет 19 лет. Таким образом, пенсия за счет накопительной части составит: 288 тыс. руб. : 19 лет : 12 месяцев = 1263 руб. При этом будем исходить из условий, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счет инвестиционных доходов хотя бы в размере 10%. С учетом этих обстоятельств за счет накопительной части пенсия может составить 1400 руб. Примем, что такая же часть пенсии будет получена за счет страховой части (на это будет влиять еще и общий стаж работы). Кроме того, предположим, что базовая часть пенсии к 2025 г. (момент выхода на пенсию) составит 1 тыс. руб. Тогда общий размер пенсии в месяц составит: 1400 руб. + 1400 руб. + 1000 руб. = 3800 руб. Реальный доход в месяц (за минусом налога на доходы при условии сохранения ставки 13% и без учета стандартных вычетов) равняется 8700 руб. Тогда размер пенсии к среднемесячному доходу составит примерно 44% (3800 руб. : 8700 руб.). Если в странах с развитой рыночной экономикой размер пенсии составляет примерно 70% дохода, то в российской системе ставится задача, по словам министра финансов Алексея Кудрина, добиться пенсий в размере 40 - 50%, а в более отдаленной перспективе 60% доходов. Одной из причин ухода в серые или черные схемы выплат заработной платы является достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на доходы. С учетом ставки единого социального налога (35,6%), налога на доходы физических лиц (13%), страхования от несчастных случаев эта нагрузка достигает 50%. Достаточно долго ведутся дебаты по поводу резкого снижения величины ЕСН. Какова же его оптимальная величина? По мнению Алексея Кудрина, существенного увеличения легализации бизнеса, даже если снизить ЕСН до 20%, быстро не произойдет. Основная легализация уже прошла. Для многих малых предприятий или тех, кто работает по серым схемам, показалось бы недостаточно и такого снижения. Поэтому правительство в своем проекте приняло цифру 26%, в том числе в Фонд социального страхования - 3,2% (в настоящее время действует ставка 4%), в Фонд обязательного медицинского страхования - 2,8% (3,6), в федеральный бюджет - 6% (14), без изменений остается ставка отчислений в Пенсионный фонд - 14%. Известно, что отчисления в федеральный бюджет в составе ЕСН позволяют осуществлять пенсионное обеспечение граждан. Приведет ли это к ухудшению жизни пенсионеров? Ведь достаточно резкое снижение уровня отчислений в федеральный бюджет с 14 до 6% грозит по крайней мере торможением уровня повышения размера пенсий, а возможно, и замораживанием их размера, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции. Для того чтобы не допустить этого, правительство предполагает использовать накопившийся профицит бюджета. Предполагается, что в 2005 г. федеральный бюджет будет дотировать Пенсионный фонд в размере 167 млрд руб. В ближайшие годы такая дотация может вырасти до 360 млрд руб. В результате снижения единого социального налога предприятия и организации получат порядка 280 млрд руб., которые могут быть инвестированы в экономику. Еще одно предложение правительства - предоставление возможности доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения. Известно, что в настоящее время достаточно много предприятий, особенно в легкой, пищевой и других отраслях народного хозяйства, не имеют такой возможности. Действующая и предлагаемая с 2005 г. градации таковы: Действующая градация До 100 тыс. руб. - 35,6% От 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. - 20% От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. - 10% Свыше 600 тыс. руб. - 2% Предлагаемая градация До 300 тыс. руб. - 26% От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. - 10% Свыше 600 тыс. руб. - 2% Предлагаемая градация проще, поскольку состоит из трех позиций вместо четырех в действующей системе. Что касается доходов от 300 до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб., то в этих позициях ничего не меняется, изменения происходят только при уровне доходов до 300 тыс. руб. Сравнительный анализ действующей и предлагаемой градаций позволяет сделать следующий вывод: до уровня доходов в 260 тыс. руб. предприятие получает выгоду от применения новой шкалы. Так, если доходы составляют 100 тыс. руб., то в действующей системе отчисления составят 35,6 тыс. руб., в предлагаемой - 26 тыс. руб., т.е. эффект составит 9,6 тыс. руб., при доходе 200 тыс. руб. эффект составит 3600 руб. (35,6 тыс. руб. + 20 тыс. руб. - 52 тыс. руб.). Если же доходы превышают 260 тыс. руб., то предприятие получает убыток от применения новой шкалы. Так, при доходе 300 тыс. руб. в действующей системе необходимо уплатить налог 75,6 тыс. руб. (35,6 тыс. руб. + 40 тыс. руб.). В предлагаемой градации уплата составит 78 тыс. руб. (300 тыс. руб. х 26%). От применения новой шкалы убыток составил 2,4 тыс. руб. Таким образом, предлагаемая градация ориентирована на категорию работников, получающих ежемесячные доходы в размере 10 - 20 тыс. руб. Приведенные выше основные изменения в действующую систему ЕСН внесены в законопроект, утверждение которого Государственной Думой ожидается до окончания летней сессии.
Ю.Л.Донин К. э. н., налоговый консультант ООО "ПРОФИТ-Аудиторская фирма" Подписано в печать 27.04.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |