|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Организация работы централизованной бухгалтерии ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 2)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 2, 2004
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ
До того как был принят Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании"), и школы, и детские сады, и централизованные бухгалтерии не имели статуса юридического лица. Они принадлежали соответствующим органам управления образования. Ныне все образовательные учреждения являются юридическими лицами, однако централизованные бухгалтерии в большинстве регионов так и существуют без определенного правового статуса. Работники бухгалтерий до сих пор не стали муниципальными или государственными служащими, хотя нередко и приравнены к ним по оплате труда. Такое положение вызывает проблемы и с налоговыми органами, и с отделениями Пенсионного фонда РФ - в частности, возникают сложности с оформлением пенсии. Есть трудности и при организации взаимодействия с органами казначейства. Рассмотрим вариант организации централизованных бухгалтерий как муниципальных учреждений на примере опыта Нижегородской области.
Предлагаемая схема организации деятельности
Для того чтобы решить все эти проблемы, централизованные бухгалтерии должны стать муниципальными или государственными учреждениями и получить статус юридического лица. Один из вариантов - создать на базе централизованных бухгалтерий, существовавших при районных управлениях образования, муниципальные учреждения с теми же целями и задачами. При этом основные функции муниципальных учреждений - централизованных бухгалтерий остаются прежними. Отдельно по каждому бюджетному учреждению они в соответствии с договором на обслуживание: - составляют баланс исполнения сметы доходов и расходов;
- обеспечивают начисление заработной платы и перечисление страховых и накопительных пенсионных взносов, ведение индивидуального (персонифицированного) учета; - представляют отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды. Муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципалитета и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Учредителем муниципального учреждения является администрация района (города). Муниципальное учреждение - централизованная бухгалтерия является юридическим лицом, имеет круглую печать, бланки и штампы со своим наименованием, текущий и иные счета в банках. Оно имеет смету расходов и обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления. Централизованная бухгалтерия строит свои отношения с образовательными учреждениями на основе договоров на бухгалтерское обслуживание. Учреждения образования, состоящие на самостоятельном балансе, передают в централизованные бухгалтерии отчетность в рамках договоров. Районное управление образования также обслуживается централизованной бухгалтерией на основании договора. При этом предусмотрено, что централизованная бухгалтерия содействует управлению образования в его деятельности. Для этого централизованной бухгалтерии приходится выполнять следующие функции: - организация и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством; - предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; - контроль за правильным расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств по утвержденным сметам доходов и расходов; за наличием и движением имущества, использованием ТМЦ, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами; - контроль за исполнением учреждениями образования, ведущими учет самостоятельно, смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета; - своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами; - представление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и иные органы; - консультирование руководителей обслуживаемых учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности; - экономический анализ результатов деятельности учреждений образования; - представление интересов обслуживаемых учреждений по доверенности в различных организациях (в налоговой инспекции, отделении Пенсионного фонда РФ и др.). Муниципальное учреждение - централизованная бухгалтерия издает собственные локальные акты, регламентирующие ее деятельность: - приказы и распоряжения директора; - коллективный договор; - правила внутреннего трудового распорядка; - положение о премировании; - положение о предоставлении дополнительных платных услуг; - положение о филиале. В оперативное управление муниципальной централизованной бухгалтерии передается используемое ранее централизованными бухгалтериями при районных управлениях образования имущество. Так как эти учреждения могут находиться в зданиях, находящихся в муниципальной собственности, поэтому занимаемые помещения должны быть переданы им соответствующим распоряжением главы администрации. Штатная численность муниципальной централизованной бухгалтерии формируется на основе действующих нормативных документов с учетом особенностей образовательной системы в районе. Постановлением Минтруда России от 26 сентября 1995 г. N 56 утверждены Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных учреждениях. В то же время муниципальное учреждение - централизованная бухгалтерия в пределах выделенных штатов может самостоятельно формировать штатное расписание, если такое право закреплено в уставе. Поэтому в рамках выделенного фонда оплаты труда за счет средств бюджета возможно введение необходимых ставок юриста, программиста и др. Согласно ст.145 Трудового кодекса РФ, оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. А в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ или органами местного самоуправления. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Системы поощрения могут устанавливаться также коллективным договором. Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из бюджета, устанавливаются в соответствии со ст.144 Трудового кодекса РФ. Таким образом, местные администрации - учредители централизованной бухгалтерии могут принять свои положения об оплате труда ее работников в каждом районе. На уровне региона возможно принятие лишь рекомендательного акта о порядке оплаты труда в централизованной бухгалтерии.
Взаимоотношения централизованной бухгалтерии и образовательного учреждения
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в зависимости от объема учетной работы руководители образовательных учреждений могут: - создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - ввести в штат должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; - вести бухгалтерский учет лично. Поэтому при ведении централизованного учета отношения между образовательным учреждением и централизованной бухгалтерией должны оформляться договором <*>, заключаемым на добровольной основе. ————————————————————————————————<*> Форма договора и рекомендации по его оформлению опубликованы в приложении N 4, 2001, с. 56.
В условиях же централизации бухгалтерского учета на базе управлений образования обычно учебные заведения не имеют ни бухгалтера в штате, ни текущего счета, а банковские и кассовые документы подписывает непосредственно руководитель управления образования. Такая практика противоречит требованиям гражданского законодательства. В соответствии с п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает им по своим обязательствам. Юрлицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Оно может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии со ст.43 Закона "Об образовании". Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный. При этом финансовые и материальные средства учебного заведения, которые закреплены за ним учредителем или являются его собственностью, оно использует по своему усмотрению в соответствии с уставом. В связи с этим существующая практика ведения образовательными учреждениями денежных расчетов не самостоятельно (через свой расчетный счет), а опосредованно через счета районного управления образования противоречит гражданским нормам и ограничивает правоспособность образовательных учреждений. Следовательно, каждое образовательное учреждение должно иметь свой собственный расчетный счет. Банковские и кассовые документы при этом должны подписывать руководитель и обслуживающий учреждение бухгалтер либо лица, которым выданы доверенности руководителем. В то же время руководитель может, заключая договор, оставить за собой право первой подписи. Право второй подписи при этом может быть передано главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии или делегировано бухгалтеру, ответственному за обслуживание этого образовательного учреждения. Отметим, что даже при сложившейся практике централизации учета директор образовательного учреждения является распорядителем кредитов. За руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей бюджетных средств. В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов, каждый директор школы, детского сада как распорядитель кредитов имеет право: - заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ, которые должны в обязательном порядке визироваться главным бухгалтером централизованной бухгалтерии; - получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу подотчетных средств своим сотрудникам; - разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения, премировать их в соответствии с Положением о материальном стимулировании; - расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие ТМЦ на нужды учреждения; - утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в негодность основных средств и других ТМЦ; - разрешать оплату расходов в счет ассигнований, предусмотренных сметой; - решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Централизованная бухгалтерия обязана предоставлять руководителям обслуживаемых учреждений необходимые сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии и согласованные с руководителями этих учреждений. Руководитель учреждения утверждает составленный главным бухгалтером централизованной бухгалтерии график документооборота. График регламентирует представление ответственными лицами первичных учетных документов в бухгалтерию. В централизованных бухгалтериях при управлениях образования все документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, как правило, подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия. Руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя (получателя) бюджетных средств подписывается и сводная бухгалтерская отчетность.
Организация бухгалтерского обслуживания образовательных учреждений
Как правило, учебные заведения открывают счета для получения средств на заработную плату, на оплату материальных расходов и для учета внебюджетных средств. В случае необходимости открывают и валютные счета для учета поступлений в иностранной валюте. Информация, необходимая руководителю для управления образовательным учреждением, передается из муниципальной централизованной бухгалтерии с помощью примерных форм в установленные договором сроки. Кроме того, ежеквартально, по окончании месяца, следующего за отчетным кварталом, централизованная бухгалтерия представляет совету директоров образовательных учреждений района и общественности (попечительским советам и др.) отчет об исполнении сметы расходов по учебным заведениям района (см. форму 2-бу). Отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды, включая начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, муниципальная централизованная бухгалтерия представляет в сроки и по формам, предусмотренным законодательством. Руководители образовательных учреждений для своевременного начисления заработной платы передают в муниципальную централизованную бухгалтерию табели учета рабочего времени и приказы по кадрам, включая приказы на премирование, доплаты и надбавки в пределах фонда оплаты труда. Приведем список рекомендуемых форм и сроков их представления: отчет по экономии фонда оплаты труда образовательного учреждения (форма 1-бу) представляют образовательному учреждению ежемесячно, 5 - 10-го числа месяца, следующего за отчетным; отчет об исполнении сметы доходов и расходов образовательного учреждения (2) представляют образовательному учреждению ежеквартально, 15 - 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; предложения по изменению сметы доходов и расходов образовательного учреждения (форма 3-бу) представляют в централизованную бухгалтерию ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала; приказы по личному составу (оплате труда) и табель учета рабочего времени представляют в централизованную бухгалтерию ежемесячно, 20 - 22-го числа.
Отчет по экономии фонда оплаты труда
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Форма 1—бу | | | | Отчет по экономии фонда оплаты труда образовательного учреждения | | | |Наименование образовательного учреждения __________________________________________ | | | | | +————————T——————————————————————————————T—————————————————————————————T——————————————+ | Месяц |Утвержденный фонд оплаты труда|Фактический фонд оплаты труда|Экономия фонда| | +——————————T———————————————————+——————————T——————————————————+ оплаты труда | | | месячный |нарастающим итогом | месячный |нарастающим итогом| | | | | с начала года | | с начала года | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Январь | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Февраль | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Март | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Апрель | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Май | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Июнь | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Июль | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Август | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Сентябрь| | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Октябрь | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Ноябрь | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ |Декабрь | | | | | | +————————+——————————+———————————————————+——————————+——————————————————+——————————————+ | | |Дата представления Подпись ответственного лица ___________/_____________ | |__________________ Ф.И.О., должность | L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Среди форм отчетности централизованной бухгалтерии важное место занимает Отчет по экономии фонда оплаты труда, который позволяет руководителю образовательного учреждения оперативно использовать имеющиеся финансовые ресурсы для материального стимулирования работников. В графе "Утвержденный фонд оплаты труда" помесячно отражается утвержденный ФОТ, в том числе нарастающим итогом. В графе "Фактический фонд оплаты труда" помесячно отражается использование ФОТ, в том числе нарастающим итогом. Экономия фонда оплаты труда рассчитывается как разница между утвержденным и фактическим фондом оплаты труда нарастающим итогом и отображается в строке отчетного месяца.
Отчет об исполнении сметы расходов
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Форма 2—бу | | | | Отчет об исполнении сметы расходов по образовательным учреждениям | | _________________________района за_________________________ 200_ года | | | +———————————————————————T——————————————T————————T—————————————————T————————T—————————+ |Наименование учреждения|Всего расходов| 110110 | Статьи расходов | 240100 | 240300 | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |ОУ ассигнования | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Финансирование | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Кассовый расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Фактический расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |% исполнения плана | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |ОУ ассигнования | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Финансирование | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Кассовый расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Фактический расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |% исполнения плана | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |... | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Всего: ассигнования | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Финансирование | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Кассовый расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |Фактический расход | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ |% исполнения плана | | | | | | +———————————————————————+——————————————+————————+—————————————————+————————+—————————+ | | |Дата представления Подпись ответственного лица ___________/________________ | |__________________ Ф.И.О., должность | L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Отчет об исполнении сметы представляется в разрезе образовательных учреждений района по итогам отчетного периода. При этом рассчитывают промежуточные итоги (по типам и видам образовательных учреждений). Отчет заполняют в разрезе статей расходов образовательных учреждений, содержащихся в бюджетной росписи. Отчет составляют по итогам исполнения бюджета ежеквартально на 1 апреля, 1 июня, 1 октября, а также на 1 января года, следующего за отчетным. В строке, содержащей наименование образовательного учреждения, указываются плановые показатели финансирования по статьям расходов. В случае изменения плановых ассигнований (перераспределения по статьям расходов) указываются уточненные плановые показатели. Отчет содержит строки, отражающие показатели финансирования образовательных учреждений, произведенного кассового и фактического расхода. В строке "% исполнения плана" показывается отношение финансирования к плановым ассигнованиям в разрезе статей расходов. В строке "Всего" приводятся общие ассигнования по учреждениям образования района, последующие графы показывают соответственно финансирование, кассовые и фактические расходы, а также процент исполнения плановых ассигнований по учреждениям образования района.
Предложения по изменению сметы доходов и расходов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Форма 3—бу | | | | Предложения по изменению сметы доходов и расходов | | | |Наименование образовательного учреждения_____________________________________________ | | | +————————T————————————T————————————T————————————T————————————T————————————T————————————+ | Статьи | Плановые |В том числе | Увеличение | Уменьшение | Уточненные |В том числе | |расходов|ассигнования|по кварталам| плановых | плановых | плановые |по кварталам| | | +——T——T———T——+ассигнований|ассигнований|ассигнования+——T——T———T——+ | | |I |II|III|IV| | | |I |II|III|IV| +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110100 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110200 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110300 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110310 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110330 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110340 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110350 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110370 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110400 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110500 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110600 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |110700 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |111000 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |130330 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |240100 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |240300 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ |800000 | | | | | | | | | | | | | +————————+————————————+——+——+———+——+————————————+————————————+————————————+——+——+———+——+ | | |Дата представления Руководитель ОУ __________________/_______________ | |__________________ Ф.И.О., должность | L——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Руководитель образовательного учреждения при необходимости заполняет форму 3-бу "Предложения по изменению сметы доходов и расходов". При этом по строке "Всего расходов" итоговая сумма увеличения сметных плановых ассигнований должна совпадать с суммой уменьшения плановых ассигнований. Возможно увеличение расходов по одной статье расходов за счет уменьшения расходов по нескольким статьям расходов. Изменение итоговых плановых ассигнований производится только по распоряжению руководителя органа управления образования. А вот Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам образовательные учреждения составляют в соответствии с формой N 2, утвержденной Приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н. При этом форма может содержать лишь коды статей расходов, по которым запланированы средства на финансирование системы образования в соответствии с бюджетной росписью.
Централизованная бухгалтерия и казначейство
Система органов федерального казначейства, включающая главное управление федерального казначейства Минфина России и территориальные органы по республикам в составе РФ, краям, областям, городам, районам и районам в городах создана на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе". Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в банках для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением герба РФ и своим наименованием. С 1 января 2000 г. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ (далее - Закон N 159-ФЗ) введен в действие Бюджетный кодекс РФ, который детально регламентирует порядок казначейского исполнения бюджетов. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг и использования имущества, иной деятельности в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет и подлежат отражению в смете доходов и расходов. В смете любого государственного или муниципального учебного заведения должны быть отражены все его доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. На практике пока что чаще по-прежнему составляют раздельные сметы по бюджетным и внебюджетным средствам. Обратим внимание на то, что ст.7 Закона N 159-ФЗ установлено, что законодательные акты РФ в области образования, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Поэтому Закон "Об образовании" действует в полном объеме без каких-либо ограничений в отношении вопросов финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. Следовательно, любое образовательное учреждение имеет право на открытие собственных расчетных счетов, причем как для внебюджетных средств, так и для бюджетных. Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Например, суды отмечают, что при проведении проверок органам казначейства следует учитывать не только нормы бюджетного законодательства, но и нормы специальных законов, которые регламентируют деятельность проверяемых хозяйствующих субъектов. При этом отмечается, что самым распространенным видом нецелевого использования денежных средств бюджетными организациями является их перераспределение с одного кода бюджетной классификации (КБК) на другой в пределах утвержденной сметы, произведенное без разрешения собственника (распорядителя) таких средств. Однако из этого общего правила имеются исключения. Например, п.5 ст.42 Закона "Об образовании" установлено, что государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления использования своих бюджетных и внебюджетных средств. Из этого можно сделать вывод, что образовательным учреждениям предоставлено право перераспределять денежные средства с одного КБК на другой без согласования с собственником (распорядителем) денежных средств. Но только при соблюдении следующего условия: перераспределение должно быть обусловлено необходимостью обеспечения нужд образовательного учреждения. Таким образом, использование казначейского способа исполнения бюджета не должно нарушать законодательно определенную финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений образования. Целевой характер использования бюджетных средств и возможность их перераспределения по различным статьям расходов определяется исходя из того, насколько детализированно производится финансирование. Законодательство не запрещает использовать различные его варианты. Традиционно финансирование осуществляют по статьям расходов такой степени детализации, как, например, 110100 - оплата труда, 110200 - начисления на оплату труда, 110600 - оплата услуг связи и т.п., и даже более детализированно. Однако финансирование образовательных учреждений возможно и не по предметным статьям расходов, а по группам (или подгруппам), так как согласно законодательству нормативное финансирование образовательных учреждений должно осуществляться на единицу контингента обучаемых. Если финансирование производится одной суммой по группам расходов экономической классификации (110100 - закупки товаров и оплата услуг и т.д.) или даже более широко - всего по двум категориям расходов: 100000 - текущие расходы и 200000 - капитальные вложения, то будут соблюдены и положения Закона "Об образовании", и нормы Бюджетного кодекса. Учитывая сочетание этих законов, федеральное казначейство, финансовые органы и органы управления образования обязаны предоставить образовательным учреждениям права по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетные средства казначейство перечисляет напрямую на банковские счета учебных заведений. А на счета централизованной бухгалтерии должны поступать денежные средства для финансирования расходов образовательных учреждений, обслуживаемых ими. Процедура согласования кассового плана финансирования проходит в три этапа: 1) орган управления образования представляет в казначейство проект сводного кассового плана финансирования по укрупненным показателям на очередной финансовый месяц; 2) казначейство проводит его анализ, сопоставляет с прогнозом поступления доходов на планируемый месяц и определяет лимит финансирования главного распорядителя кредитов в целом; 3) в пределах лимита главный распорядитель кредитов - орган управления образования составляет кассовый план (реестр) на месяц по каждому образовательному учреждению и передает его в казначейство для оформления платежных поручений. После этого согласно кассовому плану (реестру) денежные средства поступают на счета образовательных учреждений или обслуживающих их централизованных бухгалтерий со счета казначейства. Перечисление средств на счета образовательных учреждений должно осуществляться по максимально укрупненным статьям расходов, обеспечивая возможность финансового маневра руководителям учебных заведений.
А.Б.Вифлеемский Директор Центра экономики образования Подписано в печать 22.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |