|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Система оплаты труда педагогов ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 2)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 2, 2004
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ
Тарификация и оплата труда преподавателей в бюджетных учебных заведениях традиционно вызывают трудности у бухгалтеров. Наша статья поможет разобраться в существующей системе оплаты труда, а также в том, как могут изменяться ставки и оклады и от чего зависят такие изменения. Оплата труда работников бюджетных образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), введенной Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785. Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогов определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя несколько видов оплат. Основная часть зарплаты устанавливается исходя из ставок заработной платы и должностных окладов с учетом их повышения за особые условия труда. Кроме того, педагоги получают различные виды доплат за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг их основных обязанностей. В перечень дополнительно оплачиваемых работ включают классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и т.д. Предусмотрены доплаты за руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями, за работу по дополнительным образовательным программам, организацию трудового обучения, профессиональной ориентации и т.д. Размеры доплат за дополнительные работы определяет само образовательное учреждение в пределах средств, направляемых на оплату труда. Оно это делает в соответствии с п.4 ст.54 Закона РФ "Об образовании". Эти параметры закрепляют в специальном положении и в коллективном договоре. Размер доплат компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РФ. К ним относятся доплаты за работу в ночное время, в праздничный день, за работу с неблагоприятными условиями труда и др. Конкретный размер доплаты работнику определяется учреждением в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда. Кроме того, педагогам доплачивают за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Совмещением профессий (должностей) называют выполнение дополнительной работы по другой профессии наряду с основной. При выполнении дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности производится доплата за расширение зон обслуживания или за увеличение объема выполняемых работ. Размеры таких доплат устанавливает руководитель образовательного учреждения по соглашению с работником в соответствии со ст.151 Трудового кодекса РФ. Их максимальная величина законом не ограничена. Размеры надбавок за высокую результативность и качество работы, напряженность или интенсивность труда и порядок их установления определяются образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда. Полагаются педагогам и дополнительные выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда. К ним относятся процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Изменение ставок заработной платы
Существует ряд оснований, по которым должно производиться изменение ставок оплаты труда педагогов. Прежде всего, ставки зависят от стажа педагогической работы. Их увеличивают со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки заработной платы (оклада). При получении образования оклад увеличивается со дня представления соответствующего документа, а в случае присвоения квалификационной категории - со дня вынесения решения об этом аттестационной комиссией. Со дня присвоения педагогу почетного звания ставка также должна быть увеличена. Кроме того, оклады повышаются после присвоения ученых степеней кандидата или доктора наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома кандидата или присвоения Высшей аттестационной комиссией ученой степени доктора. Руководители образовательных учреждений проверяют документы об образовании и стаже педагогической деятельности учителей, преподавателей и других работников, устанавливают им ставки заработной платы (должностные оклады), ежегодно составляют и утверждают на учителей тарификационные списки. Ответственность за своевременное и правильное определение размеров зарплаты работников образовательных учреждений несут их руководители.
Заработная плата учителей школ и преподавателей педучилищ
Месячную заработную плату учителей и преподавателей определяют так. Сначала умножают ставку заработной платы на фактическую нагрузку в неделю. Затем полученное произведение делят на установленную за ставку норму часов педагогической деятельности в неделю. Постановлением <*> Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов за ставку заработной платы учителям и преподавателям установлена за 18 часов преподавательской работы в неделю, а учителям в начальных классах - за 20 часов преподавания в неделю. ————————————————————————————————<*> Нормы часов за ставку преподавательской работы опубликованы в рубрике "Справочник" на с. 80.
Пример 1. Учитель математики, имеющий I квалификационную категорию, преподает 23 часа в неделю. Месячный заработок этого педагога рассчитывают так:
ставка зарплаты, предусмотренная для I квал. кат. х 23 ч ————————————————————————————————————————————————————————. 18 ч (норма часов за ставку в неделю) Тарификацию учителей производят один раз в год. Если учебными планами предусматривается разное количество часов на предмет по полугодиям, то тарификацию осуществляют также один раз в год, но раздельно по полугодиям. Перерасчет заработной платы учителей за обучение детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производят два раза в год — на начало первого и второго учебных полугодий. Тарификация учителей, обучающих детей, которые находятся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость учащихся влияет на учебную нагрузку, производится по специальным правилам. В учебную нагрузку учителя включают при тарификации на начало каждого полугодия не все 100 процентов часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80 процентов от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской деятельности определяется в этом случае умножением ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80 процентов от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и делением результата на установленную норму часов в неделю. Установленную таким образом месячную зарплату учителю следует выплачивать вплоть до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы текущего полугодия. По окончании каждого учебного полугодия часы преподавания сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачивают дополнительно по часовым ставкам. При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, заработную плату ему не уменьшают. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включают часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70 процентов от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производят на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек — на 12, в группе от 16 до 20 человек — на 18. При тарификации общее количество часов, включенных в учебную нагрузку, делят на число учебных недель полугодия. Исходя из полученного средненедельного объема учебной нагрузки, учителю определяют месячную зарплату. Ее выплачивают ежемесячно независимо от фактической нагрузки в разные месяцы полугодия. Пример 2. Учитель математики преподает заочникам в группе наполняемостью 16 — 20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на учебный год, то есть 3 зачета на каждое полугодие. В полугодии на прием зачетов отводится 1 час на человека (то есть по 1/3 часа на 1 зачет). В полугодии 17 рабочих недель. Следовательно, при тарификации на первое полугодие учителю будет запланировано: 1/3 ч х 3 зачета х 18 чел. = 18 ч (на прием всех зачетов в полугодии). При тарификации включают лишь 70 процентов времени, предусмотренного на зачеты: 18 ч : 100% х 70% = 12,6 ч (на полугодие). В неделю количество часов составит: 12,6 ч : 17 нед. = 0,74 ч. Если учитель принял в первом полугодии зачеты у 18 учащихся, то в конце полугодия ему должна быть оплачена разница: 18 ч — 12,6 ч = 5,4 ч. Если учитель принял зачеты у 20 обучающихся, то разница увеличивается еще на 2 часа. А если из группы выбывают, например, 2 человека, то разница в часах будет составлять: 18 ч — 12,6 ч — 2 ч = 3,4 ч. Месячную зарплату учителей и других педагогов за индивидуальное обучение хронически больных детей на дому, а также за проведение занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, определяют в порядке, предусмотренном при тарификации для других учителей. За время работы в период каникул оплата труда педагогов, преподающих в течение учебного года (в том числе ведущих занятия с кружками), производят из расчета зарплаты, которая установлена при тарификации, предшествующей началу каникул. Тем, кто работает на условиях почасовой оплаты и не ведет при этом педагогическую деятельность во время каникул, этот период временного "простоя" учебное заведение не оплачивает. Оплата труда преподавателей средних специальных учебных заведений До начала учебного года среднемесячную зарплату преподавателю образовательного учреждения определяют путем умножения его часовой ставки на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовую ставку определяют делением месячной ставки на среднемесячную норму учебной нагрузки — 72 часа. Установленную среднемесячную заработную плату выплачивают преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля). Пример 3. Преподавателю, имеющему II квалификационную категорию, годовая учебная нагрузка установлена в объеме 800 часов в год. Часовая ставка этого преподавателя рассчитывается так: месячная ставка заработной платы для II квал. кат. ——————————————————————————————————————————————————. 72 ч (среднемесячная норма рабочего времени) А среднемесячную заработную плату этого преподавателя исчисляют по формуле: часовая ставка х 800 ч ——————————————————————. 10 мес. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, среднемесячную заработную плату определяют умножением их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года. Затем результат делят на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам. Пример 4. Преподаватель принят на работу не с начала учебного года, а с 18 октября, и ему установлен объем учебной нагрузки на оставшийся период учебного года в количестве 640 часов, причем в октябре он должен преподавать 50 часов, а в оставшиеся 8 месяцев — 590 часов. Расчет его заработной платы производят в следующем порядке. Преподавательская деятельность за неполный рабочий месяц, в данном случае за октябрь, должна быть оплачена по часовой ставке. Оплата за эту работу: часовая ставка х 50 ч. За остальные 8 месяцев учебного года среднемесячная заработная плата этого преподавателя составит: часовая ставка х 590 ч ——————————————————————. 8 мес. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, зарплату до начала занятий выплачивают из расчета месячной ставки с учетом его квалификации (уровня образования, стажа педагогический работы, квалификационной категории). При повышении ставки в связи с увеличением педагогического стажа, получением образования или присвоением квалификационной категории среднемесячную зарплату определяют путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Пример 5. Если у преподавателя, указанного в примере 3, в середине учебного года изменилась квалификационная категория (стала первой), его часовая ставка составит: новая месячная ставка —————————————————————. 72 ч Среднемесячная заработная плата этого преподавателя тогда: новая часовая ставка х 800 ч ————————————————————————————. 10 мес. Часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки оплачивают дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эту оплату производят помесячно или в конце учебного года. Также оплачивают преподавателям и часы учебных занятий при замещении временно отсутствовавших педагогов. Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производят перерасчет средней зарплаты педагога исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года. В некоторых случаях в соответствии с законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.). Тогда установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней — за неполный месяц. В таком же порядке уменьшают годовую учебную нагрузку при освобождении педагога от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам. Часы преподавания, отработанные в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачивают дополнительно по часовым ставкам. Установленная при тарификации среднемесячная зарплата уменьшению не подлежит. Пример 6. Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку 1080 часов, вследствие болезни отсутствовал на работе 1 месяц (весь октябрь) и 14 рабочих дней в ноябре (общее количество рабочих дней в ноябре — 24). Утвержденный этому преподавателю объем годовой учебной нагрузки уменьшается. За октябрь (полный месяц отсутствия) на: 1080 ч : 10 мес. = 108 ч (независимо от количества часов, приходящихся на этот период по расписанию). За 14 рабочих дней в ноябре на: (108 ч х 14 дн.) : 24 дн. = 63 ч. Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит: 1080 ч — (108 ч + 63 ч) = 909 ч. В марте преподаватель полностью выполнил эту учебную нагрузку (909 часов), до конца учебного года преподавал дополнительно 100 часов, в том числе в апреле — 50 часов, в мае — 30 часов и в июне — 20 часов. Оплата этому преподавателю за работу, выполненную сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки, определяется исходя из часовой ставки. Она рассчитывается путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа и умножения полученного произведения на количество перевыполненных часов. Эта оплата может быть произведена помесячно (соответственно в апреле, мае, июне) либо полностью в конце учебного года. Если руководитель физического воспитания или преподаватель—организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), то установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада не уменьшается. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменений в течение учебного года в учебных планах, перевод учащихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияния учебных групп, как правило, не производят. Если по каким—то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, то им в остающийся до конца учебного года период выплачивают заработную плату в размере, установленном при тарификации на начало учебного года. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификацию преподавателей производят дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодий. За часы преподавания, не отработанные в связи с неявкой студентов на занятия, преподавателям платят из расчета не ниже 2/3 их часовой тарифной ставки. Почасовая оплата труда Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений устанавливается при оплате: — за часы замещения отсутствующих по болезни или другим причинам преподавателей, если оно продолжается не более двух месяцев; — за часы педагогической работы с заочниками, а также с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного преподавателю при тарификации; — за педагогическую деятельность специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образования, методических и учебно—методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения; — за преподавание в объеме 300 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной по тарификации. Размер оплаты за один час определяют делением месячной ставки заработной платы педагога за установленную норму часов в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования стоимость одного часа определяют путем деления месячной ставки заработной платы преподавателя на 72 часа. Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя свыше двух месяцев производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию. Повышение ставок Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников повышают за наличие почетных званий, ученой степени, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях, а также за работу в сельской местности. Увеличение окладов на 15 — 20 процентов производят педагогам за: — работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); — работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении; — работу в специальных учебно—воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением. Конкретный перечень сотрудников, которым могут повышаться должностные оклады, и размер этого повышения определяет руководитель образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением в специальных учебно—воспитательных учреждениях. Перечень должен быть согласован с профсоюзным органом или органом самоуправления образовательного учреждения. За работу в общеобразовательных школах—интернатах ставки повышают на 15 процентов. В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для воспитанников с отклонениями в развитии или для нуждающихся в длительном лечении, должностной оклад повышают руководителю на 15 процентов. Если такие классы созданы в общеобразовательных школах—интернатах, то оклады (ставки) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), повышаются на 20 процентов. За преподавание в образовательных учреждениях для детей—сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за работу в таких группах в учреждениях начального и среднего профессионального образования ставки увеличиваются на 20 процентов. В таких же учреждениях для учащихся с отклонениями в развитии, а также в специальных учебно—воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы повышаются по двум основаниям: на 20 процентов и на 15 — 20 процентов. За работу в учебных заведениях при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, ставки повышаются на 50 — 75 процентов. За педагогическую деятельность в образовательных учреждениях при исправительных колониях строгого или особого режима ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительных колоний за работу с этими осужденными, на 10 — 15 процентов. При установлении окладов работников и их повышении по этим основаниям применяется ставка 1—го разряда ЕТС, увеличенная на 20 процентов, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительных учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения. Сотрудникам учреждений начального профессионального образования при исправительных учреждениях за работу с учащимися, больными активной формой туберкулеза, ставки еще дополнительно повышаются на 15 процентов. За преподавание в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно—территориальных образованиях, дошкольных образовательных учреждениях предприятий Минатома России, а также в учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне закрытых административно—территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций этого министерства, повышение производится на 20 процентов. Специалистам и руководителям за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, оклады повышают на 25 процентов. Педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки оплаты труда увеличивают на 15 процентов. За индивидуальное обучение на дому хронически больных детей (при наличии соответствующего медицинского заключения) повышение зарплаты педагогам производят на 20 процентов. Кроме того, на столько же повышаются оклады педагогам за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых. Ставки заработной платы в образовательных учреждениях повышаются на 15 процентов директорам, заместителям директоров по учебной, учебно—воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка. Оклады заведующих, воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений, владеющих иностранным языком и применяющих его в практической работе, повышаются на 10 процентов. Труд отдельных категорий педагогов может оплачиваться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно—квалификационными характеристиками. При этом новый разряд преподавателю не устанавливают, а при оплате труда применяют тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий более высокому разряду. Так, оплачивается на два разряда выше труд преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин). Оплата труда повышается на один разряд по ЕТС: — работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин); — руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и "Заслуженный преподаватель" СССР, Российской Федерации и союзных республик; — руководителям учреждений образования, имеющим почетные звания "Заслуженный мастер профтехобразования", "Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник культуры", "Заслуженный врач", "Заслуженный юрист" и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для различных отраслей. Повышение возможно при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а для педагогов — при соответствии профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин. Педагогам и тренерам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, ДЮСШОР), имеющим звания "Заслуженный тренер", "Заслуженный мастер спорта", "Мастер спорта международного класса", "Гроссмейстер по шахматам (шашкам)", оплата труда осуществляется на один разряд выше. Если преподаватель, имеющий почетное звание или ученую степень, имеет право на процентное повышение ставки за работу в сельской местности, в учреждениях для детей—сирот, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и др., то повышению подлежат ставки (оклады), установленные ему с учетом почетного звания или ученой степени. В случаях, когда преподавателям предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально ставки увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах. Объем учебной нагрузки учителей Объем учебной нагрузки устанавливают исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других условий, сложившихся в образовательном учреждении. Учебную нагрузку сотрудникам, ведущим преподавательскую деятельность помимо основной работы, на новый учебный год устанавливает руководитель образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом. Это делается до окончания учебного года (до ухода работников в отпуск) для того, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут трудиться в новом учебном году. При установлении учителям учебной нагрузки по месту основной работы на новый учебный год сохраняют, как правило, ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год. Исключением являются случаи снижения количества часов по учебным планам и программам, сокращение количества классов. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях. Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается учителям только с их письменного согласия. Предельный объем учебной нагрузки, который может выполнять в том же образовательном учреждении его руководитель, определяет орган управления образования. А для других работников, ведущих преподавание помимо основной работы, — администрация учебного заведения. Предоставлять преподавательскую работу лицам, выполняющим ее помимо основной деятельности, можно только в том случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены часами преподавания не менее чем на ставку заработной платы. Учебную нагрузку учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, устанавливают на общих основаниях и передают на этот период другим учителям. В настоящее время Типовым положением об общеобразовательном учреждении ограничений в объеме учебной нагрузки в одном и том же образовательном учреждении ни для кого не установлено. Нормы учебной нагрузки в учреждениях начального и среднего профессионального образования Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования и курсов по подготовке к поступлению в них ставки заработной платы выплачивают за 720 учебных часов в год. Часы сверх установленной нормы дополнительно оплачивают соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев снижения количества учащихся и часов по учебным планам и программам. Учебная нагрузка на выходные и праздничные дни не планируется. Верхний предел нагрузки на учебный год для преподавателей учреждений среднего профессионального образования ограничивается 1440 часами. Для преподавателей педучилищ, педколледжей — 36 часами в неделю. В исключительных случаях, когда по предмету остается незначительное количество нераспределенных часов и нет возможности на этот объем работы найти педагога, руководитель учреждения среднего профессионального образования может установить учебную нагрузку и выше указанных норм. Предельный объем преподавательской работы, который может выполнять в том же учреждении начального профессионального образования его руководитель, определяет орган управления образования. А для других работников, ведущих преподавание помимо основной работы, — само образовательное учреждение. Преподавать руководящие и другие работники в том же образовательном учреждении могут как в основное рабочее время, так и за его пределами в зависимости от основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решает администрация учебного заведения. В.Д.Смирнова Аудитор Подписано в печать 22.04.2004 —————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |