|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Покупатель против недостатков ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)
"Учет.Налоги.Право", N 15, 2004
ПОКУПАТЕЛЬ ПРОТИВ НЕДОСТАТКОВ
В рубрике "Сам себе юрист" мы начинаем серию публикаций, призванных стать справочным пособием для покупателя, который получил товар с недостатками. Сегодня мы расскажем о мерах, которые надо предпринять при обнаружении недостатков.
Права зависят от нарушения
Что может потребовать покупатель, если переданный ему товар не соответствует договору? Это зависит от того, что именно нарушено. Например, товар передан в меньшем количестве, чем было обусловлено. Тут покупатель может отказаться от всей партии с возвратом оплаты, а может принять товар и потребовать недостающий (п.1 ст.466 ГК РФ). Если же, наоборот, товара передано больше, то покупатель должен принять часть, соответствующую договору, а об излишке сообщить продавцу, чтобы тот распорядился им (п.2 ст.466 ГК РФ). А если товар некачественный, можно настаивать на соразмерном уменьшении цены, устранении недостатков или возмещении своих расходов на их устранение (п.1 ст.475 ГК РФ). Но если недостатки существенные, можно отказаться от договора с возвратом аванса либо потребовать замены товара. При этом существенными являются такие недостатки, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных расходов (затрат времени), либо которые выявляются неоднократно или появляются снова после устранения. При нарушении условия о комплектности покупатель вправе требовать уменьшения цены или доукомплектования. А если продавец этого не выполнит - замены или же вовсе отказаться от договора (ст.480 ГК РФ). Допускается отказ и в случае нарушения ассортимента - при этом можно отказаться как от всего товара, так и от части, не соответствующей договору, или потребовать заменить ее (ст.468 ГК РФ).
Позаботимся о доказательствах
Если у покупателя есть право на отказ от товара, то он может не подписывать накладные или другие сопроводительные документы. Но зафиксировать недостатки документально нужно обязательно. Акт об обнаружении недостатков составляет комиссия, образованная приказом руководителя. В состав комиссии можно пригласить представителя, не состоящего в штате предприятия. А если есть возможность, то нужно позвать и представителя продавца. Если же покупатель сам проводит приемку, то можно провести фото- или видеосъемку, чтобы заручиться дополнительными доказательствами. Как нужно составлять акт? Правила приемки товара по количеству и качеству, в том числе и актирования недостатков, содержат Инструкции N N П-6 и П-7 (утв. Постановлениями Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7). Ими предусмотрены сроки, порядок составления акта и его обязательные реквизиты. Но применяются Инструкции лишь тогда, когда это прямо указано в договоре. В других случаях акт нужно составлять в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом нужно позаботиться, чтобы он соответствовал признакам первичных документов. Поэтому лучше для этих целей применять форму ТОРГ-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Если же покупатель все-таки решил подписать накладные, то в них нужно сделать отметку о несоответствии товара условиям договора и актировании. Акт вместе с сопровождающими товар документами передается в бухгалтерию, но товар на баланс не приходуется.
Пунктуальность - вежливость комиссии
Принимая товар, покупатель обязан его проверить. И сделать это надо в сроки, указанные в Инструкциях или договоре. Иначе можно лишиться права на предъявление претензии. Например, согласно Инструкции N П-7 товар при иногородней поставке должен быть проверен в течение 20 дней, при одногородней - в течение 10 дней. В этот же срок должны быть выявлены и зафиксированы актом недостатки качества и комплектности. Но в то же время торговые организации в течение гарантийного срока могут актировать недостатки качества или комплектности, обнаруженные при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товара. И на выявление скрытых недостатков, которые нельзя обнаружить при обычном осмотре, Инструкция отводит тоже четыре месяца. Когда же Инструкции не применяются, выявить и актировать недостатки, а также направить продавцу претензию покупатель сможет в течение гарантийного срока. Если, конечно, более короткий срок не установлен договором.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Акт о выявленных недостатках качества товара | | N 04/83 | | | | г. Самара 12 апреля 2004 г.| | | | Настоящий акт составлен на складе ЗАО "Паритет" (покупатель)| |по адресу: г. Самара, ул. Ленина, 12, комиссией в составе| |работников ЗАО "Паритет": Спиваковой Н.С. (товаровед),| |Малышевой Г.А. (бухгалтер), Сердюкова М.В. (экспедитор). | | Представитель ООО "Лотос" (продавец), вызванный для участия| |в приеме товара телеграммой от 06.04.2004, не явился. | | Прием товара начат в 12.00 часов. | | При осмотре партии лекарственных средств, поступивших от| |продавца по договору от 20.01.2003 N 15/03 согласно накладным| |N N 45, 46, 47 от 05.04.2004, счетам—фактурам N N 6701, 6702,| |6703 от 05.04.2004, комиссия выявила следующие недостатки. | | 1. Повреждена коробка с 20 упаковками раствора аспаркама для| |инъекций с капсулами по 10 мл: вмятины, подтеки жидкости. В| |8 упаковках капсулы разбиты полностью, в 12 — частично, все| |упаковки имеют вмятины, повреждения формы, залиты, имеют| |серо—желтые подтеки. | | 2. Установлены расхождения между документами на препарат| |лактин и фактически поступившим товаром: в накладной N 47 от| |05.04.2004 указаны 80 упаковок с флаконами по 200 единиц| |препарата, фактически получены 76 упаковок, из них 15 упаковок с| |флаконами по 100 единиц лактина. Тара, маркировка и пломба не| |повреждены. | | При осмотре была произведена фотосъемка товара. | | Прием завершен в 13.15 часов. | | Заключение комиссии: | | 20 упаковок раствора аспаркама полностью повреждены| |механическими действиями, не могут быть использованы или| |реализованы. Препарат лактин неправильно укомплектован на складе| |продавца, до упаковки. Образование недостачи при транспортировке| |маловероятно. | | | | Подписи членов комиссии, руководителя ЗАО "Паритет" | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Е.В.Контонистова Юрист консалтинговой группы "Что делать Консалт" Подписано в печать 19.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |