Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Модернизация автомобиля: внимание на стоимость ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)



"Учет.Налоги.Право", N 15, 2004

МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ: ВНИМАНИЕ НА СТОИМОСТЬ

Отражая расходы на модернизацию легковых автомобилей и микроавтобусов, бухгалтеру нужно внимательно следить за их новой первоначальной стоимостью. Если она превысит установленный лимит, в налоговом учете к норме амортизации нужно будет применять понижающий коэффициент.

Расходы на модернизацию транспортного средства включаются в его первоначальную стоимость как в бухгалтерском (п.14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), так и в налоговом учете (п.2 ст.257 НК РФ). Напомним, что работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.

Пример. В августе 2002 г. организация приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 294 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В налоговом учете автомобиль относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно. Организация установила максимальный срок полезного использования - 5 лет, или 60 месяцев. Такой же срок установлен в бухгалтерском учете. Амортизация в обоих учетах начисляется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 4900 руб. (294 000 руб. / 60 мес.).

Ежемесячно начиная с сентября 2002 г. бухгалтер делал запись:

Дебет 26 Кредит 02

- 4900 руб. - начислена амортизация.

В апреле 2004 г. автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель. Его стоимость составила 29 400 руб. без НДС. Старый двигатель, снятый с автомобиля, оприходован на склад по рыночной стоимости - 10 000 руб.

Предположим, что в результате модернизации срок полезного использования не увеличился.

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет 08 Кредит 60

- 29 400 руб. - отражена стоимость нового двигателя;

Дебет 01 Кредит 08

- 29 400 руб. - увеличена первоначальная стоимость легкового автомобиля на стоимость нового двигателя;

Дебет 10 Кредит 91-1

- 10 000 руб. - оприходован старый двигатель по рыночной стоимости.

В налоговом учете стоимость старого двигателя (10 000 руб.) бухгалтер включит во внереализационные доходы (п.13 ст.250 НК РФ).

Первоначальная стоимость автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличится на сумму произведенных расходов и составит 323 400 руб. (294 000 + 29 400).

В связи с этим бухгалтеру необходимо пересчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Для этого используются остаточная стоимость транспортного средства на 1-е число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и норма амортизационных отчислений, определяемая исходя из оставшегося срока полезного использования.

Начислять амортизацию по-новому бухгалтер будет начиная с мая 2004 г. Сумма начисленной амортизации по апрель 2004 г. включительно составила (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) 98 000 руб. (4900 руб. х 20 мес.). Остаточная стоимость с учетом расходов на модернизацию на 1 мая составила 225 400 руб. (323 400 - 98 000).

Оставшийся срок полезного использования автомобиля равен 40 мес. (60 - 20). Сумма амортизации за месяц составит 5635 руб. (225 400 руб. : 40 мес.).

С мая 2004 г. бухгалтер начисляет амортизацию по автомобилю проводкой:

Дебет 26 Кредит 02

- 5635 руб. - начислена амортизация по модернизированному легковому автомобилю.

При начислении амортизации в налоговом учете нужно не упустить важную особенность. К норме амортизации по легковым автомобилям и микроавтобусам первоначальной стоимостью более 300 000 и 400 000 руб. соответственно применяется специальный понижающий коэффициент 0,5 (п.9 ст.259 НК РФ).

В нашем примере первоначальная стоимость легкового автомобиля после модернизации (323 400 руб.) превысила установленный в налоговом учете лимит. Норма амортизационных отчислений, равная 2,5% (1 : 40 мес. х 100%), должна быть уменьшена вдвое: 2,5% х 0,5 = 1,25%. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в налоговом учете составит 2817,5 руб. (225 400 руб. х 1,25%).

Таким образом, в бухгалтерском учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю будет больше, чем в налоговом учете, на 2817,5 руб. (5635 - 2817,5). Указанная сумма по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" представляет собой вычитаемую временную разницу, которая формирует отложенный налоговый актив (ОНА). Ежемесячно в течение 40 месяцев начисления амортизации бухгалтер отражает ОНА:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расходы по налогу на прибыль"

- 676,2 руб. (2817,5 руб. х 24%) - сформирован ОНА.

Через 40 месяцев в бухгалтерском учете автомобиль будет полностью самортизирован. А в налоговом учете он будет амортизироваться еще столько же времени. В течение него бухгалтер будет ежемесячно погашать начисленный ОНА также по 676,2 руб. в месяц обратной проводкой.

О.А.Курбангалеева

Аудитор

Подписано в печать

19.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Убыток переходного периода и ПБУ 18/02 ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15) >
Статья: Покупатель против недостатков ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.