|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Модернизация автомобиля: внимание на стоимость ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)
"Учет.Налоги.Право", N 15, 2004
МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ: ВНИМАНИЕ НА СТОИМОСТЬ
Отражая расходы на модернизацию легковых автомобилей и микроавтобусов, бухгалтеру нужно внимательно следить за их новой первоначальной стоимостью. Если она превысит установленный лимит, в налоговом учете к норме амортизации нужно будет применять понижающий коэффициент.
Расходы на модернизацию транспортного средства включаются в его первоначальную стоимость как в бухгалтерском (п.14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), так и в налоговом учете (п.2 ст.257 НК РФ). Напомним, что работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.
Пример. В августе 2002 г. организация приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 294 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В налоговом учете автомобиль относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно. Организация установила максимальный срок полезного использования - 5 лет, или 60 месяцев. Такой же срок установлен в бухгалтерском учете. Амортизация в обоих учетах начисляется линейным способом. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 4900 руб. (294 000 руб. / 60 мес.). Ежемесячно начиная с сентября 2002 г. бухгалтер делал запись:
Дебет 26 Кредит 02 - 4900 руб. - начислена амортизация. В апреле 2004 г. автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель. Его стоимость составила 29 400 руб. без НДС. Старый двигатель, снятый с автомобиля, оприходован на склад по рыночной стоимости - 10 000 руб. Предположим, что в результате модернизации срок полезного использования не увеличился. В бухгалтерском учете сделаны проводки: Дебет 08 Кредит 60 - 29 400 руб. - отражена стоимость нового двигателя; Дебет 01 Кредит 08 - 29 400 руб. - увеличена первоначальная стоимость легкового автомобиля на стоимость нового двигателя; Дебет 10 Кредит 91-1 - 10 000 руб. - оприходован старый двигатель по рыночной стоимости. В налоговом учете стоимость старого двигателя (10 000 руб.) бухгалтер включит во внереализационные доходы (п.13 ст.250 НК РФ). Первоначальная стоимость автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличится на сумму произведенных расходов и составит 323 400 руб. (294 000 + 29 400). В связи с этим бухгалтеру необходимо пересчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений. Для этого используются остаточная стоимость транспортного средства на 1-е число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и норма амортизационных отчислений, определяемая исходя из оставшегося срока полезного использования. Начислять амортизацию по-новому бухгалтер будет начиная с мая 2004 г. Сумма начисленной амортизации по апрель 2004 г. включительно составила (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) 98 000 руб. (4900 руб. х 20 мес.). Остаточная стоимость с учетом расходов на модернизацию на 1 мая составила 225 400 руб. (323 400 - 98 000). Оставшийся срок полезного использования автомобиля равен 40 мес. (60 - 20). Сумма амортизации за месяц составит 5635 руб. (225 400 руб. : 40 мес.). С мая 2004 г. бухгалтер начисляет амортизацию по автомобилю проводкой: Дебет 26 Кредит 02 - 5635 руб. - начислена амортизация по модернизированному легковому автомобилю. При начислении амортизации в налоговом учете нужно не упустить важную особенность. К норме амортизации по легковым автомобилям и микроавтобусам первоначальной стоимостью более 300 000 и 400 000 руб. соответственно применяется специальный понижающий коэффициент 0,5 (п.9 ст.259 НК РФ). В нашем примере первоначальная стоимость легкового автомобиля после модернизации (323 400 руб.) превысила установленный в налоговом учете лимит. Норма амортизационных отчислений, равная 2,5% (1 : 40 мес. х 100%), должна быть уменьшена вдвое: 2,5% х 0,5 = 1,25%. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в налоговом учете составит 2817,5 руб. (225 400 руб. х 1,25%). Таким образом, в бухгалтерском учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю будет больше, чем в налоговом учете, на 2817,5 руб. (5635 - 2817,5). Указанная сумма по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" представляет собой вычитаемую временную разницу, которая формирует отложенный налоговый актив (ОНА). Ежемесячно в течение 40 месяцев начисления амортизации бухгалтер отражает ОНА: Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расходы по налогу на прибыль" - 676,2 руб. (2817,5 руб. х 24%) - сформирован ОНА. Через 40 месяцев в бухгалтерском учете автомобиль будет полностью самортизирован. А в налоговом учете он будет амортизироваться еще столько же времени. В течение него бухгалтер будет ежемесячно погашать начисленный ОНА также по 676,2 руб. в месяц обратной проводкой.
О.А.Курбангалеева Аудитор Подписано в печать 19.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |