Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Упрощенная система налогообложения: некоторые аспекты применения ("Современный бухучет", 2004, N 5)



"Современный бухучет", N 5, 2004

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

(Анализ писем официальных органов)

Применение упрощенной системы налогообложения адвокатами,

учредившими адвокатские кабинеты

На основании п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенную систему налогообложения вправе применять организации и индивидуальные предприниматели.

Пунктом 2 ст.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Однако в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Понятия, используемые для целей НК РФ, определены в п.2 ст.11 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с 1 января 2004 г. к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен п.3 ст.346.12 НК РФ и является закрытым. Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, там не указаны.

Поскольку адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, для целей налогообложения приравнены НК РФ к индивидуальным предпринимателям и при этом не поименованы в ст.346.12 НК РФ, они вправе применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2004 г. на общих основаниях (см. Письмо МНС России от 18.02.2004 N 22-2-14/272 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения", Письма Управления МНС России по Московской области от 25.02.2004 N 08-16/3725/Г370, от 27.02.2004 N 08-16/07-36/3370/Г574 "О едином налоге на вмененный доход, о налоге на игорный бизнес, о налогообложении адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты").

Применение упрощенной системы налогообложения

индивидуальными предпринимателями

Согласно п.4 ст.346.13 НК РФ, определяющей порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Минфин России в Письме от 11.03.2004 N 04-04-06/40 разъясняет, что требование указанного пункта ст.346.11 НК РФ в части лимита стоимости основных средств и нематериальных активов распространяется не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей, и предписывает индивидуальным предпринимателям для определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. При этом отмечается, что Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, для этих целей применен быть не может, поскольку не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения (п.3 Порядка).

По нашему мнению, точку зрения Минфина России можно назвать спорной по двум причинам. Во-первых, ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000, а также Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" распространяются только на организации. И во-вторых, ограничение на применение упрощенной системы налогообложения по стоимости основных средств и нематериальных активов (пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ) также установлено только в отношении организаций.

Применение упрощенной системы налогообложения

иностранными организациями

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Поскольку согласно п.1 ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ, и в гл.26.2 НК РФ не содержится каких-либо специальных ограничений на применение упрощенной системы налогообложения иностранными организациями, созданными на территории Российской Федерации, такие организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при соблюдении ими всех установленных гл.26.2 НК РФ условий (см. п.1 Письма Управления МНС России по г. Москве от 16.01.2004 N 21-14/02785 "О разъяснении отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" (на основании Письма МНС России от 19.12.2003 N 22-2-14/2547)).

Списание стоимости основных средств,

приобретенных до перехода на упрощенную

систему налогообложения

МНС России в Письме от 09.02.2004 N 22-1-15/200 "Об упрощенной системе налогообложения" разъяснило, что списание остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения срока их полезного использования в период применения упрощенной системы налогообложения, гл.26.2 НК РФ не предусмотрено.

Действительно, в п.1 ст.346.16 НК РФ, устанавливающем исчерпывающий перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, отсутствует такой вид расходов, как остаточная стоимость выбывающих основных средств.

Читатели могут возразить, что гл.26.2 НК РФ и не запрещает продолжать списание стоимости таких основных средств на расходы в порядке, установленном п.3 ст.346.16 НК РФ, после их реализации. Однако напомним, что на основании п.2 ст.346.16 НК РФ одним из условий признания расходов является их экономическая оправданность. А списание на расходы части стоимости основных средств, отсутствующих в организации, вряд ли можно назвать экономически обоснованным.

Расходы на реконструкцию основных средств

и затраты по незавершенному производству

На основании Письма МНС России от 26.01.2004 N 22-1-14/111 Управление МНС России по г. Москве в Письме от 05.02.2004 N 21-14/07183 разъяснило порядок учета расходов на реконструкцию основных средств и затрат по незавершенному производству (сальдо по счету 20 "Основное производство") при переходе на упрощенную систему налогообложения.

В Письме отмечено, что поскольку обозначенные расходы не входят в перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п.1 ст.346.16 НК РФ), налогоплательщики не вправе отнести их на уменьшение доходов.

Учет арендных платежей

МНС России в Письме от 18.02.2004 N 22-2-14/272 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения" разъяснило порядок принятия для целей исчисления единого налога арендных платежей.

Напомним, что арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся на уменьшение доходов при определении объекта налогообложения по единому налогу на основании пп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.346.16 НК РФ арендные платежи принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, согласно которому расходами признаются обоснованные (т.е. экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты.

Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством. При заключении договора аренды необходимо иметь в виду, что:

- согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду;

- согласно ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 ст.165 ГК РФ установлено, что несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Согласно п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка на основании п.1 ст.167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (п.3 ст.167 ГК РФ).

На основании изложенного в вышеупомянутом Письме МНС России от 18.02.2004 N 22-2-14/272 сделан вывод о том, что понесенные налогоплательщиком затраты в виде арендных платежей по сделкам, связанным с арендой имущества, совершенным (оформленным) с нарушением требований действующего гражданского законодательства (недействительным (ничтожным) сделкам), не подлежат включению такими налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Иными словами, при отсутствии у арендодателя прав собственности на сдаваемое в аренду имущество, а также отсутствии государственной регистрации договора аренды имущества (когда это предусмотрено законом) организация (арендатор), применяющая упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в расходы арендную плату.

Расходы на оплату услуг

за пользование сетью Интернет

Согласно пп.18 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату услуг связи. Пунктом 2 ст.346.16 НК РФ установлено, что такие расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.264 НК РФ. Согласно пп.25 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Следует иметь в виду, что согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

В связи с этим оплату услуг за пользование сетью Интернет организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в состав расходов, уменьшающих доходы. При этом следует иметь в виду, что такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Расходы на оплату услуг за пользование Интернетом включаются в состав расходов, уменьшающих доходы, только после погашения организацией задолженности перед организацией-провайдером. Основанием для принятия к учету расходов является выписка банка с приложением платежного поручения.

Что касается расходов по подключению к сети Интернет, то они не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, учитываемых для целей налогообложения, содержащемся в п.1 ст.346.16 НК РФ, и не относятся к расходам на оплату услуг связи на основании Федерального закона "О связи". (Аналогичная позиция нашла отражение в Письме Управления МНС России по г. Москве от 23.09.2003 N 21-09/52278.)

Расходы на приобретение работ

и услуг производственного характера

Согласно пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ на уменьшение налоговой базы по единому налогу относятся материальные расходы. Некоторые представители налоговых органов полагают, что речь в данном случае идет только о расходах на приобретение сырья и материалов. Однако из содержания гл.26.2 НК РФ это не следует. Более того, на основании п.2 ст.346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст.254 НК РФ, которая определяет состав материальных расходов.

Подпунктом 6 п.1 ст.254 НК РФ установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и исчисляющая единый налог исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, стоимость работ и услуг производственного назначения.

Такой вывод содержится в Письмах Управления МНС России по г. Москве от 16.01.2004 N 21-14/02785 "О разъяснении отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" (на основании Письма МНС России от 19.12.2003 N 22-2-14/2547) и от 08.10.2003 N 21-09/55998.

В Письме от 16.01.2004 N 21-14/02785, в частности, разъясняется, что для организации, основным видом деятельности которой является оказание консультационных услуг, услугами производственного характера являются в том числе консультационные услуги сторонних организаций по договорам субподряда (субконтракта), используемые в рамках этой деятельности.

В Письме от 08.10.2003 N 21-09/55998 рассматривается вопрос об отнесении к услугам, носящим производственный характер, и, соответственно, признании для целей налогообложения стоимости услуг по музыкальному обслуживанию предприятий общественного питания.

Управление МНС России по г. Москве подошло к решению этого вопроса следующим образом.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к услугам общественного питания, в частности, относятся "услуги по организации музыкального обслуживания" (код 122501).

Кроме того, ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" предусматривает требование наличия музыкального обслуживания (выступления вокально-инструментальных ансамблей, солистов) только в ресторанах классов "люкс" и "высший".

В связи с изложенным в Письме сделан вывод, что при отнесении ресторана к категории классов "люкс" или "высший" и при выполнении условий музыкального обслуживания его посетителей сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями либо выполнении этих работ (оказании услуг) структурными подразделениями указанного ресторана оплата услуг по музыкальному обслуживанию может быть включена в состав материальных затрат в соответствии с пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ.

Определение чистой прибыли

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов).

Между тем практика показала, что отказ от ведения бухгалтерского учета не всегда оправдан. Можно назвать по крайней мере три аргумента в пользу того, что организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, следует вести бухгалтерский учет. Во-первых, это целесообразно делать на случай возврата (вынужденного или добровольного) на общий режим налогообложения. Во-вторых, НК РФ (п.4 ст.346.11) не освобождает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности представлять статистическую отчетность, которая в большинстве случаев должна составляться на основании данных бухгалтерского учета.

И наконец, в-третьих, данные бухгалтерского учета необходимы для определения чистой прибыли, подлежащей распределению между учредителями (участниками) организаций в виде дивидендов. Именно об этом сообщил Минфин России в Письме от 11.03.2004 N 04-02-05/3/19 (далее - Письмо от 11.03.2004).

В указанном Письме Минфин России обращает внимание на ст.42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), согласно которой дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Минфин России предписывает организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения и выплачивающим доходы в виде дивидендов, определять чистую прибыль в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению.

Следует иметь в виду, что требование об определении чистой прибыли по данным бухгалтерского учета содержится и в новой редакции ст.42 Закона об АО, вступающей в силу с 1 июля 2004 г. Изменения в эту статью внесены Федеральным законом от 06.04.2004 N 17-ФЗ. Согласно новой редакции п.2 ст.42 "источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества".

Закон об АО устанавливает определенные ограничения на выплату дивидендов участникам (акционерам). Так, согласно ст.43 Закона об АО общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения. Статьей 35 Закона об АО установлено, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если же по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, установленного законодательством, общество подлежит ликвидации.

Согласно п.3 ст.35 Закона об АО стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Минфином России и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз. В соответствии с п.1 Порядка под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. При этом установлено, что оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов акционерного общества производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. Иного порядка оценки стоимости чистых активов законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, можно утверждать, что действующее законодательство не позволяет организациям, применяющим упрощенную систему и выплачивающим дивиденды, не вести бухгалтерский учет.

Аналогичный вывод содержится и в Письме от 11.03.2004: "организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета".

Налогообложение дивидендов,

выплачиваемых физическим лицам

Согласно п.1 ст.43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

В соответствии со ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену ряда налогов, в том числе налога на доходы физических лиц и единого социального налога, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В то же время согласно п.2 ст.346.16 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Как налоговый агент, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана исчислить и удержать с выплачиваемых физическому лицу дивидендов налог на доходы физических лиц по ставке 6%. Этого требует ст.214 НК РФ.

Поскольку организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, вопрос об исчислении этого налога с сумм выплаченных дивидендов не возникает.

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ.

Пунктом 1 ст.236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу (и, соответственно, страховым взносам) являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В Письме Управления МНС России по Московской области от 10.02.2004 N 16-14/24/В448 отмечается, что дивиденды выплачиваются в силу участия физического лица в капитале организации и не являются выплатами, начисленными по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Соответственно, суммы дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, не подлежат обложению единым социальным налогом и с них не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Выставление счетов-фактур комиссионером,

применяющим упрощенную систему налогообложения

В соответствии со ст.991 ГК РФ за совершение предусмотренных договором действий организация, выступающая в роли посредника (комиссионера), получает от другой стороны договора (комитента) определенное вознаграждение. Комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, включает комиссионное вознаграждение в состав доходов, подлежащих налогообложению единым налогом на основании п.1 ст.346.15 НК РФ.

Поскольку комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на добавленную стоимость на основании ст.346.11 НК РФ, он не обязан выставлять комитенту счет-фактуру на стоимость своих услуг (т.е. на сумму комиссионного вознаграждения).

Вместе с тем согласно п.1 ст.990 ГК РФ в обязанности комиссионера входит совершение по поручению комитента сделок от своего имени, но за счет комитента. Поэтому при реализации товаров, принадлежащих комитенту, комиссионер должен от своего имени выписать покупателю все необходимые документы, связанные с совершением сделки по реализации товаров.

В случае если комитент является плательщиком налога на добавленную стоимость, в соответствии с п.3 ст.168 НК РФ комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан в течение пяти дней с даты отгрузки товара покупателю выписать на имя покупателя счет-фактуру на полную стоимость товаров с выделением суммы налога на добавленную стоимость (см. Письмо Управления МНС России по Московской области от 26.01.2004 N 06-18/25211/Б323).

Порядок исчисления и выплаты пособий

по временной нетрудоспособности

Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять один из двух установленных этим Законом вариантов выплаты пособий по временной нетрудоспособности работающим у них гражданам.

При первом варианте выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет двух источников:

- за счет средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого налога, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (с 1 октября 2003 г. - 600 руб. в месяц);

- за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда. Пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя, включается им в состав расходов, уменьшающих доходы на основании пп.6 п.1 ст.346.16 НК РФ (если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), или уменьшает сумму единого налога в соответствии с п.3 ст.346.21 НК РФ (если объект налогообложения - доходы).

При этом варианте выплаты пособия работодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как это и предусмотрено гл.26.2 НК РФ, не уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.

При втором варианте работодатели уплачивают в Фонд социального страхования РФ взносы по ставке 3% от налоговой базы, определяемой в соответствии с гл.24 НК РФ, и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Поскольку пособие выплачивается полностью за счет средств Фонда социального страхования, Минфин России в Письме от 04.03.2003 N 04-02-05/3/15 обращает внимание на то, что в данном случае действуют общие правила выплаты пособия за счет средств Фонда социального страхования, установленные законодательством. В частности, согласно ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ) максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемого за счет средств Фонда, не может превышать 11 700 руб. То есть нормы ст.2 Закона N 190-ФЗ относительно возмещения Фондом части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, в данном случае не применяются.

Ю.Н.Самохвалова

Главный редактор журнала

"Современный бухучет"

Подписано в печать

26.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности учета средств целевого финансирования некоммерческих организаций ("Современный бухучет", 2004, N 5) >
Статья: Некоторые вопросы исчисления единого налога на вмененный доход ("Современный бухучет", 2004, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.