|
|
Интервью: В.М. Акимова: "В 2005 году должны появиться новые формы деклараций - 3-НДФЛ и 4-НДФЛ" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 10)
"Российский налоговый курьер", N 10, 2004
В.М. АКИМОВА: "В 2005 ГОДУ ДОЛЖНЫ ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЕ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИЙ - 3-НДФЛ И 4-НДФЛ"
В прошлом месяце МНС России утвердило новую форму налоговой карточки по НДФЛ <*>. Как рассказала в интервью нашему журналу руководитель Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц Валентина Михайловна Акимова, до конца года существенные изменения претерпят и другие формы отчетности по доходам физических лиц.
————————————————————————————————
<*> На момент подписания номера в печать Приказ МНС России от 15.04.2004 N САЭ-3-04/249 об утверждении формы налоговой карточки находился на регистрации в Минюсте России. - Прим. ред.
- Валентина Михайловна, наш первый вопрос к Вам, конечно же, будет по налоговой карточке. Как известно, министерство разрабатывало ее довольно долго - более года. Что в ней появилось нового по сравнению с прежней формой? - Основная идея новой формы 1-НДФЛ, как, впрочем, и всех обновленных форм налоговой отчетности, заключается в том, чтобы карточка была универсальной. И, если хотите, устойчивой к законодательным изменениям. Чтобы в случае, например, изменения ставки налога или налоговой базы налоговым агентам и налогоплательщикам не пришлось бы привыкать к новым формам, а достаточно было просто изучить порядок их заполнения. Новая форма карточки по НДФЛ стала многофункциональной. Она предназначена как для ведения организацией учета данных о выплаченных доходах и удержанного налога, так и для представления сведений в налоговые органы. Таким образом, мы перешли от двух форм - 1-НДФЛ и 2-НДФЛ - к одной. Это позволит организациям сэкономить время и деньги. Ведь теперь им не придется вести два отчетных регистра: собственного учета и для представления сведений в налоговые органы. Существенные изменения внесены и в структуру налоговой карточки. Из разд.3 за 2003 г. мы убрали учет выплат, облагаемых по ставке 13 процентов. В новой карточке эти выплаты нужно показывать в разд.6. Для учета всех остальных видов доходов, облагаемых по ставкам 6, 30 и 35 процентов, предусмотрен разд.5 новой формы 1-НДФЛ.
В этих двух разделах мы постарались приблизить налоговый учет доходов и удержанного НДФЛ к бухгалтерскому. Ведь новая форма предназначена для налогового учета, а выплаты физическим лицам организация учитывает на основании первичных документов и регистров бухучета. Кроме того, по одним видам дохода определение налоговой базы ведется по кассовому методу, а по другим, например по зарплате, используется метод начисления. Теперь в разд.5 и 6 суммы исчисленного налога привязаны к конкретным датам начисления и фактического получения дохода. Также в карточку введен разд.7 "Сведения об исполнении обязанности по уплате налога по ставке (6, 13, 30, 35%) в текущем налоговом периоде". В нем организация должна отражать дату выплаты дохода и фактического удержания налога. Это поможет инспекциям оперативно снимать вопросы тогда, когда налоговый агент по каким-либо причинам не может удержать НДФЛ у источника выплаты. В этих случаях налоговый орган направляет всем работающим гражданам уведомления об уплате налога. Не секрет, что многие из них недоумевают, почему им приходят такие уведомления. Обратившись к разд.7, налоговый инспектор сможет дать разъяснения по этому поводу. - НДФЛ - один из самых непростых налогов, в том числе с точки зрения заполнения форм отчетности. Готовит ли МНС России в помощь налогоплательщикам программный продукт по новой налоговой карточке? - Мы уже его разработали в процессе подготовки новой формы. Он будет размещен на нашем сайте www.nalog.ru сразу после того, как приказ об утверждении налоговой карточки пройдет процедуру регистрации в Минюсте. - МНС России Приказом от 14.04.2004 N САЭ-3-04/284@ отменило Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц". Будет ли разработан документ вместо этой методички? - Отмена этой методички связана с тем, что она устарела, так как в последнее время в гл.23 Кодекса было внесено много изменений. Взамен отмененного документа в инспекции будут высланы методические указания исключительно для налоговых органов. Также разрабатываем для налоговых органов рекомендации по камеральным проверкам декларации по НДФЛ, в которых будут учтены все спорные вопросы и претензии налогоплательщиков. Кроме того, мы планируем разработать для налогоплательщиков рекомендации по применению гл.23. Как показывает практика, многие граждане еще плохо ориентируются в законодательстве. - Давайте поговорим о других формах отчетности. Каких изменений и когда можно ожидать? - Мы рассчитываем, что в 2005 г. должны появиться новые формы деклараций - 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Они уже разработаны и направлены на согласование в Минфин России. Новшества в форме 3-НДФЛ связаны с общим подходом к формированию отчетности, которую налогоплательщики должны представлять в налоговые органы. Сама декларация - это титульный лист, в котором приведены основные персональные данные налогоплательщика, и сводные листы расчета налога, уплачиваемого по итогам года. Кроме того, декларация по форме 3-НДФЛ будет предназначена как для резидентов, так и для нерезидентов. - А формы 4-НДФЛ не будет совсем? - Нет, эта форма останется, но приобретет новый смысл. Она будет предназначена для индивидуальных предпринимателей, которые заявляют свой предполагаемый доход в начале года и перечисляют авансовые платежи по налогу. Например, если гражданин в 2005 г. изъявит желание заниматься предпринимательской деятельностью, то он должен будет подать форму 4-НДФЛ. В этой форме ему нужно указать только два показателя: предполагаемый доход и суммы вычетов. Налог будет начислять налоговый орган, выписывая ему затем уведомление на перечисление авансовых платежей по НДФЛ. - Получается, что такому налогоплательщику не нужно будет сдавать форму 3-НДФЛ? - Нет, это не так. Декларацию по форме 3-НДФЛ он также должен будет подать. Ведь в ней он обязан отразить все источники дохода, и доходы от предпринимательской деятельности в том числе. Такая декларация является итоговой и подается по окончании отчетного налогового периода. Например, декларация о доходах 2005 г. будет подаваться в 2006 г. - В какой срок нужно будет подавать форму 4-НДФЛ? - Так же, как и 3-НДФЛ, до 30 апреля. - Не так давно были утверждены формы налоговых уведомлений по различным имущественным налогам. Как обстоит дело с их рассылкой налогоплательщикам? - К сожалению, конкретных цифр, скольким налогоплательщикам были разосланы налоговые уведомления, я пока назвать не могу. Скажу только, что таких уведомлений нам нужно разослать не один десяток миллионов. А для их распечатки необходима мощная техника. Сейчас мы разрабатываем новую форму уведомления на уплату НДФЛ для тех предпринимателей, которые будут подавать декларацию по новой форме 4-НДФЛ. - В прошлом году Федеральный закон от 07.07.2003 N 110-ФЗ внес изменения в порядок предоставления налоговых вычетов. В частности, с 25 000 до 38 000 руб. были увеличены максимальные размеры социальных вычетов на обучение и лечение. До 1 000 000 руб. увеличен имущественный вычет при приобретении или строительстве жилья. Как повлияли эти изменения на итоги декларационной кампании в текущем году? - Вычетов, конечно, будет предоставлено больше. На сегодня социальных и имущественных вычетов заявлено на сумму 75 млрд руб. Но о каком-то неожиданном росте вычетов говорить не стоит. Кроме того, снижается число предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Как вы знаете, многие из них применяют специальные режимы налогообложения. Одни предприниматели переведены на ЕНВД, другие перешли на УСН. По предварительным подсчетам, в этом году предпринимателей, перешедших на "упрощенку", будет не менее 400 тыс. - Изменились ли правила предоставления вычетов в текущем году? - Нет, никаких существенных изменений в порядке предоставления вычетов не произошло. Для получения социальных и имущественных вычетов <**> требуются те же документы, что и в прошлом году.
————————————————————————————————
<**> Подробнее о получении имущественных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц вы можете прочитать в РНК, 2004, N 8. - Прим. ред.
- На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, согласно которому предлагается распространить стандартные вычеты по НДФЛ на приемных родителей. Как вы относитесь к этой идее? - Я знаю об этой инициативе законодателей и считаю, что это нормально. По сути, приемные родители, усыновившие или удочерившие детей, мало чем отличаются от родных. Но замечу, что вместе с этой поправкой в гл.23 рассматривался вопрос о предоставлении вычетов и владельцам частных детских домов. То есть когда семья принимает на воспитание ребенка, не усыновляя или удочеряя его. Здесь возможны проблемы, так как часто дети не остаются в приемной семье. В этих случаях, по моему мнению, расчет вычетов затруднителен. - На пресс-конференции в начале года вы говорили, что налоговые органы ведут активную работу по поиску граждан, сдающих в аренду жилье, которые не представляют декларации. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. - Работаем в этом направлении, насколько позволяют наши возможности. Информацию о сдаваемых квартирах получаем из отделений милиции, выдающих свидетельства по месту пребывания, и других источников. Просматриваем газеты с объявлениями о сдаче в аренду жилья. Затем налоговые органы приглашают граждан на беседу. Разъясняем, что они обязаны заполнить декларацию. Информацию по тем налогоплательщикам, которые отказываются это сделать, передаем в органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Кстати говоря, в последнее время мы столкнулись с тем (особенно в Москве), что некоторые граждане регистрируют сдачу квартиры в аренду как предпринимательскую деятельность. При этом они переходят на УСН. Таким образом, вместо 13 процентов НДФЛ они фактически уплачивают 6 процентов от полученного дохода либо 15 процентов дохода, уменьшенного на сумму расходов. - А как обстоит дело с контролем за выигрышами? - За 2004 г. в рамках контроля за уплатой НДФЛ с выигрышей мы провели 1228 выездных налоговых проверок налоговых агентов -организаций, занимающихся игорным бизнесом. Более чем у 700 из них выявлены нарушения. Доначисления по этим проверкам составили 16,5 млн руб., из которых в бюджет поступило 1,7 млн руб., что составляет 10,5 процента поступлений от начисленных сумм. По результатам проверок было предъявлено штрафов на 2,4 млрд руб. Кроме того, мы установили, что сумма доходов, выплаченных гражданам организациями игорного бизнеса за 2001 - 2002 гг., составила более 1 млрд руб. За тот же период от организаций игорного бизнеса налоговые органы получили сведения о доходах более 200 тыс. граждан, однако из них подали декларации только немногим более 27 тыс. - Спасибо...
Беседу вели Н.Попова И.Рамазанов Подписано в печать 27.04.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |